Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие системы социального страхования, как важнейшего социально-экономического института

Работа №162322

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты социального страхования и его организация
в современных условиях 6
1.1 История развития социального страхования в Российской
Федерации 6
1.2 Особенности деятельности внебюджетного Фонда социального
страхования Российской Федерации 13
1.3 Управление системой обязательного социального страхования 22
2 Направления и тенденции развития социального страхования в РФ.. 40
2.1 Роль государства в развитии системы социального страхования 40
2.2 Основные проблемы действующей системы обязательного
социального страхования 53
3 Предложения по реформированию системы страхования РФ 60
Заключение 72
Список использованных источников 78

Актуальность темы исследования. Издавна граждане стали задумываться о создании системы защиты работающих людей от различных обстоятельств по ухудшению здоровья, приближению старости, изменения физического и материального положения, о создании особенной системы защиты, которой в последствии стала система социального страхования. Социальное страхование как раз и является частью государственной системы социальной защиты работающего населения, призванное минимизировать риски потери работы, трудоспособности, кардинального изменения жизненных, материальных и физических обстоятельств.
Параллельно с указанными обстоятельствами, в настоящее время в условиях глобализации, гуманизации роль социального страхования и обеспечения, становления новых отношений в обществе значительно возрастает, что обусловлено необходимостью адаптации человека к принципиально изменяющимся условиям существования общества, реструктуризации функций государства в вопросах трансфертных выплат, обеспечения социальных гарантий.
На понятие социального страхования до сих пор нет однозначного ответа, различные авторы приводят различные трактовки социального страхования. Социальное страхование - это система, которая обеспечивает защиту пожилых людей, инвалидов, всех, кто имеет право на пенсионное обеспечение. Также социальное страхование - это меры социальной защиты и государственной поддержки нуждающейся части жителей страны.
Как видно из приведенных выше определений термин «социальное страхование» не имеет однозначного толкования. Многие авторы сходятся во мнении, что социальное страхование - это система социальной защиты, либо социальной помощи, либо социального обеспечения. Поскольку социальное страхование выступает одним из элементов социальной защиты, приведенные выше определения либо слишком узко, либо слишком широко определяют понятие социального страхования. Учитывая выше приведенные подходы к определению социального страхования, под социальным страхованием следует понимать одну из форм социальной защиты трудоспособных граждан от социальных рисков, связанных с временной или постоянной потерей трудоспособности, дохода, наступления возраста, потери кормильца.
Вопрос развития и совершенствования системы социального страхования, организационным воплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острым и актуальным. Рост инфляции, уровня цен либо временная нетрудоспособность человека приводит к угрозе снижения уровня жизни. Совершенствование государственной системы социального страхования, а также механизма социальной защиты населения приобретает особую актуальность. Получение гарантированных государством социальных пособий через Фонд социального страхования нередко является единственным средством существования для человека.
Понятие фонда дает Гражданский Кодекс. Согласно статье 123.17. Основные положения о фонде: «фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели» [2].
Фонд социального страхования призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Как следствие существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.
Целью дипломной работы является анализ развития системы социального страхования, как важнейшего социально-экономического института.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты социального страхования и его организацию в современных условиях;
- изучить историю развития социального страхования в РФ;
- выявить особенности деятельности внебюджетного Фонда
социального страхования Российской Федерации;
- рассмотреть процесс управления системой обязательного
социального страхования;
- изучить направления и тенденции развития социального страхования в РФ;
- изучить роль государства в развитии системы социального страхования;
- выявить основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования;
- разработать предложения по реформированию системы страхования РФ.
Объектом исследования работы является деятельность Фонда Социального Страхования РФ.
Предметом исследования является социальное страхование.
Теоретической и методологической основой для написания дипломной работы являются: законы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации и работы ученых экономистов по страхованию, экономике страховой организации, а также анализу финансово-хозяйственной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
2. Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
3. Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
4. Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
5. Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся, если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.
Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:
1. Улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
2. Повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
3. Развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
4. Совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
5. Организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
6. Обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Социальное страхование - важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 2015 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования.
Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 2015 года № 822 «О Фонде социального страхования РФ».
В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
С 1 января 2016 года вступила в силу новая редакция Федерального закона от 29.12.2016 № 255-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой изменился порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Анализ деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации филиала показал, что, несмотря на наметившиеся положительные тенденции реализации социальных программ еще существует множество недостатков и проблем (например, нехватка собственных средств), которые требуют дальнейшего реформирования как в целом по России, так и в отдельных областях.
Важно отметить, что Федеральный закон № 255-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.
В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая
страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.
Еще совсем недавно многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделают ее более современной. Но именно переходный период требует безусловно большего участия государства в социальном страховании, именно в переходный период государство выступает самым главным страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство сегодня сохранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования в стране, помогло системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те большие издержки, которые допускаются при государственном регулировании системы социального страхования и на которые вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования. Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.
Сегодня почти полностью изменились принципы распределения общественного продукта, и в связи с этим изменилась и роль государства в деятельности системы социальной защиты, и все в меньшей степени ее деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство, в лице правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение единой политики в области социального страхования, оказание поддержки системе социального страхования, осуществление ее судебной защиты, отчисление в систему социального страхования средств из госбюджета.
Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент — предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.
Но необходимо четко представлять, что социальные пособия, или вспомоществование, и социальное страхование это различные формы социальной защиты населения как трудообеспеченного, так и незанятого. Соответственно, в рамках этих форм по-разному решаются многие вопросы социальных гарантий, в том числе и финансовые.
В ходе написания дипломной работы были разработаны мероприятия по развитию системы социальной защиты, выработаны предложения, приобретены практические навыки планирования, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Собрание
законодательства РФ.- 2014.- N 31.-Ст. 4398.
2. Гражданский Кодекс (часть 1) от 30. 11. 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1994. -N 32.- Ст. 3301.
3. Гражданский Кодекс (часть 2) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ. // Собрание законодательства РФ.- 1996. -N 5.- Ст. 410.
4. Налоговый Кодекс (часть 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2000.- N 32.- Ст. 3340.
5. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г № 165-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1999.- N 29. -Ст. 3686.
6. О государственной социальной помощи в РФ: федеральный закон от 17 июля 1999 г №178-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1999.- N 29.- Ст. 3699.
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15 декабря 2015г№ 166 - Ф3 // Собрание законодательства РФ.- 2001.- N 51.- Ст. 4831.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2003.- N 40.- Ст. 3822.
9. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон от 29 декабря 2006 г № 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2007.- N 1 (1 ч.). - Ст. 18.
10. О некоторых вопросах деятельности Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. №423 // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 23.- Ст. 2713.
11. Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы.- 2015.-№ 1 .-С. 16 - 18.
12. Афанасьев Мст. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики.- 2015.- № 11.- -С. 57 - 69.
13. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: МГТУ, 2017. - 310 с.
14. Бизонов А.Ф., Социальное страхование. М.: Эксмо, 2017. - 310 с.
15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ А. С. Нешитой. М.: Дашков и К°.- 2015.- 308 с.
16. Клишин А.А.,Шугаева А.А. Экономико-правовые предпоссылки усиления социальной защиты граждан РФ.-М.,2015.-466 с.
17. Коротаев А.В., Крадин Н. Н., Лынша В. А. Социальная эволюция Кол.Монография. - М.: Логос,2015.-211 с.
18. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации. - М., 2015.-354 с.
19. Лукашин Ф.А. Социальное страхование. М.: ИнфоМ, 2016.- 373 с.
20. Организация исполнения бюджета: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Карчевский. - М.: Вузовский учебник, 2015. -224 с.
21. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник/ А. Н. Савинов. М: ИНФРА-М, 2015.-314 с.
22. Панов А.Ф., Социальное страхование. М.: Просвещение, 2018.- 420 с.
23. Подсумкова А. А., Ремизова О.А. Муниципальное право. Часть 2. Финансово-экономические основы местного самоуправления. - Саратов, 2016 г. - 25 - 26 с.
24. Право социального обеспечения: Учеб. пособие/ К. Н. Гусов. - М.: ИНФРА-М, 2016.- 316 с.
25. Право социального обеспечения: Учеб. пособие/ А.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 2018.- 420 с.
26. Право социального обеспечения: Учеб. пособие/ Н.П. Николаев. - М.: Эксмо, 2016.-313 с.
27. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов/ Г. В. Сулейманова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015.- 322 с.
28. Право социального обеспечения России: Учебник/ М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. - М.: Издательство БЕК, 2016.-308 с.
29. Оажина М.А. Бюджетная политика государства // Финансы и кредит.-2016.- № 27. -С. 2 - 12.
30. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2015.-315 с.
31. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения: Сборник статей / Под ред. А.Ослунда, М.Дмитриева. - М.,2017.- 218 с.
32. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской - Смирновой, П. Романова. - М: ИНИОН-РАН, 2017.-344 с.
33. Социальная работа. 2 - е изд: Учеб. пособие/ Е. И. Холостова. - М.: издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. 668 с.
34. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учеб. пособие/ С.С. Жукова, А.В. Абышева ; Тюм. гос. ун-т, Ин -т дистанц. образ., Междунар. ин-т финансов, управления и бизнеса. - Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2016. -364 с.
35. Экономика социального страхования: Учеб. пособие/ А. М. Бабич, Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов. - Москва, 2016.- 340 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ