Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербализация концепта «дом» в романе Л. Улицкой “Медея и её дети”

Работа №162302

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО
АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 9
1.1. Понятие лексико-семантического поля 9
1.2. Понятие концепта 13
1.3. Лексико-семантическое поле и концепт 24
1.4. Концепт «дом» в лексико-семантическом понимании 26
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ДОМ» В
РОМАНЕ Л. Е. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЁ ДЕТИ» 35
2.1. Ядро концепта «дом» в тексте романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети» 35
2.2. Ближняя и дальняя периферия концепта «дом» в тексте романа
Л. Е. Улицкой «Медея и её дети» 42
2.3. Система упражнений по теме «“Дом” в текстах художественной литературы: лингвистический аспект (на материале романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети»)» 54
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ. Контексты из романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети»,
содержащие языковые средства выражения концепта «дом» 74


Важнейшей чертой как отечественного, так и мирового языкознания является развитие такого направления, как когнитивная лингвистика. По мнению исследователей, «когнитивная лингвистика рассматривает язык в качестве когнитивного механизма, который выполняет важнейшую функцию в кодировании и трансформации информационных сигналов» [Демьянков, Кубрякова 1997: 52]. Основным объектом изучения когнитивной лингвистики является концепт - ментальная единица, формирующаяся в сознании человека и отражающая его представления об окружающем мире, воплощающая национально-культурный код и, чаще всего, имеющая языковое выражение. Совокупность концептов образует концептосферу, а затем и языковую картину мира, которые также изучаются в рамках когнитивной лингвистики, наряду с особенностями языковой личности.
В настоящее время ведущими учёными, занимающимися вопросами когнитивной лингвистики, являются Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, А. П. Бабушкин, Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, М. В. Пименова, С. А. Аскольдов, С. Г. Воркачёв, А. А. Залевская, Ю. Н. Караулов, Л. А. Касьян, В. В. Красных, В. Н. Телия и др.
Концепты образуют семантическое пространство каждого языка, при этом среди них есть те, которые мы находим в любой языковой системе, а есть специфичные, характерные для определённой культуры, национальности. Сложно представить себе язык без понятий «любовь», «жизнь», «родина», «земля», «семья» и т.п. М. В. Пименова называет такие концепты базовыми, то есть универсальными, составляющими фундамент языковой картины мира [Пименова 2004: 46]. К данной группе мы,
несомненно, относим и исследуемый нами концепт «дом». При этом статус универсальных не делает данные концепты абсолютно идентичными, в каждом языке они, конечно, проявляются по-разному, отображая определённую культурную среду.
Наше исследование подчинено определению способов вербализации концепта «дом» в русском языке. Особенности языкового представления этого концепта мы будем рассматривать на примере романа современной российской писательницы Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
Концепт «дом» играет важнейшую роль в языковой картине мира, он имеет особое место в ценностной системе каждого русского человека и в связи с этим обладает большим количеством языковых репрезентантов. Образ дома, являясь архетипическим, воплощается в культуре русского народа с давних времён. Мы можем видеть его объективацию как в устном народном творчестве, так и в художественных произведениях различных авторов.
Системный подход к изучению концепта «дом», выявляющий сходства и различия общеязыкового и индивидуально-авторского воплощения концепта в текстовом пространстве романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети», обусловливает актуальность нашего исследования. Данное художественное произведение в жанровом отношении представляет семейную хронику, повествующую о жизни бездетной Медеи Синопли, окружённой многочисленными родственниками, которые и стали для неё детьми. Мотив дома - важнейший в романе. Те выводы, которые были сделаны в ходе изучения концепта «дом», проявляющегося в художественном мире романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети», дополняют представление о творчестве писательницы. Необходимость системного подхода в исследовании концепта «дом» в данном произведении и подтверждают актуальность нашего исследования.
Цель работы - определить специфику вербализации концепта «дом» в романе Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
В рамках названной цели сформулируем задачи, которые подлежат решению в ходе исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты, связанные с пониманием термина «концепт» в когнитивной лингвистике;
- определить особенности вербализации концепта «дом» в русской языковой картине мира через анализ значений ключевого слова концепта, данных в толковых словарях русского языка;
- выделить лексемы, вербализирующие концепт «дом» в тексте художественного произведения Л. Е. Улицкой;
- проанализировать особенности содержания и специфику вербализации концепта «дом» на материале романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
Объектом исследования выступает концепт «дом».
Предметом исследования выступают особенности вербализации концепта «дом» в текстовом пространстве романе Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
Материалом для исследования стал роман Л. Е. Улицкой «Медея и её дети», имеющий средства вербализации концепта «дом». Для анализа было отобрано 132 лексемы (1134 употреблений), вербализирующих концепт «дом» в тексте художественного произведения Л. Е. Улицкой. В ходе исследования уделяется внимание полевой структуре концепта «дом».
Научная новизна работы определяется материалом, который впервые был проанализирован.
Исследование опирается на общенаучные и специальные методы. К общенаучным относятся методы наблюдения, сравнения, описательного метода, метод классификации по тематическим группам, статистический метод. Среди лингвистических методов выделяются метод концептуального анализа, метод анализа словарных дефиниций, метод сплошной выборки из произведений, метод структурно-семантического анализа языковых репрезентаций концепта, метод контекстуального анализа языковых средств.
Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы и результаты могут быть использованы в школе на уроках русского языка, на факультативных или элективных курсах, а также в вузах при изучении художественного творчества Л. Е. Улицкой.
Апробация результатов исследования. По теме бакалаврской работы опубликована статья «Специфика вербализации концепта «дом» в романе Л. Е. Улицкой “Медея и её дети”» // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.- практ. конф. (г. Пенза, 26-28 марта 2020 г.) / под ред. канд. пед. наук, проф. Г. И. Канакиной, канд. филол. наук, доц. И. Г. Родионовой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 336-339.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем исследования составляет 92 страницы, в том числе 71 страница основного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время когнитивная лингвистика - одно из ведущих направлений языкознания. Изучением концепта занимаются такие учёные, как Е. С. Кубрякова (автор фундаментальных работ по когнитивной лингвистике), З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, А. П. Бабушкин, Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, М. В. Пименова и др. Объектом её изучения является концепт - ментальная единица, воплощающая в себе знания людей об окружающем мире, фокусирующая в себе национально-культурные особенности народа.
Когнитивная лингвистика не даёт единого определения понятия концепта, но при этом можно выделить ряд инвариантных признаков этой ментальной единицы. Существует также множество классификаций концептов, которые с развитием науки будут уточняться и дополняться. Концепты находят своё выражение в языке, проявляются в нём с помощью вербализаторов, лексических репрезентантов. Совокупность концептов образует концептосферу, а следом за ней формируется и языковая картина мира.
Концепт «дом» входит в число общеязыковых концептов, является базовым и универсальным в русском языке. Через него выражаются национально-культурные, духовные особенности русского языка. Данная работа служит дополнением к комплексу исследований, посвящённых рассмотрению особенностей интерпретации концепта «дом» в русском языке и в художественной литературе. Изучение особенностей вербализации концепта проводилось на основе текстового пространства романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
Структура концепта - полевая, поэтому в ходе анализа нами были выделены такие составные элементы концепта «дом»: ядро и периферия (ближняя и дальняя). Общее количество языковых средств вербализации концепта - 1134. Ядро - 6 лексем (269 словоупотреблений), ближняя периферия - 9 лексем (81 словоупотребление), дальняя периферия - 117 лексем (784 словоупотреблений).
Ядро исследуемого нами концепта «дом» составляют 5 лексем (269 словоупотреблений). В него входят все формы ключевого слова «дом», а также формы иных слов, содержащих сему «дом» (домик, домой, дома, домашний и др.). Ключевое слово является смыслообразующим и выполняет функцию называния концепта, а также выражает его основное значение. Дом - это место в пространстве, где живут, взаимодействуют, организуют общий быт люди, для которых оно является своеобразной защитой, в нём они чувствуют себя в безопасности.
Стоит также сказать о том, что ядро и ближняя периферия концепта «дом», вербализующегося в текстовом пространстве романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети» аналогичны общему представлению о концепте. При этом дальняя периферия представлена шире и реализуется через различные выражения концепта «дом», например, через наименования домашней утвари, частей дома, комнат, хозяйственных построек, членов семьи и т.п. Таким образом, реализация концепта в тексте художественного произведения свидетельствует об индивидуально-авторском понимании его Л. Е. Улицкой и о реализации этого понимания через призму сознания персонажей романа «Медея и её дети».
В ходе работы нами была разработана система упражнений по теме «“Дом” в текстах художественной литературы: лингвистический аспект (на материале романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети»)». Данные упражнения помогут школьникам овладеть основами концептуального анализа текста. Разработанные материалы могут быть использованы на уроках развития речи, а также на факультативных или элективных курсах.



1. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. - 1993. - №3. - С. 27-35.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 895 с.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996. - 104 с.
5. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 232 с.
6. Валеева Д. Р. Слово дом и лексико-семантическая группа с данной
доминантой // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы VII международной научно¬
практической конференции (24-26 апреля 2008 г.). - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - Т.1. - С. 10-13.
7. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. - 1971. - № 5. - С. 105-113.
8. Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2004. - 192 с.
9. Воробьёв, В. В. Лингвокультурология (теория и методы). - М.: Издательство РУДН, 1997. - 331 с.
10. Городецкий Б. Ю. К проблеме семантической типологии. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 173 с.
11. Залевская А. А. Психологический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2001. - С. 36-45.
12. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград-Архангельск, 1996. - С. 13-21.
13. Карасик В. И. Язык социального статуса. - М.: Институт
языкознания РАН, 1992. - 330 с.
14. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
15. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1976. - 356 с.
16. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. - 1972. - №1. - С. 57-68.
17. Касьян Л. А. Термин «концепт» в современной лингвистике: различные его толкования // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 50-53.
18. Колесов В. В. Философия русского слова. - СПб.: ЮНА, 2002. - 448 с.
19. Кольцова Л. М., Лунина О. А. Художественный текст в современной лингвистической парадигме: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 50 с.
20. Красных, В. В. От концепта к тексту и обратно. К вопросу о психолингвистике // Вестник Московского университета. - Сер. 9: Филология. - 1998. - № 1. - С. 53-70.
21. Кубрякова Е. С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - С. 4-38.
22. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. - М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
23. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка. - М.: Издательство РАН. - Т. 52. - 1993. - № 1. - С. 3-9.
24. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие.
Минск: ТетраСистемс, 2004. - 272 с.
25. Павиленис Р. И. Проблема смысла: современный логико¬
философский анализ текста. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
26. Пименов Е. А., Пименова М. В. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. - Кемерово: ИПК «Графика», 2004. - 207 с.
27. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж.: Истоки, 2001. - 192 с.
28. Попова, З. Д. Лексическая система языка. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1984. - 145 с.
29. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999. - 30 с.
30. Потураева Е. А. Метафорическая интерпретация концептуальной сферы «Дом» в русской языковой картине мира. - Томск, 2011. - 21 с.
31. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. - М.: 2000. - 141 с.
32. Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 312 с.
33. Телия В. Н. К проблеме связанного значения слова: гипотезы, факты, перспективы // Язык система, язык - текст, язык - способность. - М.: 1995. С. 25-36.
34. Чернейко Л. Ю. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа // Вестник Московского университета. - Сер. 15. Филология. - 1996. - № 6. - С. 20-41.
35. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. - 254 с.
36. Эгамназаров Х. Х. О понятии лексико-семантического поля в лингвистике // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. - 2018. - № 1. - С. 185-189.
Лексикографические источники
37. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Институт лингвистических исследований; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1534 с.
38. Брилёв И. С. Большой фразеологический словарь русского языка; под ред. В. Н. Телия. - 4-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. - 782 с.
39. Евгеньева А. П. В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981. Т. 1. А - Й. 1981. - 425 с.
40. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - Т. 2. - 1160 с.
41. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково - образовательный. - М.: Рус. яз. 2000. - в 2 т. - 1209 с.
42. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. - 944 с.
43. Русский семантический словарь. Толковый словарь,
систематизированный по классам слов и значений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; Под общей ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: "Азбуковник", 1998. - Т. 1. - 807 с.
44. Степанов С. Ю. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.
45. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Т. 2. / Под ред.
Д. Н. Ушакова. - М.: Рус. слов., 1994. - С. 194.
46. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка: пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. - М.: «Просвещение», 1971. - 129 с.
47. Шутан М. И. Что это за предмет такой - «русский язык и литература»? // Литература - Первое сентября, 2016. - № 1. - С. 55-59.
Источники языкового материала
48. Улицкая Л. Е. Медея и её дети. - М.: Издательство АСТ, 2019.
346 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ