ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие и сущность готовности ребенка 6-7 лет к обучению в
школе 6
1.2. Социальная готовность как составляющая готовности ребенка 6-7
лет к обучению в школе 12
1.3. Психолого-педагогические условия формирования социальной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОВТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ 25
2.1. Констатирующий этап эксперимента 25
2.2. Реализация психолого-педагогических условий по формированию
социальной готовности ребенка 6 - 7 лет к обучению в школе 28
2.3. Контрольный этап эксперимента 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие и сущность готовности ребенка 6-7 лет к обучению в
школе 6
1.2. Социальная готовность как составляющая готовности ребенка 6-7
лет к обучению в школе 12
1.3. Психолого-педагогические условия формирования социальной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОВТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ 25
2.1. Констатирующий этап эксперимента 25
2.2. Реализация психолого-педагогических условий по формированию
социальной готовности ребенка 6 - 7 лет к обучению в школе 28
2.3. Контрольный этап эксперимента 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Темп развития современного общества диктует необходимость в акселерации современного ребенка - его раннем вхождении в мир взрослой жизни, принятии решений и осознании ответственности за них. В современном технологичном мире познавательная потребность ребенка стремительно возрастает, что обуславливает его раннее принятие на себя роли взрослого.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что 25% первоклассников испытывают затруднения в учебе и не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу школы (М.Н. Степанова, М.Д. Дидур, А.А. Потапчук, В.А. Овчаров, М.А. Рунова и др.) .
Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в семье, в кругу сверстников вне дома и в детском саду. В каждом из этих институтов, ребенок принимает свои нормы и правила поведения.
Семья формирует первичную психологическую основу развития ребенка и регулирует круг общения ребенка со сверстниками, в детском саду же, как правило, существуют совершенно отличные от семейных, нормы поведения и более жесткие правила и требования.
Противоречия в стремлении ребенка быть индивидуальным, не таким как все, высказывать свою позицию и отстаивать ее и, требованиями школы к общим критериям и правилам привело к тому, что подготовка к школьному обучению из психолого-педагогической перерастает в проблему большой социальной значимости. В этой связи, особое внимание требует решение задачи формирования социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, укрепление и развитие эмоционального положительного отношения ребенка к школе, желание учиться, что, в конечном счете, формирует устойчивую внутреннюю позицию школьника .
За основу готовности детей старшего дошкольного возраста к 3
обучению в школе главным образом во внимание принимаются показатели психологической готовности. При этом они представляются как совокупность отдельных личностных качеств детей и рассматриваются независимо от психофизиологического развития ребенка (П.П. Блонский, А.Л. Венгер, Н.И. Вьюнова, А.В. Гордиец, Н.И. Гуткина, Т.Н. Дубровина, Е.В. Филиппова и др.) .
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот поход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.
Важную роль в этом процессе занимают психолого-педагогические условия формирования социальной готовности к обучению в школе.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования социальной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психологический аспект готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
2. Изучить социальную готовность ребенка к обучению в школе.
3. Изучить влияние психолого-педагогических условий на формирования социальной готовности ребенка 6 - 7 лет к обучению в школе.
4. На основе рассмотренных и изученных данных сделать вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой нами гипотезы исследования.
Объектом исследования явилась социальная готовность ребенка 6-7 лет 4 к обучению в школе.
...
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что 25% первоклассников испытывают затруднения в учебе и не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу школы (М.Н. Степанова, М.Д. Дидур, А.А. Потапчук, В.А. Овчаров, М.А. Рунова и др.) .
Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в семье, в кругу сверстников вне дома и в детском саду. В каждом из этих институтов, ребенок принимает свои нормы и правила поведения.
Семья формирует первичную психологическую основу развития ребенка и регулирует круг общения ребенка со сверстниками, в детском саду же, как правило, существуют совершенно отличные от семейных, нормы поведения и более жесткие правила и требования.
Противоречия в стремлении ребенка быть индивидуальным, не таким как все, высказывать свою позицию и отстаивать ее и, требованиями школы к общим критериям и правилам привело к тому, что подготовка к школьному обучению из психолого-педагогической перерастает в проблему большой социальной значимости. В этой связи, особое внимание требует решение задачи формирования социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, укрепление и развитие эмоционального положительного отношения ребенка к школе, желание учиться, что, в конечном счете, формирует устойчивую внутреннюю позицию школьника .
За основу готовности детей старшего дошкольного возраста к 3
обучению в школе главным образом во внимание принимаются показатели психологической готовности. При этом они представляются как совокупность отдельных личностных качеств детей и рассматриваются независимо от психофизиологического развития ребенка (П.П. Блонский, А.Л. Венгер, Н.И. Вьюнова, А.В. Гордиец, Н.И. Гуткина, Т.Н. Дубровина, Е.В. Филиппова и др.) .
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот поход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.
Важную роль в этом процессе занимают психолого-педагогические условия формирования социальной готовности к обучению в школе.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования социальной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психологический аспект готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
2. Изучить социальную готовность ребенка к обучению в школе.
3. Изучить влияние психолого-педагогических условий на формирования социальной готовности ребенка 6 - 7 лет к обучению в школе.
4. На основе рассмотренных и изученных данных сделать вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой нами гипотезы исследования.
Объектом исследования явилась социальная готовность ребенка 6-7 лет 4 к обучению в школе.
...
Анализ научной литературы показал, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы основные коммуникативные умения, свою коммуникативную активность он направляет как на взрослых, так и на сверстников. В деловом и игровом взаимодействии доминирование остается за сверстником, а в познавательном - за взрослым.
Большинство авторов основными компонентами педагогической готовности к школе считают интеллектуальную, личностную и социальнопсихологическую, а также эмоционально-волевую готовность.
Определенные расхождения между учеными намечаются только при выделении отдельных составляющих этих компонентов. За научную основу в данной работе принята классификация, предложенная Я. Йирасеком, который выделят две составляющие готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе: наличие (и потребности) у ребенка личностных форм общения со сверстниками и взрослыми и способности ребенка подчиняться правилам детских групп (развитый уровень коммуникативных умений).
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе включает в себя три составляющие: интеллектуальную готовность, личностную и социальнопсихологическую готовность и волевую готовность.
Интеллектуальную готовность ребенка к школе обусловливают: определенный кругозор, запас конкретных знаний; достаточный уровень развития познавательных процессов.
Социальную готовность к школе обусловливает готовность к принятию новой «социальной позиции» - положению школьника, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. В структуре этого вида готовности ведущее место занимает мотивационная готовность, т.е. наличие социальных и познавательных мотивов (по Л. Божович). Социально-психологическая готовность предполагает наличие у детей личностных форм общения со взрослым и развитый уровень коммуникативных умений.
Волевую готовность ребенка к школе определяют: способность ребенка ставить цели и достигать их; развитый уровень произвольности движений; развитие дисциплинированности, организованности.
Для исследования социальной готовности ребенка 6 -7 лет к обучению в школе была выбрана методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной - «Культура общения дошкольников со взрослыми и сверстниками», целью которой является выявление уровня проявление навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, показал, что:
• в экспериментальной группе - 50% детей имеют низкий уровень
проявления навыков общения, 45% - средний уровень, который
характеризуется тем, что дети знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются при этом нуждаются в помощи со стороны взрослого. 5% имеют высокий уровень проявления навыков культуры общения: вежливо общаются со взрослыми и сверстниками, спокойно выражать свое желание, просьбу. Приветливы, оказывают посильную помощь, в конфликтные ситуации не вступают;
• в контрольной группе, были получены следующие результаты: 50% детей имеют низкий уровень проявления навыков культуры общения, 40% детей имеют средний уровень культуры общения, 10% детей получили высокий результат.
Основываясь на полученных данных, был разработан план мероприятий по взаимодействию с детьми, родителями, способствующий формированию социальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Взаимодействие было осуществлено в следующих формах: конференция, педагогический практикум (с применением игры-тренинга), круглый стол (с включением игры «Скажите друг другу комплимент» и ролевого проигрывания ситуации), тематическая консультация, игра-тренинг «Нарисуй картину», семинар, беседа с родителями. С детьми, педагогами была проведена ознакомительная экскурсия в школу.
На экспериментальном этапе был реализован разработанный план мероприятий по работе с родителями и детьми.
Результаты, полученные при проведении исследования уровня развития навыков культуры общения у старших дошкольников на контрольном этапе, выявили следующие результаты:
• в экспериментальной группе - 20% детей имеют низкий уровень
проявления навыков общения, 55% - средний уровень, который
характеризуется тем, что дети знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются при этом нуждаются в помощи со стороны взрослого. 25% имеют высокий уровень проявления навыков культуры общения: вежливо общаются со взрослыми и сверстниками, спокойно выражать свое желание, просьбу. Приветливы, оказывают посильную помощь, в конфликтные ситуации не вступают;
• в контрольной группе, были получены следующие результаты: 30% детей имеют низкий уровень проявления навыков культуры общения, 50% детей имеют средний уровень культуры общения, 20% детей получили высокий результат.
...
Большинство авторов основными компонентами педагогической готовности к школе считают интеллектуальную, личностную и социальнопсихологическую, а также эмоционально-волевую готовность.
Определенные расхождения между учеными намечаются только при выделении отдельных составляющих этих компонентов. За научную основу в данной работе принята классификация, предложенная Я. Йирасеком, который выделят две составляющие готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе: наличие (и потребности) у ребенка личностных форм общения со сверстниками и взрослыми и способности ребенка подчиняться правилам детских групп (развитый уровень коммуникативных умений).
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе включает в себя три составляющие: интеллектуальную готовность, личностную и социальнопсихологическую готовность и волевую готовность.
Интеллектуальную готовность ребенка к школе обусловливают: определенный кругозор, запас конкретных знаний; достаточный уровень развития познавательных процессов.
Социальную готовность к школе обусловливает готовность к принятию новой «социальной позиции» - положению школьника, которая выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. В структуре этого вида готовности ведущее место занимает мотивационная готовность, т.е. наличие социальных и познавательных мотивов (по Л. Божович). Социально-психологическая готовность предполагает наличие у детей личностных форм общения со взрослым и развитый уровень коммуникативных умений.
Волевую готовность ребенка к школе определяют: способность ребенка ставить цели и достигать их; развитый уровень произвольности движений; развитие дисциплинированности, организованности.
Для исследования социальной готовности ребенка 6 -7 лет к обучению в школе была выбрана методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной - «Культура общения дошкольников со взрослыми и сверстниками», целью которой является выявление уровня проявление навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, показал, что:
• в экспериментальной группе - 50% детей имеют низкий уровень
проявления навыков общения, 45% - средний уровень, который
характеризуется тем, что дети знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются при этом нуждаются в помощи со стороны взрослого. 5% имеют высокий уровень проявления навыков культуры общения: вежливо общаются со взрослыми и сверстниками, спокойно выражать свое желание, просьбу. Приветливы, оказывают посильную помощь, в конфликтные ситуации не вступают;
• в контрольной группе, были получены следующие результаты: 50% детей имеют низкий уровень проявления навыков культуры общения, 40% детей имеют средний уровень культуры общения, 10% детей получили высокий результат.
Основываясь на полученных данных, был разработан план мероприятий по взаимодействию с детьми, родителями, способствующий формированию социальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Взаимодействие было осуществлено в следующих формах: конференция, педагогический практикум (с применением игры-тренинга), круглый стол (с включением игры «Скажите друг другу комплимент» и ролевого проигрывания ситуации), тематическая консультация, игра-тренинг «Нарисуй картину», семинар, беседа с родителями. С детьми, педагогами была проведена ознакомительная экскурсия в школу.
На экспериментальном этапе был реализован разработанный план мероприятий по работе с родителями и детьми.
Результаты, полученные при проведении исследования уровня развития навыков культуры общения у старших дошкольников на контрольном этапе, выявили следующие результаты:
• в экспериментальной группе - 20% детей имеют низкий уровень
проявления навыков общения, 55% - средний уровень, который
характеризуется тем, что дети знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются при этом нуждаются в помощи со стороны взрослого. 25% имеют высокий уровень проявления навыков культуры общения: вежливо общаются со взрослыми и сверстниками, спокойно выражать свое желание, просьбу. Приветливы, оказывают посильную помощь, в конфликтные ситуации не вступают;
• в контрольной группе, были получены следующие результаты: 30% детей имеют низкий уровень проявления навыков культуры общения, 50% детей имеют средний уровень культуры общения, 20% детей получили высокий результат.
...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7
ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия формирования социальных навыков у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024





