ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ЖАНРУ ОПЕРЫ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.И.ГЛИНКИ
1.1. Сущность понятия «интерес» в педагогической и музыковедческой литературе 6
1.2. Истоки и развитие оперы как музыкального жанра 11
1.3. Значение оперного творчества М.И. Глинки в русском культурном наследии 19
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ЖАНРУ ОПЕРЫ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.И.ГЛИНКИ
2.1. Диагностика уровня развития интереса школьников к оперному жанру М.И.Глинки 36
2.2. Ход и результаты практической работы по развитию интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И.Глинки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Актуальность исследования. С течением времени, в системе общего образования, все больше и больше уделяется внимание развитию интереса школьников к оперному жанру.
Опера - музыкальный жанр, способный раскрыть духовную природу человека, принести пользу для музыкального образования подрастающего поколения, как неотъемлемой части всестороннего развития личности, сформировать культуру сознательного гражданина своей страны.
Опера имеет большое значение для развития у школьников интереса к музыке, способствует повышению эмоциональной восприимчивости к искусству и творческому мышлению.
Изучение оперы является неотъемлемой частью образования. Важность этого процесса заключается не только в формировании музыкальных знаний и навыков, но и в развитии личности учащихся, она помогает воспринимать музыку в синтезе искусств, развивает кругозор, учит уважать культуру других народов.
Изучение оперы должно начинаться с начальных классов общеобразовательной школы и продолжаться на протяжении всего учебного процесса с целью постепенного развития интереса школьников к жанру оперы.
С этой точки зрения, особо стоит выделить знакомство школьников с оперным творчеством великого русского композитора М.И. Глинки, основоположником национальной классической оперы, «отцом русской музыки». Его вклад в русскую музыкальную культуру неоценим. Новаторство композитора, идея которого заключалась в развития национального самосознания, дало толчок целой плеяде выдающихся отечественных композиторов, музыка которых основывалась на русской народной песенности и красоте русского языка. Оперное творчество М.И. Глинки имеет для школьников большую художественную ценность.
Все вышесказанное и определило выбор темы нашего исследования: «Развитие интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И.Глинки».
Цель исследования: определить педагогические условия развития интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И.Глинки.
Объект исследования: процесс развитие интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И.Глинки.
Предмет исследования: педагогические условия развития интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И.Глинки.
Изучение методической и музыкальной литературы позволило нам сформулировать гипотезу исследования: развитие интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И.Глинки будет осуществляться более эффективно при соответствующей подготовке учителя, создании эмоционально-творческой атмосферы на занятиях, систематическом и целенаправленном учебном процессе, правильном подборе методов и приемов развития интереса школьников к оперному жанру, детальном изучении оперного творчества М.И. Глинки.....
В целом, развитие интереса школьников к жанру оперы играет важную роль в образовании. Формирование интереса к опере зависит от профессионального уровня и опыта педагога, а также правильной организации преподавания изучения жанра оперы в системе школьного образования.
Развитие интереса к оперному жанру очень важно и значимо для развития личности школьника. Поощрение к участию в сценических представлениях и хоровому исполнению оперной музыки не только помогает школьникам развивать интерес к самому жанру оперы, но также помогает развивать социальные навыки, такие как общение, сотрудничество и лидерство, а также имеет много преимуществ для развития речи и произношения учащихся, для улучшения памяти и концентрации, позволяющим легко запоминать большие объемы текста и правильно петь.
В начале исследования мы предполагали, что интерес школьников к опере будет более эффективно развиваться при соответствующей подготовке учителя, создании эмоционально-творческой атмосферы на занятиях, систематическом и целенаправленном учебном процессе, правильном подборе методов и приемов развития интереса школьников к оперному жанру, детальном изучении оперного творчества М.И. Глинки.
В целях эффективного развития интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И. Глинки, мы сформулировали следующие задачи и реализовали их в теоретической и практической исследовательской работе:
- исследовать и провести анализ методической и музыкально - теоретической литературы, связанной с изучением развития интереса 52
школьников к оперному жанру;
- раскрыть сущность понятия «интерес» в педагогической и музыковедческой литературе;
- изучить истоки и развитие оперы как музыкального жанра;
- раскрыть значение оперного творчества М.И. Глинки в русском культурном наследии;
- провести диагностику уровня развития интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И.Глинки;
- выполнить практическую работу по теме исследования и провести анализ результатов.
Наше исследование было проверено на практике в общеобразовательной школе №18 г. Пензы и дало положительные результаты.
Результаты практической работы подтверждают тот факт, что принятые нами методы и приемы оказали существенное влияние на уровень развития интереса школьников к жанру оперы, а изучение оперного творчества М.И.Глинки не только обогатили их эмоционально-образную сферу, но и помогли использовать свои творческие способности и развить вокальные умения и навыки.
Таким образом, развитие интереса школьников к жанру оперы на примере творчества М.И. Глинки является важным аспектом музыкального образования, влияющим на развитие всех сторон личности школьника.
Для достижения наилучших результатов необходимо использовать разнообразные методы обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Также важно использовать новые технологии и инновационные методы для обеспечения эффективного и интересного процесса обучения.
Итак, наша гипотеза подтвердилась, цель научного исследования была достигнута, задачи решены.
1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2014.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 85-120.
3. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 2013.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2018. - 336 с.
5. Алпарова, Н. Н. Знакомство с оперой : оперы русских композиторов с иллюстрациями и комментариями для детей / Н. Н. Алпарова. - Ростов на Дону : Феникс, 2010. - 85 с.
6. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. М.: Советский композитор, 1938. - 118 с.
7. Базикова А.С. Воспитательная роль музыки. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 44 с.
8. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - Москва : Эксмо, 2002. - 672 .
9. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе. М.: Знание, 1962. - 268 с.
10. Егорова, Ю. А. Методика преподавания музыкальной литературы в музыкальной школе как объект педагогического анализа / Ю. А. Егорова // Развивающее обучение в условиях современного информационного пространства. - Казань : КФУ, 2019. - С. 69-75.
11. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - Москва: Просвещение, 1984. - 206 с.
12. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование - важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования // Гуманизация образования. 1998. № 1. - С. 53-58.
13. Клюев А.С. Философия музыки. Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Фак. музыки, Каф. музыкального воспитания и образования. 2-е изд., испр. и перераб. Санкт-Петербург: Астерион, 2010. - 226 с.
14. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. - M.:Academia, 2005. - 176 с. URL: https://irinabateneva.ucoz.ru/books/kodzhaspirovy-pedagogicheskij_slovar.doc (дата обращения: 25.12.2020 г.)
15. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 176 с....(39)