ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
1.1. Коммуникативные способности в структуре личности детей
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 5
1.3. Педагогические условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 6
2.1. Организация исследования 6
2.2. Содержание и реализация эксперимента 42
2.3. Разработка и реализация педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 6
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
1.1. Коммуникативные способности в структуре личности детей
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 5
1.3. Педагогические условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 6
2.1. Организация исследования 6
2.2. Содержание и реализация эксперимента 42
2.3. Разработка и реализация педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 6
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Первостепенной задачей каждой дошкольной организации является формирование фундамента гармоничной и цельной в своем развитии личности [17, с. 18]. В то же время, трудности, связанные с относительной нестабильностью в социальной среде, ставят в приоритет проблему коммуникаций и их роли в процессе становления личности [18, с. 23].
Формирование личности берет свое начало с момента рождения, после которого начинается процесс коммуникации с близкими взрослыми. Осознание и принятие ребенком общественных норм и основ поведения в обществе происходит через коммуникацию с семьей, а также в процессе образовательной и культурной деятельности [4, с. 78]. Нельзя не признать, что влияние, получаемое от семьи, является одним из важнейших для процесса социализации ребенка, ведь именно семья дает ему основы знаний о социуме, о его особенностях и нормах, важнейших жизненных ценностях [9, с. 27].
Одну из важнейших ролей в формировании коммуникативных умений, наряду с семьей, играет и образовательное учреждение. Данное направление деятельности является одним из приоритетов работы педагогов и психологов [20, с. 21].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие детей рассматривается как: «положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности» [44].
Сегодня, формирование у ребенка навыков успешного для всех сторон взаимодействия с окружающим миром - это залог развития здоровой и сформированной личности [13, с. 29]. Исходя из работ таких наших соотечественников, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многих других, общение считается наиболее важным условием для формирования личности детей, которое нацелено на познание окружающего мира и своей собственной личности с помощью взаимодействия с окружающими и миром в целом [15, с. 12]. Развитие коммуникативных способностей является условием, предопределяющим успешность коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В настоящий момент времени фиксируется большое количество детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы. Ученые В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов отмечают, что необходимым является разработка специальных условий для развития, воспитания и обучения детей, имеющих нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушение зрения (слепые, слабовидящие); нарушение речи (логопаты); нарушение опорно-двигательного аппарата; умственную отсталость; задержку психического развития; нарушение поведения и общения; комплексные нарушения психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью), в том числе, для развития познавательных способностей [30].
Вышеизложенное определило выбор темы выпускной
квалификационной работы «Педагогические условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями».
Цель: теоретически обосновать условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
Объект исследования: коммуникативная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогических условий развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных
способностей у старших дошкольников с особыми образовательными потребностями будет результативен при соблюдении следующих педагогических условий:
- систематическое использование коммуникативных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения;
....
Формирование личности берет свое начало с момента рождения, после которого начинается процесс коммуникации с близкими взрослыми. Осознание и принятие ребенком общественных норм и основ поведения в обществе происходит через коммуникацию с семьей, а также в процессе образовательной и культурной деятельности [4, с. 78]. Нельзя не признать, что влияние, получаемое от семьи, является одним из важнейших для процесса социализации ребенка, ведь именно семья дает ему основы знаний о социуме, о его особенностях и нормах, важнейших жизненных ценностях [9, с. 27].
Одну из важнейших ролей в формировании коммуникативных умений, наряду с семьей, играет и образовательное учреждение. Данное направление деятельности является одним из приоритетов работы педагогов и психологов [20, с. 21].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие детей рассматривается как: «положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности» [44].
Сегодня, формирование у ребенка навыков успешного для всех сторон взаимодействия с окружающим миром - это залог развития здоровой и сформированной личности [13, с. 29]. Исходя из работ таких наших соотечественников, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многих других, общение считается наиболее важным условием для формирования личности детей, которое нацелено на познание окружающего мира и своей собственной личности с помощью взаимодействия с окружающими и миром в целом [15, с. 12]. Развитие коммуникативных способностей является условием, предопределяющим успешность коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В настоящий момент времени фиксируется большое количество детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы. Ученые В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов отмечают, что необходимым является разработка специальных условий для развития, воспитания и обучения детей, имеющих нарушение слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушение зрения (слепые, слабовидящие); нарушение речи (логопаты); нарушение опорно-двигательного аппарата; умственную отсталость; задержку психического развития; нарушение поведения и общения; комплексные нарушения психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью), в том числе, для развития познавательных способностей [30].
Вышеизложенное определило выбор темы выпускной
квалификационной работы «Педагогические условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями».
Цель: теоретически обосновать условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.
Объект исследования: коммуникативная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация педагогических условий развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных
способностей у старших дошкольников с особыми образовательными потребностями будет результативен при соблюдении следующих педагогических условий:
- систематическое использование коммуникативных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения;
....
Одну из важнейших ролей в формировании коммуникативных способностей детей, наряду с семьей, играет и образовательное учреждение. Данное направление деятельности является одним из приоритетов работы педагогов и психологов.
При общении с ровесниками, дошкольник проявляет больше эмоций, он более открыт с собеседниками, не боится реализовать себя в данном общении, более активен и свободен, в отличие от общения со взрослыми представителями своего окружения.
В старшем дошкольном возрасте ребенок активно участвует в различных видах деятельности и стремиться не только участвовать в них, но и сам их организовывает, привлекая сверстников, контролируя данную деятельность. Ребенок получает удовольствие от совместной деятельности со сверстниками, так как в ходе такого взаимодействия у него формируется представление о себе, своем месте в социальной среде, обществе.
В настоящий момент времени фиксируется большое количество детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы. Ученые В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов отмечают, что необходимым является разработка специальных условий для развития, воспитания и обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Теоретический анализ позволил определить необходимость эмпирического изучения уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ООП. В рамках данного подхода произведен подбор диагностических методик, направленных на выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями:
- методика выявления понимания ребенком эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
- методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс);
- диагностика способностей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина).
В результате первичной диагностики можно заключить, что, хоть и большая часть детей проявляет сформированность коммуникативных способностей на высоком и среднем уровне, имеется значительная доля старших дошкольников, в том числе с особыми образовательными потребностями, среди которых коммуникативные способности сформированы на низком уровне, что говорит о необходимости работы, направленной на развитие таких способностей, как: умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета; вступление в ситуативно-деловое общение со сверстником и взрослым; владение адекватными способами поведения, соблюдая заданные правила; совместный поиск взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; умение выслушивать собеседника и учитывать его мнение; сочувствие, сопереживание, эмпатия.
Проанализировав полученные в результате проведенного эксперимента и анализа психолого-педагогической литературы данные, было принято решение о создании педагогических условий для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
1 условие - Систематическое использование коммуникативных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Для реализации данного условия разработан комплекс сюжетно-ролевых, дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Для детей с особыми образовательными потребностями предусмотрена адаптация игр и упражнений, предложенных в комплексе.
...
При общении с ровесниками, дошкольник проявляет больше эмоций, он более открыт с собеседниками, не боится реализовать себя в данном общении, более активен и свободен, в отличие от общения со взрослыми представителями своего окружения.
В старшем дошкольном возрасте ребенок активно участвует в различных видах деятельности и стремиться не только участвовать в них, но и сам их организовывает, привлекая сверстников, контролируя данную деятельность. Ребенок получает удовольствие от совместной деятельности со сверстниками, так как в ходе такого взаимодействия у него формируется представление о себе, своем месте в социальной среде, обществе.
В настоящий момент времени фиксируется большое количество детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы. Ученые В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов отмечают, что необходимым является разработка специальных условий для развития, воспитания и обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Теоретический анализ позволил определить необходимость эмпирического изучения уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ООП. В рамках данного подхода произведен подбор диагностических методик, направленных на выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями:
- методика выявления понимания ребенком эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
- методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс);
- диагностика способностей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина).
В результате первичной диагностики можно заключить, что, хоть и большая часть детей проявляет сформированность коммуникативных способностей на высоком и среднем уровне, имеется значительная доля старших дошкольников, в том числе с особыми образовательными потребностями, среди которых коммуникативные способности сформированы на низком уровне, что говорит о необходимости работы, направленной на развитие таких способностей, как: умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета; вступление в ситуативно-деловое общение со сверстником и взрослым; владение адекватными способами поведения, соблюдая заданные правила; совместный поиск взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; умение выслушивать собеседника и учитывать его мнение; сочувствие, сопереживание, эмпатия.
Проанализировав полученные в результате проведенного эксперимента и анализа психолого-педагогической литературы данные, было принято решение о создании педагогических условий для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
1 условие - Систематическое использование коммуникативных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Для реализации данного условия разработан комплекс сюжетно-ролевых, дидактических игр, способствующих развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Для детей с особыми образовательными потребностями предусмотрена адаптация игр и упражнений, предложенных в комплексе.
...
Подобные работы
- Развитие саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями средствами Монтессори-педагогики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





