Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: команда HC Pheonix U17.
Выборка: 14 человек (15-16 лет).
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ХОККЕИСТОВ-ЮНИОРОВ 8
1.1 Анатомо-физиологические особенности в возрасте 15-17 лет 8
1.2 Особенности развитие выносливости, быстроты и скоростно-силовых качеств в возрасте 15-16 лет 13
1.3 Влияние пищевых добавок на физическую работоспособность спортсменов 25
1.4 Характеристика пищевых добавок и их применение 30
2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Задачи исследования 33
2.2 Методы исследования 33
2.3 Организация исследования 35
3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЛИЯНИЮ ДОБАВОК НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ, БЫСТРОТЫ, И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ХОККЕИСТОВ-ЮНИОРОВ ПО ХОККЕЮ С ШАЙБОЙ 37
3.1 Тестирование выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств у хоккеистов юниоров в команде HC Pheonix U17 15-16 лет по хоккею (констатирующий эксперимент) 37
3.2 Программа спортивной подготовки по хоккею по развитию выносливости, быстроты и скоростно-силовых качеств (формирующий эксперимент) 40
3.3 Анализ полученных результатов развития выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств у хоккеистов юниоров в команде HC Pheonix U17 15-16 лет по хоккею принимая пищевые добавки (контрольный эксперимент) 44
Заключение 50
Список используемых источников 53
Актуальность исследования заключается в том, что изучение современной модели подготовки юных и высококвалифицированных хоккеистов требует нового подхода к развитию спортсменов, правильного подбора и рационального использования тренировочных нагрузок.
«Все возрастающая роль больших нагрузок в достижении высоких спортивных результатов требует оптимизации тренировочной и соревновательной деятельности. Иначе говоря, для того, чтобы физическая культура и спорт выполняли своё оздоровительное значение, необходимо соблюдать определенные условия. Эти условия заключаются, прежде всего, в отсутствии физической и эмоциональной перегрузки, строгой индивидуализации нагрузки и её оптимальности, неуклонном соблюдении режима, быта и питания» [3].
Современный тренер должен обладать глубоким пониманием педагогического управления в спорте, основанного на современных физиологических и медико-биологических знаниях. Достижение физического совершенствования зависит от соответствующих тренировочных нагрузок. Для повышения эффективности спортивных тренировок определение оптимальной нагрузки неразрывно связано с оценкой функционального состояния и физиологических возможностей спортсмена [4].
Спортсмены обладают разнообразным набором функциональных резервов, которые берут начало как в биологических (биохимических и физиологических), так и в социальных (психологических) источниках. Во время физической активности эти резервы избирательно активируются и объединяются для создания системного адаптивного ответа, который указывает на уровень адаптации организма. Этот адаптивный ответ можно количественно оценить, отслеживая изменения определенных функций во время нагрузочного тестирования [5].
Функциональные резервы спортсменов охватывают как тренировочные, так и восстановительные процессы. В современном спорте восстановление имеет такое же важное значение, как и тренировка, поскольку простое увеличение объема и интенсивности тренировок не может привести к оптимальной производительности. Более быстрый процесс восстановления позволяет спортсменам выполнять больше работы, не подвергая риску свое здоровье. Человеческое тело, сформированное эволюцией, может адаптироваться к изменяющимся условиям. Однако его способность к адаптации не бесконечна, и оно не всегда может справиться с определенными условиями, включая физические нагрузки. Это ограничение может привести к развитию различных проблем со здоровьем.
Различные исследования морфологии, биохимии и физиологии показывают, что интенсивная физическая активность приводит к заметным изменениям в структуре и химическом составе тканей и органов. Многие спортсмены, подвергающиеся большим нагрузкам, могут испытывать срыв адаптивных реакций, что приводит к более высокому уровню инфекций, а также снижению как гуморального, так и клеточного иммунитета.
Механизмы восстановления организма можно улучшить с помощью тренировок, и то, насколько быстро они ускоряются, является ключевым показателем уровня подготовки человека.
«Ускорения процессов восстановления можно добиться как естественным путём за счет рационализации тренировки и режима, так и путем использования вспомогательных средств, стимулирующих эти процессы» [15].
Механизм действия агентов, поддерживающих гомеостатические реакции, включает сочетание целенаправленных эффектов, направленных на быстрое снижение как общей, так и локальной усталости от стресса, а также более широкого воздействия восстанавливающих агентов на усиление защитных и адаптивных способностей организма.
Методы восстановления работоспособности воздействуют на обмен веществ и кровообращение тканей, пострадавших от предшествующих нагрузок, через нейрогуморальные регуляторные механизмы, что способствует восполнению истощенных энергетических и структурных ресурсов организма.
Значительную роль в повышении физической работоспособности и профилактике неблагоприятных последствий физических нагрузок играют медико-биологические методы, включающие правильное питание, фармакологические и белковые добавки, витамины, спортивные напитки, адаптогены, вещества, влияющие на энергетические процессы [8].
Актуальной проблемой решения функциональных и метаболических дисбалансов, вызванных интенсивными физическими нагрузками у спортсменов, является повышение их работоспособности за счет использования адаптогенов и натуральных веществ, не относящихся к допинговым средствам [12].
Цель работы - проанализировать влияние пищевых добавок на физическое состояние организма спортсменов в процессе тренировок.
Задачи работы:
- Определить динамику показателей физической работоспособности у спортсменов в процессе тренировки.
- Исследовать влияние пищевых добавок на физическое состояние организма спортсменов.
Объект исследования: Тренировочный процесс команды HC Pheonix U17 15-16 лет.
Предмет исследования: Влияние пищевых добавок на развитие выносливости, быстроты, и скоростно-силовых качеств.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1.Анализ научно-исследовательской литературы.
2.Педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
3.Сравнение.
Высокие спортивные результаты современных хоккеистов на льду определяются высоким уровнем всесторонней подготовки игроков на льду, то есть обеспечением органичного единства и наилучшей взаимосвязи физической, технической, тактической, произвольной и теоретической подготовки. Из этих составляющих физические упражнения являются наиболее важными в коучинге и качественной подготовке хоккеистов, это основа, важнейший базис для формирования навыков хоккеистов.
Режим тренировок должен быть сосредоточен на развитии фундаментальных физических качеств, таких как сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость. Подобно другим видам спорта, хоккей на льду подразумевает многогранное применение этих физических качеств.
Они развиваются за счет улучшения снабжения энергией активных мышц. Чтобы эффективно влиять на этот физический атрибут, важно сосредоточиться на определенных физиологических качествах, таких как аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробный гликолиз и анаэробно-молочная кислотная системы. Хоккеист должен быть способен быстро стартовать и преодолевать различные расстояния, менять направление и импульс, а также выполнять технические и тактические навыки игры (такие как бросок, атака, передача и бег). Скорость или скоростные способности обычно относятся к комбинации функциональных черт, которые в первую очередь влияют на скорость движения и время реакции. В возрасте 15 лет спидометр достигает своего наивысшего значения, а улучшение ключевой регуляции упражнений и увеличение ускорения и подвижности мышечных аппаратов способствуют ускорению двигательных движений.
В подростковом возрасте состав мышечных волокон, в частности баланс между быстро и медленно сокращающимися волокнами, достигает стабильного состояния. Однако тренировка мышц все еще может привести к некоторым изменениям. Спортсмены с высокой выносливостью могут участвовать в интенсивных тренировках и соревнованиях, эффективно используя свои двигательные навыки во время соревновательной деятельности. Обычно выносливость определяется как способность человека противостоять усталости при выполнении задач. В хоккее общая выносливость относится к способности спортсмена поддерживать длительную физическую активность при умеренной интенсивности. Для хоккеистов это подразумевает поддержание высокого уровня производительности в течение определенных промежутков времени, как правило, около 40-60 секунд за раз, и поддержание этой интенсивности в течение 20-минутного периода на протяжении всей игры. Ключевым аспектом этого вида спорта является его уникальная потребность в особой выносливости. Игровой процесс спортсменов, играющих в хоккей с мячом, разнообразен и задействует различные группы мышц (руки, ноги и корпус), что приводит к значительному расходу энергии. Следовательно, физиологи должны сосредоточиться на механизмах энергоснабжения как на фундаментальном компоненте выносливости игрока.
К 20 годам выносливость — как статическая, так и динамическая — достигает заметных уровней, поскольку дыхательная и сердечно-сосудистая системы полностью развиваются. Процессы, отвечающие за аэробную выработку энергии, продолжают неуклонно совершенствоваться. С дифференциацией мышечных волокон увеличивается количество быстро сокращающихся гликолитических волокон, составляя около 50% от общей мышечной массы, что повышает анаэробные возможности производительности. Однако эти анаэробные возможности остаются относительно ограниченными. «У юношей 17-ти лет, время восстановления в 2 раза превышает время восстановления 20-ти летних при той же работе» [14].
Для развития выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств хоккеистов по хоккею на учебно-тренировочных занятиях была разработана методика раздельной и круговой тренировки. Всего было использовано 3 комплекса упражнений в зале и 1 комплекса упражнений на льду, которые чередовались каждое занятие и проводились по методу разделённой и круговой тренировки. После проведения начального тестирования контрольная и экспериментальная группа занимались по программе спортивной подготовки по хоккею с шайбой, но экспериментальная группа в период эксперимента принимала пищевые добавки: креатин - 1 порцию (9 г) с 400 мл воды и выпить после тренировки, бета-аланин – 3 капсулы до тренировки и 3 капсулы после тренировки. Пищевые добавки принимались в течение 4-х недель.
Диагностика уровня развития выносливости, быстроты, скоростно-силовой подготовки хоккеистов юниоров до проведения эксперимента показала, что достоверные различия результатов тестов хоккеистов юниоров контрольной и экспериментальной группы отсутствовали, что говорит об их соответствии всем требованиям для начала формирующего педагогического эксперимента.
В ходе эксперимента хоккеисты-юниоры в экспериментальной группе показали среднее улучшение на 1,20 секунды в тесте «челночный бег по льду 5x54» по сравнению с улучшением всего на 0,3 секунды в контрольной группе. Кроме того, в тесте «пятикратный прыжок в длину» экспериментальная группа показала среднее улучшение на 0,44 метра, тогда как контрольная группа улучшила результат на 0,3 метра.
Динамика показателя теста «бега 30м со старта на льду» среднее групповое значение экспериментальной группы улучшилось на 0,10 сек, у контрольной группы улучшение не произошло.
В результате эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группе наблюдались изменения в результатах теста на физическую подготовку. Тем не менее, в экспериментальной группе наблюдалось значительно большее улучшение.
Таким образом, достоверно более высокие результаты тестов, характеризующих уровень выносливости, быстроты, скоростно-силовой подготовки хоккеистов юниоров в конце формирующего педагогического эксперимента, а также более высокие темпы прироста исследуемых показателей в экспериментальной группе позволяют считать эффективность применения пищевых добавок креатина и бета-аланина в разработанной методики круговой и раздельной тренировки для выносливости, быстроты, скоростно-силовой подготовки хоккеистов юниоров в команде HC Pheonix U17 15-16 лет по хоккею является доказанной.
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. М,: Академия, 2012. 58 c.
2. Волков Н.И. Биохимические факторы спортивной работоспособности / Н.И. Волков // Биохимия. М.: Физкультура и спорт, 1986. 230 с.
3. Гурвич С.С. Теория спорта : учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. М. Просвещение, 2007. 180 с.
4. Долматова Т.И., Калугина Г.Е. и др. // Теория и практика физической культуры. 1994. № 2.С. 80.
5. Железняк Ю.Д. Основы научно–методической деятельности в фи-зической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве¬дений. М. : Академия, 2012. 241 с.
6. Кузнецов B.C. Физкультурно-оздоровительная работа в школе : метод, пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. М. : ЦЭНАС, 2003. 431 с.
7. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. по¬собие для студентов вузов, осуществляющих образоват. дея¬тельность по спец. 022300 Физ. культура и спорт / В.Н. Ку¬рысь. М.: Советский спорт, 2004. 64 с.
8. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З Меерсон, М.Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. 256 с.
9. Савин В.П. Теория и методика хоккея: Учеб. для вузов физ. культуры/ В. П. Савин. Москва : Академия, 2003. 397с.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. -2-е изд.,исир.идоп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 460 с.
11. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. М. : Советский спорт , 2004. 463 с.
12. Физиология человека: Учебник для техникумов физ. культуры и школ тренеров / В. С. Фарфель, Я. М. Коц. Москва : Физкультура и спорт, 1970. 343 с.
13. Физиология мышечной деятельности / Под ред. Я.М. Кода. М.: Физкультура и спорт, 1982.- 347 с.
14. Физиология человека / Под ред. Зимкина Н.В.-М.: Физкультура и спорт, 1970. С. 357-358.
15. Щедрин, А. С. Тип мышечной работоспособности и оценка адаптивных реакций человека / А.С. Щедрин // Теория и практика физической культуры.- М.: Советский спорт, 1995. №4. С. 46-47.