ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 11
1.1. Понятие психологической готовности к профессиональной
деятельности в психолого-педагогических исследованиях 11
1.2. Психолого-педагогические основы профессиональной
педагогической деятельности учителя физической культуры 28
1.3. Психологическая готовность к профессиональной деятельности
будущего педагога физической культуры 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 48
2.1. Организация и методики исследования 48
2.2. Анализ результатов исследования психологической готовности
к профессиональной деятельности будущих педагогов физической культуры 58
2.3. Методические рекомендации по развитию психологической
готовности будущих педагогов физической культуры 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
Одной из важных проблем современной психологии является проблема готовности человека к трудовой, спортивной, операторской, научной, военной и другим видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач. Такая готовность достигается в ходе морально-психологической, профессиональной и физической подготовки с учетом требований, предъявляемых особенностями профессиональной деятельности. Одной из ведущей составляющей такой готовности является собственно психологическая готовность.
Проблема психологической готовности становится все более актуальной в современных условиях. Современные социальные и политические изменения, стрессовые условия профессиональной деятельности современного педагога, обусловливает необходимость повышения требований к специалистам, к их активности и ответственности в отношении собственного профессионального и личностного развития.
В условиях новой образовательной парадигмы готовность будущего педагога физической культуры к профессиональной педагогической деятельности является одним из главных требований, предъявляемых к будущим специалистам и определяет способность выпускника педагогического вуза быстро адаптироваться к практической профессиональной деятельности в интенсивно изменяющихся условиях современной системы образования.
За последние годы высшей педагогической школой накоплен значительный опыт подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре, который постоянно обогащается. Совершенствование подготовки учителя физической культуры является закономерным процессом, обусловленным развитием современного общества.
Для учителя физической культуры общие требования выражены в целях и задачах физического воспитания школьника. На первый план выдвигается в качестве основной цели - формирование физической культуры личности школьника. Физическая культура личности рассматривается М.Я. Виленским как качественное системное и динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем ее физического развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня и проявляющаяся в разнообразных видах и формах деятельности (профессиональной, общественной, семейной, физкультурно-спортивной и др.), побуждаемой потребностно-мотивационной сферой .
Изучению структуры профессиональной деятельности учителя физической культуры посвятили свои исследования Л.В. Вишнева, Ш.З. Гусак, Ю.Д. Железняк, Л.Н. Ильина, И.П. Космина, В.М. Моторин, Н.А. Лупандина, Ф.П. Шувалов, А.А. Федосов и др.
В работах О.В. Петунина дана характеристика профессионального мастерства учителя физической культуры: структура педагогической деятельности, основные знания, умения, личностные качества учителя физической культуры, вопросы профессиональной ориентации школьников, профессиональной подготовки учителя на факультете физической культуры педвуза, условия профессиональной адаптации начинающего учителя физической культуры.
Понятие «психологическая готовность» впервые было использовано в психологии спорта и труда, а затем в области авиации, космонавтике и дошкольной педагогике.
«Психологическая готовность к профессиональной деятельности» в отечественной психологии рассматривается достаточно широко. В современной психолого-педагогической литературе отчетливо выделились два основных подхода к данной проблеме. Первый подход предполагает оценку состояния готовности как определенного функционального состояния (близкого к понятию «оперативного покоя» по А.А. Ухтомскому). На такой точке зрения стоят Н.Д. Левитов («предстартовое состояние»), Ф. Генов («мобилизационная готовность»), В.С. Нерсесян и В.Н. Пушкин («бдительность»), и также ряд авторов, рассматривающих «готовность» операторов (Е.И. Ильин, Н.А. Романюк и др.). Понятие «готовности к деятельности» авторы увязывают с понятием «психологической установки» (Д.Н. Узнадзе). Феномен «установки» изучается в связи с общей активизацией организма как состояния, предшествующего поведению и понимается как готовность к определенной форме реагирования, в том числе и к деятельности. Социальные фиксированные установки (диспозиции, отношения) характеризуют общественное поведение личности (Ф.В. Бассин, Е.С. Кузьмин, И.Д. Ладанов, В.А. Ядов и др.).
...
Профессиональная педагогическая деятельность педагога физической культуры есть процесс полисубъектного взаимодействия педагога физической культуры с участниками образовательного процесса, направленного на формирование потребности обучающихся в здоровом образе жизни посредством овладения двигательными умениями и навыками.
Специфическая структура этой деятельности определяется целью, которая направлена на формирование потребностей в здоровом образе жизни и специальными профессионально-педагогическими задачами, которые определяют ее содержание и средства.
Реализация профессионально-педагогической деятельности
определяется готовностью к ней педагога физической культуры. Готовность будущего педагога физической культуры к профессиональной педагогической деятельности является сложным структурированным психолого-педагогическим понятием - это совокупность психологопедагогических качеств личности педагога, обеспечивающих решение профессионально-педагогических задач направленных на возникновение потребности обучающихся в здоровом образе жизни и двигательной активности; развитии и коррекции физических качеств посредством формирования двигательных умений и навыков.
Выделенные структурные компоненты готовности будущего педагога физической культуры к профессиональной педагогической деятельности включают мотивационный, ценностно-смысловой, рефлексивный, регулятивный и коммуникативно-организационный.
Разработанная и реализованная диагностическая программа позволила получить фактические данные о положительной динамике развития компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности, однако выявлено недостаточное развитие мотивационного, рефлексивного, коммуникативно-организационного, ценностно-смыслового
и регулятивного компонентов психологической готовности будущих педагогов физической культуры.
Полученные результаты развития основных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов физической культуры вызывают необходимость использования специальных психолого-педагогических мероприятий с целью развития психологической готовности к профессиональной деятельности.
Представленные в работе методические рекомендации направлены на развитие всех компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности и включают в себя проведение тренинговых мероприятий, систему учебно-профессиональных заданий, спецкурса, использование метода дискуссии и организацию самостоятельной деятельности.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2015. № 5. С. 2-5.
3. Бодалев А.А. Психология общения: энциклопедический словарь / Рос. акад. образования, Психолог. ин-т. М.: Когито-Центр, 2015. 671 с.
4. Борытко Н.М. Педагогика. М.: Академия, 2007. 491 с.
5. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 2005. 21 с.
6. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики
педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-7.
7. Виноградов В.И. Психологическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 187 с.
8. Волков П.Н. Моделирование личности, деятельности тренера и совершенствование физкультурного образования / П.П. Волков, B.C. Топчиян // Теория и практика физ. культуры. 2013. № 7. С. 27-29.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 534 с.
10. Деркач А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 2005. 355 с.
11. Дьяченко М.И. Г отовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. М.: Изд-во «Университетское», 2015. 206 с.
12. Дьяченко М.А. Психологические проблемы в готовности к деятельности / М.А. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1996. 383 с.
13. Емельянова Л.А. Динамика социально-психологической готовности студентов-менеджеров к будущей профессиональной деятельности: дис. ...канд. психол. наук. Казань, 2000. 159 с.
14. Забродин Ю.М. Базовая психологическая модель личности учителя / Ю.М. Забродин, А.Д. Глоточкин, Б.А. Сосновский // Пед. образование. 2010. С. 210-216.
15. Зазыкин В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма /
A. Г. Зазыкин, А.П. Чернышев. М.: НИИВО, 2013. 267 с.
... всего 54 источников