ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА 5
1.1. Понятия звуковой культуры речи, ее значение для развития детей
дошкольного возраста 5
1.2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками 8
1.3. Обзор методической литературы по развитию звуковой стороны
речи 11
1.4. Театрализованная деятельность как средство развития детей
дошкольного возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 26
2.1. Изучение звуковой стороны речи детей среднего дошкольного
возраста 26
2.2. Развитие звуковой стороны речи детей среднего дошкольного
возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Звуковая сторона речи представляет единое, но весьма сложное явление, которое в современной литературе рассматривается в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование
речедвигательного аппарата (М.М. Алексеева, М.Ф.Фомичева)[2;18].
Процесс развития звуковой стороны речи ребенка дошкольного возраста - процесс сложный и многоплановый, и для его успешной реализации необходима деятельность педагога по развитию и совершенствованию всех компонентов, которые являются необходимыми дляовладения детьми правильным произношением звуков родного языка, умениями регулировать речевое дыхание, силу голоса и темп речи. Одним из таких средств может являться театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую сторону речи, ее грамматический строй иартикуляционный аппарат.Также, с помощью театрализации дети могут усваивать богатство родного языка, его выразительные средства. В процессе разучивания роли, подготовки к ее исполнению происходит овладение всеми компонентами звуковой стороны речи, поскольку исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Цель исследования: изучение особенностей овладения звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста посредством использования театрализованной деятельности.
Объект исследования - звуковая сторона речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние театрализованной деятельности на развитие звуковой стороны речи детей среднего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы было выбрано следующее: театрализованная деятельность будет эффективным средством развития звуковой стороны речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности формирования звуковой стороны речи у дошкольников.
3. Провести психолого-педагогическую диагностику уровня развития звуковой стороны речи детей 4-5 лет.
4. Провести формирующий эксперимент по развитию звуковой стороны речи посредством театрализованной деятельности.
5. Провести анализ результатов исследования.
Принимая во внимание актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи ребенка, связанную с возросшим количеством негативных факторов, влияющих на развитие речи, и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, определяющим речевое развитие одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.
Проанализировав особенности овладения детьми звуковой стороной языка, мы согласны с тем, что в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, иначе их очень трудно бывает исправить впоследствии.
Наша работа была ориентирована на выявление особенностей речевого развития детей среднего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке,
проанализировано особенности развития речи детей дошкольников.
Во второй главе мы провели диагностику по изучению особенностей развития звуковой речи у детей 4-5 лет. В ходе чего нами было выявлено, что их всей группы детей только четверо детей не имеют отклонений в речи, остальные восемь человек имеют отклонения, отсюда следует, что обязательно необходимо устранить данные нарушения.
Также во второй главебыл проведен формирующий эксперимент, где изучалась звуковая сторона речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. В ходе эксперимента для формирования были предложены ряд театрализованных заданий. А также была проведена театрализованная игра, где дети могли проявить не только свои творческие способности, но и во время театрализации формировать правильное звукопроизношение, дикцию, уметь пользоваться темпом, ритмом, силой голоса. Предложенные задания являлись оптимальными для детей среднего возраста.
Таким образом, основные задачи развития речи - воспитание звуковой стороны речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе должно идти постепенное усложнение содержания речевой работы, меняться и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. 159с.
3. Артюшков И.В.Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. 1997. N4.0.66 - 75.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 255с.
5. Булычева А.И., Брофман В.В., Варенцова Н.С. и др. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Рекомендации и материалы к проведению. М.: "Детский центр Венгера", 1995. 69 с.
6. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.:
А.М.Леушина. М.: Просвещение, 2004. 370с.
7. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.:
Б.В. Беляев. М.: Просвещение, 2004. 370с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 328с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование. Лабиринт.1996. 416с.
10. Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи. Изд-во Академии пед.наук РСФСР:М.,1961.471с.
11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи// В защиту живого слова. М.: Просвещение. 1966. с.5 - 25.
12. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.,1949. с.235 - 247.
13. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов М., «Просвещение», 1997.
14. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. 2000. N6. С.98 - 105.
15. Как развивать речь малыша // Дошкольное воспитание. 1996. №5.
с.7.
16. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. Вып. 3. М.; 2006. с.9.
... всего 26 источников