Введение 3
Глава I. Тема дороги в различных англоязычных произведениях 5
1.1.Тема дороги в англоязычной литературе5
1.2. История и тематика романа Л.М. Олкотт “Little Women” 11
1.3. История и тематика произведения Дж. Баньяна “The Pilgrim's Progress” 18
Выводы по Главе 1 22
Глава II. Средства создания интертекстуальности между романами Л.М. Олкотт “Little Women” и Дж. Баньяна “The Pilgrim's Progress” как воплощение метафоры дороги 24
2.1. Понятие интертекстуальности, способы создания интертекстуальных связей 24
2.2. Описание интертекстуальной связи между романами “Little Women” и “The Pilgrim's Progress”. 31
Выводы по Главе II 43
Заключение 45
Список литературы 47
Тема дороги в литературе является важной метафорой, которая отражает жизненный путь героев, их развитие и внутренние изменения. В англоязычной литературе эта тема получила особенно широкое распространение, проявляясь в разнообразных интерпретациях и контекстах, что делает её плодотворной для исследований. Особенно примечательно это в произведениях таких авторов, как Л.М. Олкотт в романе “Little Women” и Джон Баньян в “The Pilgrim's Progress”. Исследование интертекстуальных связей между этими романами позволяет глубже понять, как различные авторы используют образ дороги для выражения универсальных жизненных истин и идеалов.
Роман “Little Women” Олкотт и “The Pilgrim's Progress” Баньяна, хотя и принадлежат к разным эпохам и жанрам, оба исследуют пути, по которым идут их герои — как буквальные, так и метафорические. Исследование этих путей представляет собой не только академический интерес, но и практическую значимость, поскольку помогает читателям и исследователям лучше понять динамику развития персонажей и философию, которую вкладывают авторы в свои произведения.
Объектом данной работы является изучение темы дороги в указанных произведениях, в то время как предметом исследования становятся способы создания и функции интертекстуальных связей между романами.
Цель данной курсовой работы состоит в анализе темы дороги в романе Л.М. Олкотт “Little Women” и в выявлении интертекстуальных связей с “The Pilgrim's Progress” Дж. Баньяна, чтобы понять, как эти связи формируют смысловое поле обоих произведений и как мотив дороги помогает раскрыть идеи и жизненные устремления персонажей.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Изучить тему дороги в английской литературе и её особенности в различных произведениях.
2. Рассмотреть историю создания и ключевые тематики романа “Little Women” Л.М. Олкотт.
3. Проанализировать “The Pilgrim's Progress” Дж. Баньяна, обратив внимание на литературные и философские аспекты произведения.
4. Исследовать принципы и способы создания интертекстуальных связей между обоими романами.
5. Определить значение этих связей для понимания основных идей и сообщений произведений.
Методология исследования включает в себя компаративный анализ текстов, историко-литературный метод, а также применение теории интертекстуальности для выявления скрытых и явных связей между романами, что позволяет обогатить понимание исторического и культурного контекста изучаемых произведений.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы на русском языке.
Можно сделать следующие выводы о том, что тема дороги в английской литературе представляет собой многогранное и важное явление, которое имеет множество интерпретаций и вариаций в зависимости от контекста произведения. Дорога как метафора жизненного пути персонажей обогащает тексты, добавляя глубину их внутренним конфликтам и духовным исканиям. Особенно это видно в классических текстах, таких как “The Pilgrim's Progress” и “Little Women”, где дорога выступает не просто как элемент сюжета, но и как символ духовного и морального развития персонажей.
“The Pilgrim's Progress” Джона Баньяна, с другой стороны, представляет собой аллегорическое изображение духовного путешествия, что позволяет глубоко анализировать философские и религиозные идеи эпохи. Этот текст не только развивает тему духовного искания, но и представляет его в форме, которая делает религиозные устремления доступными и понятными для широкой аудитории. Баньян использует аллегорию, чтобы исследовать сложные вопросы веры, искупления и морального выбора, делая его произведение культурно и исторически значимым.
История создания и ключевые тематики романа “Little Women” Луизы Мэй Олкотт тесно связаны с социальными и культурными условиями её времени. Роман, отражающий жизненные реалии и вызовы, с которыми сталкивались женщины в Америке середины XIX века, представляет собой богатый источник для изучения того, как литература может влиять и отражать общественные настроения и изменения. В “Little Women” Олкотт удается затронуть важные вопросы самоопределения, семейных ценностей и женской независимости, что делает этот текст важным как с литературной, так и с социальной точки зрения. Мэй Олкотт использует метафору и символы, чтобы углубить понимание внутреннего мира своих героинь и подчеркнуть их эмоциональные и социальные переживания. Метафоры, связанные с ростом и изменением, помогают читателю осознать, что каждая из сестер проходит свой уникальный путь к самоопределению и независимости.
Мэй Олкотт создает интертекстуальную связь с произведением Джона Баньяна с помощью таких приемов как заглавия, отсылающие к другому произведению, аллюзии, реминисценции, частичный пересказ текста другого произведения, а также «точечные цитаты» (упоминание имен персонажей, названий мест и прочее).
Исследование интертекстуальных связей между “Little Women” и “The Pilgrim's Progress” позволило более полно осознать, как тексты могут перекликаться и обогащать друг друга, подчеркивая общие темы, такие как: поиск путей спасения души и духовного развития или поиск собственной идентичности, предлагая новые интерпретации классических идей. Эти связи помогают не только лучше понять каждое из произведений в отдельности, но и видеть более широкую картину их взаимодействия в контексте литературной традиции. Такой подход подчеркивает важность межтекстовых диалогов в литературе и их влияние на формирование смыслов и идей.
Определение значения этих интертекстуальных связей для понимания основных идей и сообщений произведений подчеркивает, как глубина текстов может быть расширена через анализ их взаимосвязей. Это не только углубляет смысл каждого отдельного текста, но и обогащает литературное наследие, предоставляя читателям более комплексное и многослойное понимание представленных идей и концепций.
1. Баркова И.А. Архетипы Америки и американцев в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» в историко-культурном процессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhetipy-ameriki-i-amerikantsev-v-romane-luizy-mey-olkott-malenkie-zhenschiny-v-istoriko-kulturnom-protsesse (дата обращения: 21.08.2024).
2. Белова Анастасия Олеговна Художественный Текст как источник создания мифа об авторе (на примере цикла повестей «Маленькие женщины» Л. М. Олкотт) // Вестник ТГГПУ. 2015. №3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-tekst-kak-istochnik-sozdaniya-mifa-ob-avtore-na-primere-tsikla-povestey-malenkie-zhenschiny-l-m-olkott (дата обращения: 21.08.2024).
3. Вахотина Н. А. Тема дороги в ранних романах Ч. Диккенса // Вестник ЧГУ. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-dorogi-v-rannih-romanah-ch-dikkensa (дата обращения: 12.05.2024).
4. Дворонинович М.А. Аллегория как особое языковое средство реализации идейного замысла автора в романе «Путь паломника» // Идеи. Поиски. Решения: материалы VII Междунар. науч. практ. конф., г. Минск, 25 ноября 2014 г. Минск : БГУ, 2015. С. 46-53. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/110519/1/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%9C.%D0%90.%20%D0%90%D0%9B%D0%9B%D0%95%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF%20%D0%9A%D0%90%D0%9A%20%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%95%20%D0%AF%D0%97%D0%AB%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%95%20%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%20%D0%A0%D0%95%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98%20%D0%98%D0%94%D0%95%D0%99%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%97%D0%90%D0%9C%D0%AB%D0%A1%D0%9B%D0%90%20%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%90%20%D0%92%20%D0%A0%D0%9E%D0%9C%D0%90%D0%9D%D0%95%20%C2%AB%D0%9F%D0%A3%D0%A2%D0%AC%20%D0%9F%D0%90%D0%9B%D0%9E%D0%9C%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90%C2%BB.pdf
5. Есин, А. Б. Литературоведение. Культурология : Избранные труды : учебное пособие / А. Б. Есин. - 5-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2022. - 349 с.
6. Забогонская, И.Л. Основные концепции паломничества в английской средневековой литературе // Вестник Полоцкого Государтсвенного университета. – 2006. – Гуманитарные науки. Литературоведение. №7. – С. 145-148.
7. Нуриев Булат Дамирович Интертекстуальность в постструктурализме и языковая реальность: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2013. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnost-v-poststrukturalizme-i-yazykovaya-realnost-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 22.08.2024).
8. Попова М. К. Литературные и философские истоки "Кентерберийских рассказов" Дж. Чосера : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.05. — Ленинград, 1980. — 229 с.
9. Санько, П. А. Черты викторианского романа в американской литературе 2-й половины XIX века (на примере произведения Л. М. Олкотт «Маленькие женщины») / П. А. Санько, А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2338/ (дата обращения: 12.05.2024).
10. Степанов Арсений Вячеславович ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ // Science Time. 2016. №6 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-opredeleniyu-intertekstualnosti (дата обращения: 22.08.2024).
11. Фузайлова, В. Б. Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» / В. Б. Фузайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73733/ (дата обращения: 12.05.2024).
12. Чувакин, А. А. Основы филологии : учебное пособие / А. А. Чувакин ; под. ред. А. И. Куляпина. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 240 с.
13. Шалимова Н.С. Тема духовного становления героинь в романе Л.М. Олкотт «Маленькие женщины» // Russian Linguistic Bulletin. 2023. №12 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-duhovnogo-stanovleniya-geroin-v-romane-l-m-olkott-malenkie-zhenschiny (дата обращения: 12.05.2024).
14. Штайн, К. Э. Филология: История. Методология. Современные проблемы : учебное пособие / К. Э. Штайн, Д. И. Петренко ; под. ред. В. А. Шаповалова. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2021. - 916 с.
15. Elbert S. A Hunger for Home. Louisa May Alcott’s Place in American Culture / S. Elbert. — New Brunswick: Rutgers University Press, 1987. — 346 p.
16. Goswami R., Kumaran R. The Road Less Trodden in Jo’s Journey to Self-Actualization in Louisa May Alcott’s Little Women // The Criterion: An International Journal in English. 2019. Vol. 10. N. 4. P. 100-109. URL: https://www.the-criterion.com/V10/n4/AM01.pdf
17. Krasnikova I. A. Intertextuality as a means of text decoding // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertextuality-as-a-means-of-text-decoding (дата обращения: 22.08.2024).
18. Kübra S. Women’s Struggle Between Familial Duty and Personal Growth by Louisa May Alcott’s Little Women : Dissertation. Yozgat: Yozgat Bozok University, 2024. 53 p. URL: https://disk.yandex.ru/i/ZM1h41qRhY-DSw
19. MacDonald R.K. The Progress of the Pilgrims in Little Women // Children’s Literature Association Quarterly. 1980. Vol. 1980. N. 1. P. 114-119. URL: https://disk.yandex.ru/i/DTIEHjIqGsfM5Q
20. Manlove C.N. The Image of the Journey in "Pilgrim's Progress": Narrative versus Allegory // The Journal of Narrative Technique. 1980. Vol. 10. N. 1. P. 16-38. URL: https://disk.yandex.ru/i/nl1OkUjL1U6Rpg