Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №162321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Общение как вид деятельности ребенка - дошкольника 8
1.2. Коммуникативное развитие ребенка младшего дошкольного
возраста 16
1.3. Педагогические средства и педагогические технологии обеспечения
коммуникативного развития ребенка дошкольного
возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Рекомендации по результатам исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Коммуникативное развитие детей, младшего дошкольного возраста, это время зарождения и формирования коммуникативных умений, способностей и возможностей; начало познания, усвоения и применения общепринятых норм и правил культуры общения; период самопознания. Деятельность, по формированию личности ребенка и его гармоничному развитию, будет более эффективной, если в процессе организации будет учитываться возрастная специфика и требования современного общества. Данный регламент прописан в ФГОС ДО: «развитие личности ребенка, через присвоение им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении» .
Именно общению, как виду деятельности, мы можем определить главенствующее место в процессе развития детей. Данное утверждение, легло и в основу научного исследования М.И. Лисиной. Она определяла тему общения, как особую коммуникативную деятельность и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности. Деятельностный подход к общению позволил выделить и проследить во взаимосвязи друг с другом отдельные линии его возрастных изменений; определить особенности контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, а также увидеть особую роль воздействия на психическое состояние и становление личности ребенка.
Общение со взрослым, помогает ребенку принять общественноисторический опыт человечества, обогатив тем самым свой жизненный опыт и познавательную сферу. Общение ребенка со сверстником, не только является развивающим, но и дает новые возможности в становлении личности ребенка, а именно оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Актуальность. Коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет особую педагогическую значимость. От уровня сформированное™ коммуникативных способностей зависит будущее ребенка, его успешность в обучении, межличностном общении и, как следствие положение в обществе. Дети 3 - 4 лет испытывают большие трудности в общении с окружающими, а особенно со сверстниками. В этом возрасте коммуникативные умения только начинают свое формирование; дети познают первые азы в усвоении общепринятых норм и правил культуры общения, учатся применять их на практике. Недостаточно сформированный уровень коммуникативной культуры и коммуникативных способностей, зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что в дальнейшем препятствует продуктивному общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать содержание педагогической деятельности по развитию коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - коммуникативное развитие детей 3-4 лет.
Предмет исследования - развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста с применением педагогических средств и педагогических технологий.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что процесс формирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, при организации специальных образовательных условий, которые оказывают благоприятное воздействие на создание атмосферы сотрудничества между детьми; формирование умений согласовывать совместные действия; понимать и объяснять поведение собеседника; мотивирование общения через игровые ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач .
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Дать характеристику коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста
3. Оказать воздействие на коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста с применением педагогических средств (педагогических средств игровых, дидактических, экспериментально - исследовательских, технических, организационно-педагогических) и технологий (социоигровых, личностно - ориентированных, игровых, интерактивных, проектного обучения, свободного обучения Марии Монтессори и др.).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольный возраст - сензитивный возраст для формирования психики ребенка: познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, личностных качеств, которые составляют фундамент для дальнейшего развития психики .
Изучив и проанализировав научные статьи и публикации, психологопедагогическую литературу, по выбранной теме исследования, пришли к заключению, что тема «Общение» и составляющий ее компонент «Коммуникативное развитие», является основополагающим направлением в воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Её актуальность возрастает по причине общественных, социальных и духовнонравственных изменений, а также часто встречающегося дефицита общения в современном мире. Меняется культура и стиль общения, снижается общий уровень коммуникативного развития. Данная неутешительная статистика перерастает в колоссальную проблему современного общества. В связи с этим, и понимая всю сложность и необходимость решения сложившейся ситуации, федеральный государственный образовательный стандарт в дошкольном образовании, уделяет «Социально-коммуникативному» направлению развития детей, особое внимание.
Развивать коммуникативные способности необходимо с младшего дошкольного возраста, когда закладывается фундамент личностного становления и идет процесс социального развития.
Социальное развитие дошкольников определятся нормами общения в семье и детском саду. Это процесс может быть стихийным и целенаправленным. В отношении последнего речь идет о создании специальных психолого-педагогических условий, в которых происходит социально-коммуникативное развитие детей.
В процессе коммуникативного развития формируются высшие психические процессы, происходит социокультурное и личностное развитие
ребенка. В ходе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство-речевое мышление и речемыслительная деятельность. Овладение ребенком коммуникативных способностей способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения, и возможность управлять им в соответствии с задачами общения. Данные способности у дошкольников можно и нужно развивать, прививая детям основы грамотного общения и культурной речи. Процесс коммуникативного развития ребенка будет происходить более эффективно, если создать для этого благоприятные условия, психологические, социальные, познавательные и средовые (это, было нами успешно продемонстрировано, в ходе проведенного эмпирического исследования).
В общении, как взрослого с ребенком, так и ребенка со сверстником важно создать положительно окрашенный эмоциональный фон, вызвать у детей познавательный, коммуникативный, творческий интерес, поэтому проводить совместную или непосредственно образовательную деятельность рекомендуется в форме увлекательной игры, используя разнообразные педагогические средства и педагогические технологии, повышая тем самым педагогическую значимость процесса развития и мотивацию к образованию.
Так, например, при организации коллективного занятия, хорошо подходят социо-игровые технологии: имеющее общую направленность, но выявляющее индивидуальные способности каждого, и позволяющие ребенку продемонстрировать свои личные умения и знания.
Только в ситуации высокой значимости, ребенок сможет почувствовать себя комфортно и самостоятельно выстраивать линии общения со взрослыми и сверстниками.



1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.А. Аверин. 2-е изд. перер. Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 64 с.
2. Азбука общения / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. СПб.: «Детство-Пресс», 2008. 110 с.
3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 201.80 с.
4. Базылевич Т. Ф. Колядина Т. В. К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника / Т. Ф. Базылевич, Т.В. Колядина // Мир психологии. 2013, № 4. С. 189-201.
5. Белогай К.Н. Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами [Электронный ресурс] / К.Н. Белогай, Н.А. Сонина // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30148_full.shtml (дата обращения: 03.03.2020).
6. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М., 2008. 48 с.
7. Василик М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2006. 615 с.
8. Волкова. А.И. Психология общения Текст. / А.И.Волкова. М., 2007. 446 с.
9. Возрастное коммуникативное поведение: научное издание. Выпуск I // Под ред. проф. И.А. Стернина, проф. К.Ф. Седова. / Воронеж.: Издательство «Истоки», 2003. 252 с.
10. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие / сост. и науч. ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. 10-е изд., испр. М.: ACADEMIA, 2013. 623 с.
11. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие / сост. и науч. ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. 10-е изд., испр. Москва: ACADEMIA, 2013. 623 с.
12. Войскунский. А.Е. Я говорю, мы говорим.../ А.Е.Войскунскии. М.: 2014. 380 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие /Л.С. Выготский. Изд. «Союз», 2007. 110 с.
14. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. М., 2005. 44 с.
15. Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. 2003. № 2. С.12-16.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ