ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СЕВЕРА 7
1.1. Понятие «национальная культура» в педагогической литературе 7
1.2. Особенности национальной культуры коренных малочисленных народов
Севера 12
1.3. Специфика представлений детей старшего дошкольного возраста из числа
коренных малочисленных народов Севера о национальной культуре 19
1.4. Педагогические условия приобщения к национальной культуре детей старшего
дошкольного возраста - представителей коренных малочисленных народов севера 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста - представителей коренных малочисленных народов Севера о национальной
культуре 35
2.1. Оценка эффективности проведенной работы 48
Выводы по второй главе 54
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Актуальность исследования. XXI век характеризуется протеканием множества социальных кризисов. Мы становимся свидетелями антропологического кризиса, сущность которого заключается в том, что человеческое общество в значительной степени утрачивает устоявшиеся в нем культурные традиции и народную самобытность. Восприятие и понимание культурных ценностей, с ориентацией на современное мировоззрение, приводит к формированию новых парадигм и постепенному распаду целостности мировоззрения и мироощущения человеческого общества (А.П. Гудыма, Е.Г. Розанова, Н.Н. Чебоксаров). Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время создается угроза утраты культурных традиций, национальных обычаев, потери связи между поколениями и как следствие этого вымирание народности - именно поэтому важно приобщать детей к культуре с самого раннего возраста.
Согласно новым требованиям ФГОС ДО познавательноисследовательской деятельности, также, как игровая и коммуникативная, является сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника.
Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью проходит через деятельностное освоение детьми содержания. В условиях организации познавательной деятельности старших дошкольников все больше уделяется внимание сочетанию программного и краеведческого материала с целью формирования представлений о культуре, природе, человеке. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает организацию познавательной области - формирование у дошкольников представлений о себе, об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве традициях и праздниках, о социокультурных ценностях, планете Земля как общем доме людей, особенностях её природы.
Необходимо сохранять и развивать культуру даже самого маленького народа, если утрачена культура, исчезнет и народ - носитель этой культуры. К сожалению, в настоящее время лишь один из десяти северян владеет своим родным языком. Со смертью стариков могут умереть родные языки, а с ними и культура.
В связи с тем, что современные дети воспитываются в условиях, которые отдалены от национальных устоев и обычаев, то в детских дошкольных учреждениях необходимо создать все условия по сохранению культурных традиций. Построение воспитательно-образовательного процесса в ДОО организуется в соответствии с основными задачами ФГОС ДО. Современные стандарты дошкольного образования включают в себя развитие нравственной культурной личности; создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия, также должны быть реализованы права ребенка на выражение этнической принадлежности и возможности продолжить чтить свои традиции и обряды. Приобщать детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре коренных малочисленных народов Севера в условиях ДОО можно посредством проведения национальных игр, творческих занятий, организации и проведения национальных праздников.
Отсутствие теоретической базы, недостаточная изученность возможностей начальной ступени формирования ребенка как гражданина являются факторами, затрудняющими процесс воспитания нравственности. Практика остро нуждается в технологических разработках по данному вопросу. Налицо противоречие между необходимостью проведения специальной работы по приобщению детей к национальной культуре и отсутствием методических и педагогических технологий.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Е.Е. Аксенова, Л.Д. Бетту, Л.Е. Налтанова, В.П. Арсентьева, Л.Р. Болотина, О.Э. Добжанская и пр.
Цель исследования: обосновать и реализовать педагогические условия приобщения к национальной культуре детей старшего дошкольного возраста - представителей коренных малочисленных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический инструментарий для оценки представлений детей старшего дошкольного возраста - представителей коренных малочисленных народов Севера о национальной культуре;
3. Провести эмпирическое исследование представлений детей о национальной культуре коренных малочисленных народов Севера.
4. Разработать и реализовать комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста - представителей коренных малочисленных народов Севера к национальной культуре.
...
В настоящее время представлено большое количество исследований, посвящённых различным аспектам жизнедеятельности народов Крайнего Севера. Это связано с реализаций ряда федеральных документов, затрагивающих интересы и права коренных малочисленных народов, проживающих на территории РФ. Следует уточнить, что коренным малочисленным народом можно считать этническую общность, которая проживает на территории своих предков, ведущих самобытный уклад жизни, имеющих общие традиции. Потребность в сохранении самобытности этнических народов у детей как субъектов этнического взаимодействия, становится первостепенной задачей на всех уровнях образования. В связи с этим особое значение приобретает процесс социализации детей дошкольного возраста и их национальной идентификации, протекающий в условиях дошкольных образования.
В результате проведенного теоретического анализа было выявлено, что современные дети воспитываются в условиях, которые отдалены от национальных устоев и обычаев. Овладение национальной культурой не дается само собой - оно достигается на основе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.
Национальная культура - духовное измерение нации, каждого отдельного человека, ее составляющего, и его материализация, овеществление в конкретных результатах культурной деятельности. С педагогической точки зрения, национальная культура имеет достаточно серьезный воспитательный потенциал даже в том случае, если человек просто наблюдает эту культуру, что говорит о том, национальную культуру можно рассматривать в качестве эффективного инструмента воспитания подрастающих поколений в нужном для воспитателя культурном духе.
Малочисленные народы севера России наиболее точно сохранили свою изначальную культуру - т.е. малочисленные северные народы активно развиваются в плане социализации и техники, но не смотря на значительную глобализацию современных человеческих отношений, малочисленные северные народы менее подвержены этим изменения, благодаря чему удается сохранить свои исконные древнейшие обычаи, традиции и культуру.
На каждой ступени воспитания существует круг передаваемых ребенку образов, чувств, представлений и привычек, которые он усваивает и приближает к себе, и чем ярче и живее эти образы, тем больше они на него влияют. Народное творчество включает в себя богатство красок, звуков и образов.
Старший дошкольный возраст выступает сензитивным периодом в формировании интереса к национальной культуре, традициям и обычаям. Через доступные виды деятельности дети с легкостью воспринимают информацию о культуре, обычаях, традициях собственной национальной культуры. Элементы национальной культуры, такие как народные игры, фольклор, прикладное искусство несут воспитательное значение для ребенка. Эти элементы культы выступают средствами воспитания, формируя у детей духовно-нравственные и гражданско-патриотические начала личности.
В ходе проведенного исследования были решены задачи:
- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определены основные подходы к пониманию «национальной культуры» и ее особенностей у коренных народов крайнего Севера;
- разработан диагностический инструментарий для оценки представлений детей о национальной культуре коренных малочисленных народов Севера. Определены показатели и критерии когнитивного, эмоционально-ценностного и действенно-практического компонентов в представлении детей о национальной культуре ;
- проведено эмпирическое исследование представлений детей о национальной культуре коренных малочисленных народов Севера, на основе которого выявлены пробелы в сформированности представлений детей о традиционной национальной культуре, быте, традициях и обычаях нганасан и долган;
- разработан и реализован комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре коренных малочисленных народов Севера. Были проведены занятия с детьми и с родителями. Тематика отражала различные аспекты национальной культуры;
- на основе повторной диагностики была проверена эффективность проведенной работы. Результаты контрольного этапа исследования показали положительную динамику результатов и сформированности представлений детей о национальной культуре коренных малочисленных народов Севера.
Таким образом, поставленная в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Цель исследования достигнута.
1. Аксенова Е.Е. Игры и загадки моего детства: сборник
Министерство культуры Красноярского края, Краевоегос. Учреждение культуры «Таймырский Дом народного творчества». К.: Новый Енисей, 2021. 43 с.
2. Андросова М.И., Афанасьева Л.И. Этнокультурные традиции семейного воспитания народов Северо-востока России / Проблемы современного педагогического образования. 2017. выпуск 55, часть 6 С. 10 - 17
3. Анохин Г.И., Березина Т.А., Иванова Ю.В. Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1990. 173с.
4. Аракчаа Кара-кыс Коренные малочисленные народы России. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. 252 c.
5. Арктическая энциклопедия. Коренные и малочисленные народы // Коллектив авторов. М.: Паулсен, 2021. 447 с.
6. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие для вузов. М.: ФОРУМ, 2021. 144 с.
7. Белая лебедь. Сказки народов РСФСР. М.: Малыш, 1987. 592 c.
8. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. 2-е изд., перераб. и доп. // Сост. В. В. Терновская, Н.И.Якушин. М.: Детская литература, 1983. 430 с.
9. Борисова А.Г., Захарова С.М., Баишева М.И. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством национальных узоров // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-3. с. 28-30
10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2021. 232 с.
11. Волшебный сундук. Сказки народов России. М.: АСТ-Пресс, 2002. 192 c.
12. Герандоков М.Х., Герандокова В.З. Понятие национальной
культуры // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. 2017. №1 (15) URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-natsionalnoy-kultury/viewer (дата
обращения: 18.03.2023).
13. Гудыма А.П., Булатов В.И. Социально-философские и
экологические аспекты устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера // Экология. Серия аналитических обзоров мировой литературы. 2002. № 66. С. 3-109
14. Добжанская О.Э. Культура коренных народов Таймыра. Н.: АПЕКС, 2021. 75 с.
15. Дубовец Э. Игры народов Севера: на зимней прогулке // Дошкольное воспитание. 2021. № 11. С. 15-16.
... всего 61 источников