Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения лексической стороне иноязычной речи с использованием мультимедиа 6
1.1. Обучение лексической стороне иноязычной речи 6
1.2. Дидактический потенциал средств мультимедиа в обучении английскому языку 15
Глава 2. Анализ эффективности использования мультимедийных программ в обучении лексической стороне иноязычной речи 33
2.1. Достоинства и недостатки применения мультимедийных программ в обучении иностранному языку в школе 33
2.2. Сопоставительный анализ использования МОП “ Arthur’s Computer Adventure” и “Triple Play Plus!” в целях формирования лексических навыков учащихся младших классов 42
Заключение 54
Библиографический список 57
Современная парадигма общего среднего образования в РФ находится на стадии окончательного перехода от знаниевой к компетентностной: уже не актуальны принципы обучения по воспроизводящей модели; необходимо активно внедрять интерактивные методы на основе использования информационных технологий (ИТ).
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка отличается наличием высокой коммуникативной возможности и активным включением учащихся в учебную деятельность, кроме того способствует активизации знаниевого потенциала, эффективному развитию навыков коммуникативной компетенции у учащихся. В первую очередь это способствует адаптации к современным социальным условиям, так обществу необходимы творческие инициативные, самостоятельные, достигающие успеха в своем деле люди. Творческая деятельность способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, что является одной из главных задач образовательного процесса. На наш взгляд использование средств мультимедиа обеспечивает решение данной задачи.
Кроме того, применение мультимедиа на уроках английского языка повышает эффективность процесса обучения иностранному языку. А использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно работать с текстом и звуковым сопровождением, как с неподвижными изображениями, так и с динамичными (видео, анимированные графические образы). Одновременное воздействие на такие органы чувств как зрение и слух, значительно увеличивает объем и степень усвоения передаваемой информации.
Поэтому мы считаем, что актуальность темы «Обучение лексической стороне иноязычной речи с использованием мультимедийных программ» неоспорима.
Объектом данного исследования является обучение лексике на уроках английского языка.
Предметом является обучение лексической стороне иноязычной речи с использованием мультимедийных программ.
Цель данного исследования, в соответствии с выделенными объектом и предметом, может быть сформулирована следующим образом: теоретическое обоснование возможностей обучения лексической стороне иноязычной речи с использованием мультимедийных программ.
Поставленная цель может быть достигнута последовательным выполнением ряда задач:
- изучить методическую, психологическую и педагогическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть основы обучения иноязычной лексике;
- исследовать дидактический потенциал средств мультимедиа в обучении английскому языку;
- проанализировать эффективность использования мультимедийных программ в обучении лексической стороне иноязычной речи;
- выявить достоинства и недостатки применения мультимедийных программ в обучении иностранному языку;
- ознакомиться с различными мультимедийными программами;
- провести сопоставительный анализ мультимедийных программ “Arthur’s Computer Adventure” и “Triple Play Plus”.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: анализ и синтез научной литературы; сопоставительный анализ мультимедийных обучающих программ....
Подводя итог вышеизложенного, сделать ряд обобщений и выводов по теме исследования.
Исследование теоретических аспектов использования ресурсов мультимедийных программ в обучении лексической стороне англоязычной речи приводит к ряду обобщений; они могут быть отражены в следующих тезисах:
- в условиях функционирования современной системы образования наблюдается активное использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, в состав которых входят, в частности мультимедийные обучающие программы;
- требования ФГОС обусловливают необходимость применения мультимедийных обучающих программ в обучении иностранным языкам, что определено мультикультурной составляющей обучения.
Методические аспекты применения мультимедийных программ касаются возможности повысить эффективность обучения лексической стороне англоязычной речи путем активного применения различных видов деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма.
Аналитический и сопоставительный аспекты исследования показывают бесспорную ценность использования возможностей мультимедийных обучающих программ в изучении иностранным языкам, в частности, в обучении лексической стороне англоязычной речи.
Проблема становления и пополнения лексического минимума и его актуализации происходит в мультимедийных программах по-разному, на основе выполнения упражнений, в которых задействован комплекс методов, воздействующих на активизацию продуктивных, рецептивных лексических навыков при постоянном контроле качества и скорости выполнения
Мультимедийные обучающие программы способствуют формированию навыков самостоятельной работы у школьников, реализуют функции контроля.
Однако, прежде всего, необходимо осуществление комплексного подхода к применению мультимедийных программ именно в учебном процессе, под руководством учителя.
Особенно это важно в отношении обучения лексической стороне англоязычной речи, которая является основой формирования коммуникативных навыков учащихся.
Мультимедийные программы - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Для достижения вышеуказанной цели от учителя иностранного языка требуется поиск новых подходов к обучению, обеспечивающих формирование у детей иноязычной профессиональной компетенции, означающей способность, обеспечивающую использование иностранного языка для решения задач общения.
Овладеть иноязычной профессиональной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка, - процесс весьма трудоемкий. Мультимедийные программы как минимум создают виртуальную иллюзию языковой среды, без которой выполнение любых упражнений сводится к простому воспроизведению, без свободной эффективной коммуникации.
Поэтому использование таких программ существенно повысит качество учебной деятельности. Медиатехнологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. 352 с.
2. Богатырёва М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 10. С. 114-124.
3. Бондарев М.Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического ВУЗа // Известия ЮФУ: Сер. Технические науки. 2012. № 10 (135). С. 41-48.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранного языка: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2014. 267 с.
5. Гомза С.Х. Роль мультимедийных компьютерных программ в учебном процессе по иностранным языкам // Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля : материалы Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 27-28 ноября 2009 г. / отв. ред. Л.В. Хведченя; О.И. Васючкова [и др.]. Минск : Изд. центр БГУ, 2009. C. 115-118.
6. Грин Н.В. Мультимедиа как средство медиаобразования при обучении английскому языку младших школьников // В мире научных открытий. 2013. № 3. С. 26-35.
7. Жилин Д.М. Теория систем: опыт построения курса. М.: КомКнига, 2006. 184 с.
8. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 2009. 80 с.
9. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. Калининград: КГУ, 2009. 210 с.
10. Комаров А.Н. Учебник современного английского языка. М.: 2011. 544 с.
11. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие [Электронный ресурс] / - URL: http://eor.it.rU/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf.
12. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // ИЯШ. 2011. № 5. С. 75-76.
13. Лазарева О.С. Информационные технологии в преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №7. С.207-210.
14. Маслюк Л.П. Новые технологии в процессе обучения иностранным языкам // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2010. №44. С. 12-14.
15. Мезина З.Р. Авторская инструментальная среда. Первые шаги. Казань: КГУ, 2008. 49 с....(52)