ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Требования современных образовательных стандартов
к подготовке детей к обучению в школе 7
1.2. Возрастные особенности развития универсальных учебных
действий на ступени предшкольного образования 12
1.3. Интеллектуальная готовность старших дошкольников к
обучению в школе 20
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСПЕШНОЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1. Диагностика интеллектуальной готовности детей
подготовительной группы к обучению в школе 30
2.2. Рекомендации по созданию в детском саду условий для
эффективной интеллектуальной подготовки детей к школьному обучению 45
2.3. Рекомендации родителям по созданию условий для успешной интеллектуальной подготовки детей к обучению в школе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет дошкольное образование как первую ступень общего образования. Внедрение стандарта в дошкольное образование предопределило пересмотр традиционной предшкольной подготовки в плане формирования учебных компетенций у дошкольников, развитие у них умений учиться, мыслить логически, самостоятельно развивать интеллектуальную сферу. Также в стандарте представлены целевые ориентиры, представляющие психологические и социальные характеристики достижений детей к окончанию дошкольного образования. То есть, одним из важных направлений ФГОС ДО является формирование потенциала личности ребенка-дошкольника, в том числе и в интеллектуальной сфере «...обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; .... способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» [32].
Переход от дошкольного детства к школьному является одним из самых важных и ответственных этапов жизни человека. Адаптация к переменам требует от детского организма большого напряжения сил, перестройки его работы. Поэтому в этот период задачей окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) становится обеспечение благоприятных условий для всестороннего развития и полноценной подготовки дошкольника к школьному обучению.
Подготовка детей к обучению в школе является одной из наиболее актуальных проблем и важных задач дошкольных образовательных организаций, так как усложнение требований к обучению возрастает с каждым годом. Исходя из этого, предъявляются и все более высокие требования к детям, поступающим в первый класс. Особое значение в условиях продолжения модернизации образования приобретает проблема преемственности дошкольного и начального обучения, ядром которой выступает готовность детей к обучению в школе. Проблема подготовки ребенка к обучению в школе не нова, но на современном этапе приобретает особую актуальность в связи с повышением требований к усвоению программы современной школы
Современная школа призвана решать непростые задачи образования и воспитания подрастающего поколения: 1) личностное развитие детей: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, 2) освоение ими универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), 3) познание и освоение мира. В свете глобальных экономических, политических и социальных преобразований нашего общества от современных воспитателей и учителей требуется совершенствование системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка - подготовка детей к обучению в школе.
Успех обучения в школе во многом зависит от уровня подготовки ребенка в период дошкольного детства. К старшему дошкольному возрасту определяющей для готовности ребенка к школьному обучению является сформированность «базиса личностной культуры», основной характеристикой которой является компетентность, включающая в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский один из первых предопределил готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребёнка не столько как количественное накопление знаний, сколько как уровень развития интеллектуальных процессов, т.е. качественных особенностей детского мышления.
Исследованием формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе в дальнейшем занимались детские психологи A. В. Запорожец, К.К. Платонов, Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин B. С. Мухина, Н.Н. Поддъяков и другие ученые. В то же время этот вопрос приобретает современный смысл и поэтому требует дальнейшего изучения.
Как показывает практика, для большинства детей, не получивших по каким-либо причинам полноценного развития в дошкольном возрасте, поступление в школу оказывается сложным испытанием. Поэтому для обеспечения быстрого и легкого периода перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, необходимо создавать максимально благоприятные условия для развития интеллектуальной и творческой личности каждого ребенка, готовой принять новую социальную роль и статус ученика.
Вышесказанное и обусловило актуальность выбранной нами темы исследования.
Объект исследования - интеллектуальная подготовка детей старшего дошкольного возраста в современных условиях.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия интеллектуальной подготовки дошкольников к обучению в школе.
Целью исследования является выявление условий успешной интеллектуальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
методическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать требования современных образовательных стандартов к предшкольной подготовке детей дошкольного возраста;
3) рассмотреть, в чем заключается интеллектуальная готовность старших дошкольников к обучению в школе;
4) исследовать уровень интеллектуальной готовности детей подготовительной группы к обучению в школе;
5) разработать рекомендации родителям и для детского сада по созданию условий для успешной интеллектуальной подготовки детей к школьному обучению.
В исследовании применялась следующие методы: анализ литературы, диагностические методики, обобщение педагогического опыта.
Теоретическую основу исследования состaвили идеи и концепции обучения и воспитaния детей дошкольного возpaстa, подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возpaстa Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Люблинской А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьяковa, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы студентами на практике и воспитателями ДОО в работе по интеллектуальной подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Бaзa исследовaния: МБДОУ детский сад «Искорка» с. Индерка Сосновоборского района Пензенской области. B экспеpиментaльной paботе приняли участие 13 детей подготовительной группы.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что проблема создания необходимых условий для успешной интеллектуальной подготовки детей к обучению в школе является актуальной для современной дошкольной педагогики и методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели требования современных образовательных стандартов к предшкольной подготовке детей, возрастные особенности развития универсальных учебных действий на ступени предшкольного образования, особенности интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
В соответствии с ФГОС ДО предшкольное образование является необходимым условием подготовки детей к обучению в школе. Рассмотренные нами возрастные особенности формирования универсальных учебных действий (личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный компоненты) характерны для детей дошкольного возраста и их соблюдение в процессе развития личности ребенка, несомненно, является необходимым условием успешного подготовки детей к поступлению в школу.
В структуре различных психологических параметров готовности наиболее важное значение имеет интеллектуальная готовность - наличие кругозора и сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих будущему ученику успешно осуществлять учебную деятельность. Под интеллектуальной готовностью к обучению в школе понимают развитое дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, т.е. способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец, логическое запоминание, наличие интереса к знаниям, процессу их получения, овладение разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов
Поступление в школу и начало обучения является сложным этапом в жизни подрастающего человека, требующим определенного уровня интеллектуальной подготовки для выполнения нового вида деятельности - учебного.
Во второй главе работы мы рассмотрели методические основы интеллектуальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
На основе критериев психологических параметров готовности к школьному обучению выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. В рамках темы нашего исследования мы делали акцент на интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению, т.е. их способности к овладению такими мыслительными операциями как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; умений устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. На основе данных параметров создаются диагностические методики для определения уровня интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
Проведенный нами анализ методик, позволяющих оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, позволяет сказать о значительном интересе к данной проблеме, который является следствием заботы о подрастающем поколении.
В нашем исследовании для определения уровня интеллектуальной готовности детей подготовительной группы к обучению в школе были подобраны несколько диагностических методик. Цель экспериментального исследования заключалась в выявлении уровня интеллектуального развития старших дошкольников.
Подобранные методики позволили нам провести диагностику детей на выявление уровня их интеллектуальной готовности к обучению школе. В исследовании участвовало 13 детей подготовительной группы МБДОУ детский сад «Искорка» с. Индерка Сосновоборского района Пензенской области. Результаты проведенного исследования описаны в параграфе 2.1 настоящей работы.
В целом же проведенное исследование показало, что в данной возрастной группе есть дети, которые полностью готовы к школьному обучению в плане интеллектуального развития, но есть и дети, которые нуждаются в проведении психокоррекционной работы, для дальнейшего успешного поступления и обучения в школе
В связи с этим в параграфах 2.2 и 2.3 мы приводим рекомендации педагогам ДОО и родителям по созданию необходимых условий в детском саду и дома для эффективной интеллектуальной подготовки детей к школьному обучению. Соблюдение данных условий и выполнение предложенных рекомендаций позволит провести коррекционную работу с детьми со средним и низким показателем интеллектуального развития, и успешно подготовить их к школьному обучению.
Умелая организация успешного взаимодействия ДОУ и семьи также является одним из необходимых условий для построения единой системы воспитания, направленной на оптимальное личностное развитие ребенка и его интеллектуальную подготовку к поступлению в школу. Реализация общих целей педагогами и родителями будет способствовать повышению уровня интеллектуальной готовности детей к обучению в школе, что в свою очередь не допустит в будущем возникновению различных проблем, негативно влияющих на развитие личности ребенка, его мотивации и сознания.
Таким образом, сделанные выводы позволяют нам считать, что цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний. - СПб.: Питер, 1999. - 692 с.
2. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - №3. - С.5-7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualnoy-gotovnosti-starshego-doshkolnika-k-uchebe-v-shkole
3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. А.Ф. Ануфриев, С.Н.Костромина. - М.: Изд-во «Ось-89», 1998. - 224 с. (Практическая психология).
4. Бардина К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). - М.: Знание, 1983. - 96 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6. Бойкина М.В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению. // Академический вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2014. - №2 (25). - С. 40-42.
7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?: Психологическая подготовка ребенка. - М.: Знание, 1994. - 190 с.
8. Взаимодействие педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения с родителями воспитанников: учебно-методическое пособие. Авт.-сост. Удова О.В., Коломиец Е.В. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. - 156 стр. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.psy.su/mod_ files/additions_1/fle_file_additions_1_2422.pdf
9. Волкова И.В. Формирование социальной уверенности как качества становящейся личности посредством подвижных игр [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / И.В. Волкова. - Нижний Новгород, 2006. - Режим доступа:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-01/dissertaciya-formirovanie-sotsialnoy-uverennosti-kak-kachestva-stanovyascheysya-lichnosti-posredstvom-podvizhnyh-igr#ixzz3oNzQIkdq
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky ss-v-6tt t4 1984/
11. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
12. Готовность ребенка к школе. / Под ред. А.В. Гордиец. - Р-на-Д.: Феникс, 2006. - 128 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:
Академический Проект, 2000. - 184 с. (Руководство практического
психолога).
14. Давыдова Т.В. Семья как персональная микросреда развития
ребенка. // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sociosphera.com/
files/conference/2012/k-2-1-12.pdf
15. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 56-60. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://e-koncept.ru/2015/95518.htm
16. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Сфера, 2002. - 120 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rebenok.org
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: для бакалавров: учебник по направлению 050100 «Педагогическое образование». / О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др. - СПб.: Питер, 2015. - 460 с.
18. Дошкольное образование: инновации, перспективы развития:
коллективная монография. / Л.В. Коломийченко, Л.В. Трубайчук, Л.Н.
Худякова [и др.]; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 269 с.
19. Екшембеева Г.Н., Кулкаева Р.М. Интеллектуальная готовность дошкольника к школе: сущность и критерии. // Актуальные вопросы современной науки Материалы XXV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. / Научный редактор И.А. Рудакова. - М., 2014. - С. 61-63.
20. Захарова Л.Е. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы старших дошкольников как фактор психологической готовности к школе. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 268-271
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / Под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. (Стандарты второго поколения).
22. Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. - 460 с.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
24. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. - М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. - 144 с.
25. Кравцова Е.Е. Психологическая готовность ребенка к школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
26. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. - 216 с.
27. Макеева С.С. Социализация личности дошкольника как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy- opyit/news 1802.html
28. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
29. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
30. Павлова Н.Р. Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/616491/
31. Пищаева М.В. Готовность к обучению. / М.В. Пищаева, С.В. Денисова, В.Ю. Маслова. - Арзамас: АГПИ, 2007. - 80 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://refdb.ru/look/2456439-pall.html
32. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)». Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
#ixzz3TAhxy9iP
33. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 336 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://u20.edu35.ru/attachments/ article/281/Программа - От рождения до школы.РЭР
34. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. (Стандарты второго поколения).
35. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к
обучению в школе. // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - Тверь: Тверской
государственный университет, 2013. - С. 58-59.
36. Салмина Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. - М.: МГНПУ, 2006 . - 210 с.
37. Семаго Н.Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.
38. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2006. - 336 с.
39. Теппер Е.А., Гришкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения. // Сибирское медицинское обозрение. - 2011.- № 1 (67). - С. 12-16.
40. Учебная тетрадь «Игралочка». / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Ювента, 2015. - 80 с.
41. Шкоркина Т.Б. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2011. - Т. 1. - № 1-1 (5). - С. 93-97.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.