ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКА
1.1. Понятие умственного воспитания в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Сущность и задачи умственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 19
1.3. Понятие, виды, значение использования лэпбука в дошкольном
возрасте 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЭПБУКА С ЦЕЛЬЮ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Деятельность педагога ДОО по использованию лэпбука с целью
умственного воспитания старших дошкольников 32
2.2. Результаты экспериментальной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. В этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.
Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Дети впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу можно заметить последствия этого. Особенности психологического развития во многом определяют как стихийное, так и специально организованное обучение и развитие. Правильно организованное обучение и развитие способствует нормальному психологическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психологические качества и свойства личности.
Дети старшего дошкольного возраста более развиты. Знают содержание многих игр и имеют опыт их проведения, сами определяют, кому начинать игру, устанавливают очередность, оценивают результат. Их радует не только процесс игры и выполнение поставленной дидактической задачи, но и само преодоление трудностей.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - игре. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста, возрастают. Стремление родителей развить в ребенке какие-либо необычайно высокие способности, приводят к тому, что у детей не остается достаточно времени для игр. Часто происходит вытеснение игры учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.
Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Теорию игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс), так и отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Педагоги создавали и создают целые системы дидактических игр. Это Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.
Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную умственную деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода - игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений стало использоваться новое дидактическое средство для умственного воспитания - лэпбук.
Одной из инновационных форм работы по умственному воспитанию дошкольников является создание «лэпбуков» различной тематики.
Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Д.А. Гатовская в своей статье очень точно сказала «Лэпбук - это ... полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов» [2].
Всё вышесказанное послужило выбору темы выпускной квалификационной работы «Лэпбук как средство умственного воспитания старших дошкольников».
Проблема исследования: как использование лэпбука влияет на умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование лэпбука в процессе умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение проблемы использования лэпбука в качестве средства умственного воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
2) описать систему мер по использованию лэпбука в образовательном процессе ДОО с целью умственного воспитания старших дошкольников;
3) провести экспериментальную работу по апробации занятий с лэпбуком и оценить их влияние на уровень умственного развития старших дошкольников в МБДОУ ДС №24, г. Кузнецк.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование лэпбука повысит эффективность работы по умственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование лэпбука в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- систематическая сменяемость материалов в лэпбуке;
- использование в лэпбуке содержания, направленного на решение задач умственного воспитания старших дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тест, педагогический эксперимент.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке и внедрения модели по умственному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры в лэпбук.
Практическая значимость разработанная модель по умственному воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с игрой в лэпбук может быть использована на практике ДОО.
База исследования: МБДОУ ДС №24, г. Кузнецк.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте - своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития является мышление. Мышление является высшей ступенью человеческого познания - это опосредованное обобщенное отражение действительности. В процессе мышления отражаются существенные свойства предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерности. Направленность мышления на отражение существенных свойств и предметов придает ему аналитико-синтетический характер, что обеспечивает функцию регулирования всей познавательной деятельности [1].
Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, познавательного преобразовательного характера [3].
Особенности развития мышления дошкольников изучали многие психологи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн и др.
В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление - это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [3].
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим [7].
Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря этому виду мышления, ребенку удается наиболее абстрактно решать мыслительные задачи. Самой важной особенностью мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте является способность видеть относительность той или иной логической системы и избегать противоречий, связанных с относительностью системы отсчета [7].
Развитие логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения [3].
Вопросу формирования мышления необходимо уделять внимание с самого раннего детства. Особенности развития мышления дошкольников изучали многие психологи и педагоги: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Жан Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие. Они считали, что возникновение мышления у ребёнка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предмета, явлений, к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними. На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: формируются и развиваются формы мышления и мыслительные операции.
Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированное™ мыслительных операций внутри каждой из них.
В психолого-педагогической науке разработаны диагностические методики, позволяющие выявить уровень сформированности операций логического мышления. В данной методики были адаптированы методики Р.С. Немова и Л.Ф. Тихомировой. Диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребёнком в специально созданных условиях. Это позволило получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления у детей на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
В рамках теоретического анализа педагогической литературы и изучения педагогического опыта работы раскрыты понятие, виды, значение и особенности использования лэпбука в дошкольном возрасте.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук - самостоятельное полноценное средство развития детей, отвечающее всем требованиям ФГОС. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, воспитание умственных способностей. В работе было показано влияние лэпбука на умственное воспитание старших дошкольников. Данная работа осуществляется с учётом основных дидактических и методических принципов и способствует реализации содержания умственных задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Была проведена экспериментальная работа по изучению влияния лэпбука на уровень умственного развития старших дошкольников, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного педагогических исследований.
Результаты констатирующего исследования побудили к поиску новых форм работы с детьми по повышению умственного уровня развития. Такой новой формой работы стал лэпбук.
Формирующее исследование включало в себя: выбор форм работы с детьми по умственному развитию, разработку плана работы на учебный год по временам года, изготовление лэпбука, подготовку необходимого материала; проведение систематической работы в течение учебного года по умственному развитию посредством сменяемого лэпбука и его содержимого в течение учебного года.
Контрольное исследование было направлено на анализ результатов опытно-исследовательской работы по влиянию лэпбука на уровень умственного развития старших дошкольников. Результаты показали положительную динамику.
В результате проведенного исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Уровень умственного развития детей данной группы повысился.
Таким образом, гипотеза о том, что использование лэпбука повысит эффективность работы по умственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- систематическое использование лэпбука в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- систематическая сменяемость материалов в лэпбуке;
- при использовании лэпбука предлагать детям задания, направленные на умственное развитие, нашла свое подтверждение в результатах исследования.
1. Андрюшина Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства. - Самара: ООО «НТЦ». - 2017. - С. 84-86.
2. Блохина Е. Лэпбук - наколенная книга. Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина. Обруч. Образование: Ребенок и ученик. - 2015. - № 4. - С. 29-30.
3. Болотова И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 35-38.
4. Брынзарей Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 111 с.
5. Бурачевская Н.И. Интерактивные средства формирования произносительной стороны речи. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24-28 апреля 2017 г.) Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. - С. 36-47.
6. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). - С. 95-97.
7. Бурачевская О. В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи. Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4. - С. 12-14.
8. Бурачевская О.В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития. Педагогические инновации: от теории к практике. - 2015. - 460 с.
9. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2011. - 212 с.
10. Волков Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет. Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
11. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в ловиях ФГОС. Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Пермь, апрель 2015 г. - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - Москва: Мозаика - Синтез, 2015. - 112 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2015 - 464 с.
14. Киракосян А. В. Лэпбук как результат проектной деятельности. - 2016. - 204 с.
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.:
Просвещение, 2015. - 180 с.
16. Лукашук О.С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности - 2016. - 456 с.
17. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
18. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2001. - 640 с.
19. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: Детство - Пресс, 2016. - 352 с.
20. Нурисламова А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования. А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф.
Самара, март 2016 г. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 89-91.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология. - 2-е изд., стереотип. - М.:
Тривола, 2001. - 360 с.
22. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Е.Н. и др. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 333 с.
23. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка дошкольника: ближние и дальние горизонты. - М.: Обруч. - 2013. - 190 с.
24. Попова Е.Н. Пословицы и поговорки. - Якутск: Бичик, 2012. - 48 с.
25. Попова Л.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения. Журнал «Коррекционная работа в ДОУ». - 2015.
- №5. - С. 30-32.
26. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от
21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Российская газета. Федеральный выпуск. - № 6241 (265). - 2013.
27. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 566 с.
28. Радыгина П.Н. Речевые проблемы современных дошкольников. Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6 - 1.
29. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего
дошкольного возраста. Сост. Л.Е. Кыласова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 235
30. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет под редакцией О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 192 с.
31. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М: Эксмо, 2015. - 161 с.
32. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 2014. - 87 с.