Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Работа №162393

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЕ 9
1.1. Понятие и сущность социального взаимодействия 9
1.2. Готовность обучающихся СПО к социальному
взаимодействию в профессиональной сфере как предмет психологопедагогического анализа 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 50
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ 52
2.1. Организация и методики исследования 52
2.2. Изучение уровня готовности обучающихся СПО к
социальному взаимодействию в профессиональной сфере 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ 80
3.1. Характеристика проекта «Социальное взаимодействие» 80
3.2. Характеристика реализации проекта «Социальное
взаимодействие» 86
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Важнейшими институтами
социализации являются учреждения системы среднего профессионального образования, формирующие профессиональную культуру и
профессиональные качества будущих специалистов.
Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. Современный этап развития средней профессиональной школы характеризуется устойчивой тенденцией к расширению масштабов подготовки специалистов.
В связи с политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности. Компетентностный подход направлен на формирование и развитие компетенций: базовых, профессиональных и специальных.
Требования общества, предъявляемые к качеству современного образования, отражены и зафиксированы в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования. В современных законодательных документах, программах развития образования (Федеральный закон «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Государственная программа «Развитие образования на 2013 - 2020 годы») отражена идея модернизации профессионального
образования в соответствии с потребностями социально-экономического развития страны и конкурентоспособности на мировой арене: акцент ставится на развитие специалистов, способных к кооперации и социальному взаимодействию на основе современных принципов диалога и сотрудничества, общепринятых моральных норм и социокультурных ценностях.
В стандартах ФГОС ключевыми компетенциями выпускников СПО являются способность работать и осуществлять профессиональную деятельность в команде, готовность к кооперации, сотрудничеству, работе в коллективе на общий результат, способность организовывать деятельность группы людей и управлять ею, позитивно и доброжелательно общаться, погашать и разрешать конфликты. Таким образом, в настоящее время перед профессиональным образованием стоит задача подготовки обучающахся к организации, осуществлению и регуляции продуктивной и согласованной совместной (учебной и профессиональной) деятельности, то есть к социальному взаимодействию в профессиональной сфере. Анализ научной литературы, актуальных тенденций развития образования, состояния теории и практики профессионального образования показывает ряд противоречий:
на общественно-государственном уровне: между заказом
современного общества и государства на подготовку мобильных, высококвалифицированных специалистов, способных результативно организовывать и регулировать социальное взаимодействие в ходе выполнения профессиональной деятельности, и слабо выраженной ориентированностью организаций среднего профессионального образования на данную подготовку;
на образовательно-отраслевом уровне: между потенциалом
образовательного процесса в учебном заведении среднего профессионального образования в контексте подготовки будущих специалистов к социальному взаимодействию в профессиональной сфере и неразработанностью психолого - педагогического обеспечения в виде организационно - педагогических условий, систем диагностики и средств оценки готовности обучающихся к данному взаимодействию с учетом перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты;
на социально-личностном уровне: между необходимостью будущего специалиста в качественной организации, результативном осуществлении социального взаимодействия в профессиональной сфере и отсутствием осознанного отношения к данному взаимодействию как одной из личностнопрофессиональных характеристик подготовленного и востребованного на рынке труда специалиста
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: неразработанность психолого-педагогических условий развития готовности обучающихся среднего профессионального образования к социальному взаимодействию в профессиональной сфере.
Цель исследования: выявить уровень и психолого-педагогические условия развития готовности обучающихся среднего профессионального образования к социальному взаимодействию в профессиональной сфере.
Объект исследования: готовность обучающихся среднего
профессионального образования к социальному взаимодействию в профессиональной сфере.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития готовности обучающихся среднего профессионального образования к социальному взаимодействию в профессиональной сфере.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд важных выводов.
В рамках теоретического анализа, была изучена справочноэнциклопедическая, философская, социологическая, психолого
педагогическая, научно-методическая литература, которая позволила выявить теоретические предпосылки подготовки обучающегося СПО к социальному взаимодействию в профессиональной сфере.
Представляется возможным определить социальное взаимодействие - как непосредственные или опосредованные взаимосвязанные и взаимообусловленные действия двух и более субъектов, направленные на решение различных задач, которые определяются потребностями в обогащении знаний и опыта, обмене информацией и ценностями, осуществ - лении совместной деятельности и рефлексии по ее преобразованию.
Изучение содержательно-смысловых характеристик профессиональной деятельности и профессиональной сферы способствовало конкретизации понятия «социальное взаимодействие в профессиональной сфере» как непосредственных или опосредованных взаимосвязанных и
взаимообусловленных действий, которые детерминированы потребностями работников организации в обогащении знаний и опыта, обмене информацией и ценностями, осуществлении совместной деятельности, рефлексии по ее преобразованию и направлены на совместное решение его участниками профессионально - ориентированных задач. При этом осуществляются межличностные и групповые коммуникации как культурные процессы.
Для выявления значения подготовки обучающихся среднего профессионального образования к социальному взаимодействию в профессиональной сфере был проведен анализ Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, в результате которого было выявлено, что подготовка к социальному взаимодействию в профессиональной сфере является неотъемлемым, органично интегрированным элементом профессиональной подготовки по различным направлениям, что определяет необходимость готовить обкчающихся СПО, способных компетентно осуществлять социальное взаимодействие и профессиональную деятельность совместно с другими членами коллектива.
На основании анализа понятий «подготовка», «профессиональная подготовка», характеристик обучающихся СПО как ее субъекта и выявленных сущности и содержания понятия социального взаимодействия в
профессиональной сфере был конкретизирован педагогический смысл понятия «подготовка обучающегося СПО к социальному взаимодействию в
профессиональной сфере» как педагогического процесса, направленного на освоение обучающимися СПО совокупности знаний, умений, ценностей, опыта совместной профессионально - ориентированной деятельности, на активизацию взаимосвязанных, взаимообусловленных действий, отражающих сущность социального взаимодействия в профессиональной сфере. Данный процесс реализуется посредством последовательного создания взаимосвязанных условий.
В то же время, необходимо отметить, что, несмотря на теоретическую разработку проблемы, с точки зрения средств ее решения наблюдается некоторая бессистемность, либо излишняя концентрация на чрезмерно узком аспекте проблемы. В итоге апробированных и достаточно эффективных программ по подготовке обучающихся выпускных курсов СПО к социальному взаимодействию в профессиональной сфере, слишком мало, хотя запрос как от общества, от потенциальных работодателей, от студентов, так и от государства, достаточно велик.
...


1. Абульханова - Славская К.А. Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты). Воронеж. 2001. С. 288 - 290.
2. Аверьянов А.И. Психолого - педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: дисс. канд. пед. наук. Москва.1994. С. 162 - 268.
3. Агеев В.В. Деятельность как социальный феномен. Алматы. 2004. С.289 - 312.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. Воронеж. 2005. С. 432 - 435.
5. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. С.245 - 248.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Москва. 2001. С. 376 - 380.
7. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва. 2001. С. 264 - 282.
8. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. Москва. 1985. С. 155 - 168.
9. Арстангалеева Г.Ф. Формирование культуры социального взаимодействия студента в открытом образовательном пространстве колледжа: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2011. С. 213 - 228.
10. Артамонов А.Л. Становление профессионально - культурного модуса поведения будущего специалиста гуманитарного профиля: дисс. канд. пед. наук. Красноярск. 2009. С. 209 - 218.
11. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: дисс. д - ра пед. наук. Ярославль. 1994. С. 431 - 456.
12. Барановская Л.А. Становление социальной ответственности современного студенчества: концептуальные положения. Красноярск. 2009. С.160 - 178.
13. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип / Проблема человека в современной философии (сборник статей). Москва. 1969. С. 79 - 188.
14. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. Москва. 2004. С. 357 - 380.
15. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений. Москва. 2000. С. 187-202..
... всего 110 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ