ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЖЕНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ ДЖ. ОСТЕН «ЧУВСТВО И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» И Л. УЛИЦКОЙ «КАЗУС КУКОЦКОГО»)
|
Введение 3- 6
Глава I. Реализация женского самосознания в произведениях литературы до 20 века 7-28
1.1. Феминистические тенденции в литературе 7- 10
1.2. Роман Джейн Остен «Чувство и чувствительность» в контексте женской
прозы 10-14
1.1 Женские образы семейства Дэшвуд и Стил 14-28
Глава 2. Творчество Л. Улицкой в контексте «женской прозы» 29-51
2.1 Развитие «женской прозы» в русской литературе постмодернизма 29-32
2.1. Художественное своеобразие романа Л. Улицкой «Казус
Кукоцкого» 32-35
1.1 Ключевые женские образы романа 35-51
Заключение 52-57
Список литературы 58-62
Приложения
Методическая разработка элективного курса по литературе 63-71
Список публикаций и выступлений по теме дипломной работы 72
Глава I. Реализация женского самосознания в произведениях литературы до 20 века 7-28
1.1. Феминистические тенденции в литературе 7- 10
1.2. Роман Джейн Остен «Чувство и чувствительность» в контексте женской
прозы 10-14
1.1 Женские образы семейства Дэшвуд и Стил 14-28
Глава 2. Творчество Л. Улицкой в контексте «женской прозы» 29-51
2.1 Развитие «женской прозы» в русской литературе постмодернизма 29-32
2.1. Художественное своеобразие романа Л. Улицкой «Казус
Кукоцкого» 32-35
1.1 Ключевые женские образы романа 35-51
Заключение 52-57
Список литературы 58-62
Приложения
Методическая разработка элективного курса по литературе 63-71
Список публикаций и выступлений по теме дипломной работы 72
Женским образам в литературе всегда уделялось особое внимание. Женщины изображались на страницах произведений и как самостоятельные, самодостаточные личности, занимающие особое место в обществе, влияющие на ход событий, и как второстепенные персонажи, подчеркивающие те или иные особенности характера главного героя. В произведениях различных эпох женский образ претерпевал изменения, обусловленные самим временем.
Женское самосознание раскрывается еще с античных времен - с трагедий Еврипида, углубляясь с каждой последующей культурной вехой. Так, на смену античным героиням приходит «Фьяметта» Боккаччо, в которой главной героиней является женщина, способная на глубокие, яркие чувства. В литературе сентиментализма преобладают образы нежные, чувствительные; внутренний мир женщины раскрывается в письмах, например - у Ричардсона и Карамзина. В реалистической традиции (Д. Остен, Ш. Бронте - в зарубежной классике и А. Н. Островский, Л. Н Толстой - в отечественной) перед читателем по-новому раскрывается внутренний мир женщины, сложный,
противоречивый, сбивчивый, пребывающий в постоянном поиске. Поэзия серебряного века обнаруживает весь спектр чувств женщины через лирических героинь женщин-авторов. Перед современной литературой, обогащенной опытом предшествующих эпох, стоит новая задача - представить женщину новой культурной формации.
Проявляя значительный интерес к судьбе женщины, исследуя особенности женского взгляда на мир, женских ценностей, изучая роль женщины в различных областях общественной жизни, писательницы в своих произведениях стремились объективно отразить жизнь современниц, проблемы женской эмансипации и зарождающегося феминизма, а также показать развитие новых приоритетов и общественных ценностей. Все это позволяет рассматривать литературное творчество Джейн Остен как своеобразную реакцию на изменения духовного содержания эпохи.
Рубеж XX-XXI века - переломный в сознании русских писателей этап, поскольку переосмыслялись и принципы творчества, и место человека в обществе, и особенности русского менталитета, и влияние прогресса на личность. Переосмыслялся и женский образ, его художественное самосознание в целом - одним из ярчайших писателей в этом отношении можно назвать Людмилу Улицкую, поскольку именно она создает целую галерею женских портретов различных эпох - сквозь призму собственного, женского, интеллектуального самосознания женщины-творца XXI века.
«Казус Кукоцкого» - роман, написанный в 2001 году, на изломе традиций и эпох, мыслей и чувств, жанров и особенностей. Время действия романа - сороковые-шестидесятые - конец сталинской эпохи, время новой культурной и духовной формации. Наряду с образом гениального врача-гинеколога, Павла Алексеевича Кукоцкого, вырисована целая галерея женских портретов - уникальных, неповторимых, изображенных в соответствии с предшествующей литературной традицией (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), а также с учётом художественного опыта современных прозаиков (Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Аксенов). Каждый женский образ романа Улицкой - Елены, Татьяны, Томы, Василисы, Жени, - наделен своеобразным самосознанием женщины нового времени.
Работа является актуальной, поскольку вопрос художественного воплощения женского самосознания в литературе актуален по социальным, культурным и духовным причинам.
Анализ наследия Джейн Остен представлен в работах А. С. Кононовой «К вопросу о периодизации творчества Дж. Остен», Дж. К. Честертона «Раннее творчество Джейн Остин», А. А. Палий «О значении творчества Джейн Остин», в учебнике Розанова М.Н. «История литературы эпохи Просвещения в Англии и Германии» и др.
К творчеству Л. Улицкой обращались Г.Л. Нефагина в работе «Русская проза конца XX века»; С.И. Тимина, В.Н. Альфонсов в учебнике «Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы»; Н. А. Егорова в работе «Проза Л. Улицкой 1980 - 2000-х годов: проблематика и поэтика»; Э. В. Лариева в «Концепции семейственности и средствах ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой»; Е. Э. Латыпова, А. Ш. Абдуллина в труде «Женские образы в прозе Л. Улицкой» и др.
Цель исследования - проследить особенности художественного воплощения женского самосознания в женских образах романов «Чувство и чувствительность» Джейн Остен и «Казуса Кукоцкого» Л. Улицкой.
В связи с вышеуказанной целью в данной работе предполагается выполнить следующие задачи:
1) Выявить специфические особенности «женской прозы»;
2) Выделить категории для сравнения женских образов;
Определить специфику воплощения женских образов в романах
...
Женское самосознание раскрывается еще с античных времен - с трагедий Еврипида, углубляясь с каждой последующей культурной вехой. Так, на смену античным героиням приходит «Фьяметта» Боккаччо, в которой главной героиней является женщина, способная на глубокие, яркие чувства. В литературе сентиментализма преобладают образы нежные, чувствительные; внутренний мир женщины раскрывается в письмах, например - у Ричардсона и Карамзина. В реалистической традиции (Д. Остен, Ш. Бронте - в зарубежной классике и А. Н. Островский, Л. Н Толстой - в отечественной) перед читателем по-новому раскрывается внутренний мир женщины, сложный,
противоречивый, сбивчивый, пребывающий в постоянном поиске. Поэзия серебряного века обнаруживает весь спектр чувств женщины через лирических героинь женщин-авторов. Перед современной литературой, обогащенной опытом предшествующих эпох, стоит новая задача - представить женщину новой культурной формации.
Проявляя значительный интерес к судьбе женщины, исследуя особенности женского взгляда на мир, женских ценностей, изучая роль женщины в различных областях общественной жизни, писательницы в своих произведениях стремились объективно отразить жизнь современниц, проблемы женской эмансипации и зарождающегося феминизма, а также показать развитие новых приоритетов и общественных ценностей. Все это позволяет рассматривать литературное творчество Джейн Остен как своеобразную реакцию на изменения духовного содержания эпохи.
Рубеж XX-XXI века - переломный в сознании русских писателей этап, поскольку переосмыслялись и принципы творчества, и место человека в обществе, и особенности русского менталитета, и влияние прогресса на личность. Переосмыслялся и женский образ, его художественное самосознание в целом - одним из ярчайших писателей в этом отношении можно назвать Людмилу Улицкую, поскольку именно она создает целую галерею женских портретов различных эпох - сквозь призму собственного, женского, интеллектуального самосознания женщины-творца XXI века.
«Казус Кукоцкого» - роман, написанный в 2001 году, на изломе традиций и эпох, мыслей и чувств, жанров и особенностей. Время действия романа - сороковые-шестидесятые - конец сталинской эпохи, время новой культурной и духовной формации. Наряду с образом гениального врача-гинеколога, Павла Алексеевича Кукоцкого, вырисована целая галерея женских портретов - уникальных, неповторимых, изображенных в соответствии с предшествующей литературной традицией (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), а также с учётом художественного опыта современных прозаиков (Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Аксенов). Каждый женский образ романа Улицкой - Елены, Татьяны, Томы, Василисы, Жени, - наделен своеобразным самосознанием женщины нового времени.
Работа является актуальной, поскольку вопрос художественного воплощения женского самосознания в литературе актуален по социальным, культурным и духовным причинам.
Анализ наследия Джейн Остен представлен в работах А. С. Кононовой «К вопросу о периодизации творчества Дж. Остен», Дж. К. Честертона «Раннее творчество Джейн Остин», А. А. Палий «О значении творчества Джейн Остин», в учебнике Розанова М.Н. «История литературы эпохи Просвещения в Англии и Германии» и др.
К творчеству Л. Улицкой обращались Г.Л. Нефагина в работе «Русская проза конца XX века»; С.И. Тимина, В.Н. Альфонсов в учебнике «Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы»; Н. А. Егорова в работе «Проза Л. Улицкой 1980 - 2000-х годов: проблематика и поэтика»; Э. В. Лариева в «Концепции семейственности и средствах ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой»; Е. Э. Латыпова, А. Ш. Абдуллина в труде «Женские образы в прозе Л. Улицкой» и др.
Цель исследования - проследить особенности художественного воплощения женского самосознания в женских образах романов «Чувство и чувствительность» Джейн Остен и «Казуса Кукоцкого» Л. Улицкой.
В связи с вышеуказанной целью в данной работе предполагается выполнить следующие задачи:
1) Выявить специфические особенности «женской прозы»;
2) Выделить категории для сравнения женских образов;
Определить специфику воплощения женских образов в романах
...
Внутренний мир женщины раскрывается в литературе ещё со времён античности, женщины изображаются и как самостоятельные, самодостаточные личности, занимающие особое место в обществе, влияющие на ход событий, и как второстепенные персонажи. После великой французской революции появляется феминистическое движение, женщины становятся более самостоятельными, независимыми и начинают бороться за социальную, политическую свободу и равенство с мужчинами, в литературе же разрабатываются новые женские образы и способы организации текста.
Исследуя женские образы романа Джейн Остен по определенным аспектам (портрет - внешний и внутренний, род деятельности, отражающий психологические черты мировосприятия женщины, ее отношения с окружающими людьми, влияющие на специфическую самоинтерпретацию), мы выяснили, что они отличаются в рамках определённой культурной парадигмы. Так, например, все женщины романа объединены мотивацией состояться в семейном отношении, но реализуют своё желание они по-разному: незамужние девушки хотят выйти замуж, замужние женщины вписаны в собственные семейные модели, а вдовы всеми силами стараются помочь незамужним девушкам реализовать своё желание.
В целом, показано два типа самосознания женщины - «романтический» и «рационалистический», но каждый из женских образов уникален в своей интерпретации. Все женщины романа так или иначе принимают установку «разума» или «чувства». Элинор, Фанни и Люси действуют с позиций разума, но каждая по-своему: Элинор с благородных побуждений и чувства внутреннего долга не позволяет своим чувствам взять верх; Фанни с позиций своего воспитания и полного устремления в семью подходит к жизни практически; Люси всеми силами пытается выйти замуж и выстраивает особые стратегии на пути к заветной цели. Миссис Дэшвуд и Миссис Дженнингс ранимы, искренни и эмпатичны, в обществе они не скрывают своих чувств и в жизни руководствуются именно чувственным началом. Лишь образ Марианны представлен в полнейшей эволюции перехода от чувства к разуму - как к единственной модели, приводящей к успеху.
Все женщины романа самоутверждаются в семейном отношении: девушки выходят замуж, замужние женщины счастливы в своих семьях, а вдовы прилагают все материнские усилия на успех девушек незамужних. Однако, женщины никак не могут напрямую повлиять на своё положение в обществе и семье. Героини как матери проявлены полностью позитивно: Фанни любит и балует сына, миссис Дэшвуд с полным соучастием растворяется в заботах и переживаниях дочерей, миссис Дженнингс старается устроить личную жизнь незамужних девушек в принципе, в том числе Элинор и Марианны.
Отношения в романе выстраиваются с гендерных и социальных позиций, мир внутренних переживаний женщины нивелируется. Отношения между мужчинами и женщинами обусловлены моральным и социальным кодексом; отношения между женщинами строятся, в основном, из мотивации приличия или родства, и родственные отношения либо крепки и полностью дружественны (как у Марианны и Элинор), либо, наоборот, холодны и неприязненны (как у Фанни и миссис Дэшвуд).
О внутренних чувствах героинь читатель может судить по некоторым авторским указаниям, личным диалогам и литературным увлечениям. Элинор скрывает свои внутренние переживания ото всех из позиций благородства и в диалогах, и в поступках полагаясь на приличия, однако, не уступая в глубине чувств сестре; Марианна в течение своей болезненной трансформации обнажает все свои ощущения; Фанни сдержанна и чопорна; Люси поверхностна и льстива, о глубоких переживаниях судить не приходится; миссис Дженнингс и миссис Дэшвуд открыты и искренни в проявлениях своих чувств.
...
Исследуя женские образы романа Джейн Остен по определенным аспектам (портрет - внешний и внутренний, род деятельности, отражающий психологические черты мировосприятия женщины, ее отношения с окружающими людьми, влияющие на специфическую самоинтерпретацию), мы выяснили, что они отличаются в рамках определённой культурной парадигмы. Так, например, все женщины романа объединены мотивацией состояться в семейном отношении, но реализуют своё желание они по-разному: незамужние девушки хотят выйти замуж, замужние женщины вписаны в собственные семейные модели, а вдовы всеми силами стараются помочь незамужним девушкам реализовать своё желание.
В целом, показано два типа самосознания женщины - «романтический» и «рационалистический», но каждый из женских образов уникален в своей интерпретации. Все женщины романа так или иначе принимают установку «разума» или «чувства». Элинор, Фанни и Люси действуют с позиций разума, но каждая по-своему: Элинор с благородных побуждений и чувства внутреннего долга не позволяет своим чувствам взять верх; Фанни с позиций своего воспитания и полного устремления в семью подходит к жизни практически; Люси всеми силами пытается выйти замуж и выстраивает особые стратегии на пути к заветной цели. Миссис Дэшвуд и Миссис Дженнингс ранимы, искренни и эмпатичны, в обществе они не скрывают своих чувств и в жизни руководствуются именно чувственным началом. Лишь образ Марианны представлен в полнейшей эволюции перехода от чувства к разуму - как к единственной модели, приводящей к успеху.
Все женщины романа самоутверждаются в семейном отношении: девушки выходят замуж, замужние женщины счастливы в своих семьях, а вдовы прилагают все материнские усилия на успех девушек незамужних. Однако, женщины никак не могут напрямую повлиять на своё положение в обществе и семье. Героини как матери проявлены полностью позитивно: Фанни любит и балует сына, миссис Дэшвуд с полным соучастием растворяется в заботах и переживаниях дочерей, миссис Дженнингс старается устроить личную жизнь незамужних девушек в принципе, в том числе Элинор и Марианны.
Отношения в романе выстраиваются с гендерных и социальных позиций, мир внутренних переживаний женщины нивелируется. Отношения между мужчинами и женщинами обусловлены моральным и социальным кодексом; отношения между женщинами строятся, в основном, из мотивации приличия или родства, и родственные отношения либо крепки и полностью дружественны (как у Марианны и Элинор), либо, наоборот, холодны и неприязненны (как у Фанни и миссис Дэшвуд).
О внутренних чувствах героинь читатель может судить по некоторым авторским указаниям, личным диалогам и литературным увлечениям. Элинор скрывает свои внутренние переживания ото всех из позиций благородства и в диалогах, и в поступках полагаясь на приличия, однако, не уступая в глубине чувств сестре; Марианна в течение своей болезненной трансформации обнажает все свои ощущения; Фанни сдержанна и чопорна; Люси поверхностна и льстива, о глубоких переживаниях судить не приходится; миссис Дженнингс и миссис Дэшвуд открыты и искренни в проявлениях своих чувств.
...





