Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (правовые вопросы на примере отдела опеки и попечительства г.Ак-Довурак)
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 .Законодательство Российской Федерации о социальной защите прав и
интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.2. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей 11
1.3.Основные направления реформирования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 17
Глава 2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Ак-Довурак 29
2.1. Основные направления и структура «Центра социальной помощи семье и
детям г.Ак-Довурака Республики Тыва» 29
2.2. Общие положения об отделе опеки и попечительства по г.Ак-Довурак
Республики Тыва 77
2.3. Общие статистические данные и анализ результатов на примере отдела
опеки и попечительства г.Ак-Довурак Республики Тыва 89
Заключение 95
Список использованных источников и литературы 98
Глава 1. Общие положения о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.1 .Законодательство Российской Федерации о социальной защите прав и
интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7
1.2. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей 11
1.3.Основные направления реформирования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 17
Глава 2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г.Ак-Довурак 29
2.1. Основные направления и структура «Центра социальной помощи семье и
детям г.Ак-Довурака Республики Тыва» 29
2.2. Общие положения об отделе опеки и попечительства по г.Ак-Довурак
Республики Тыва 77
2.3. Общие статистические данные и анализ результатов на примере отдела
опеки и попечительства г.Ак-Довурак Республики Тыва 89
Заключение 95
Список использованных источников и литературы 98
Актуальность исследования. Вопросы социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно дети - сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети - сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, - это особый, по - настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети - сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими;
отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку в деле жизнеустройства. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов — ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям- сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.
Этими фактами объясняется высокая актуальность и значимость темы выбранного исследования. Особенную важность в наших условиях приобретают исследования юридическо-институционального аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения. Анализ социального содержания сиротства, исследование положения и социальных перспектив этой социальной группы, разрешение вопроса о социальной защите детей-сирот и, особенно, об их максимально эффективной
социальной интеграции — достаточно новое направление в отечественной социологической и юридической литературе.
Изучением сиротства как социального явления занимались и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как Н.Е. Борисова, А.С. Васильева, О.С. Зубарева, Н.В. Кравчука, О.А. Макеева, В.Н. Сусликова, Г.А. Тростанецкая, Н.Л. Шкилева, З.К. Шнекендорфа.
Однако следует отметить, что пока проблема социальной защиты детей- сирот системно не исследовалась. В частности, мало внимания уделялось межведомственному взаимодействию при решении данной проблемы; не получил всестороннего социологического анализа имеющийся в различных регионах страны опыт взаимодействия государственных, общественных институтов и бизнес-структур в решении проблем социальной защиты сирот. Недостаточно изучено соотношение социальных, экономических и нормативно-правовых методов воздействия на качество социальной защищенности детей- сирот. Особую актуальность в области социальной политики в период становления социально-ориентированной экономики приобретает разработка системы социальной интеграции детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель дипломной работы: исследовать основные проблемы правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем:
— изучить законодательство Российской Федерации о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— рассмотреть основные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— исследовать основные направления реформирования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— проанализировать общие положения об отделе опеки и попечительства по г. Ак-Довурак.
Объектом исследования - общественные отношения, связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - система правовых норм, регулирующих социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В работе использовались институциональный и структурно-функциональный подходы, позволяющие проводить комплексный анализ состояния системы социальной защиты детей-сирот в современном обществе. При решении отдельных проблем, связанных с социальной адаптацией детей-сирот, в работе использовались также социально¬психологические подходы. Эмпирическую базу исследования составили законодательные акты, регулирующие предоставление социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также регламентирующие работу государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите этой категории граждан; материалы государственной статистики. В рамках работы проводился вторичный анализ современных социологических исследований, посвященных проблемам сиротства.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для применения в практике отделов образования и социальной защиты.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литератур.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети - сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, - это особый, по - настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети - сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими;
отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку в деле жизнеустройства. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов — ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям- сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.
Этими фактами объясняется высокая актуальность и значимость темы выбранного исследования. Особенную важность в наших условиях приобретают исследования юридическо-институционального аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения. Анализ социального содержания сиротства, исследование положения и социальных перспектив этой социальной группы, разрешение вопроса о социальной защите детей-сирот и, особенно, об их максимально эффективной
социальной интеграции — достаточно новое направление в отечественной социологической и юридической литературе.
Изучением сиротства как социального явления занимались и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как Н.Е. Борисова, А.С. Васильева, О.С. Зубарева, Н.В. Кравчука, О.А. Макеева, В.Н. Сусликова, Г.А. Тростанецкая, Н.Л. Шкилева, З.К. Шнекендорфа.
Однако следует отметить, что пока проблема социальной защиты детей- сирот системно не исследовалась. В частности, мало внимания уделялось межведомственному взаимодействию при решении данной проблемы; не получил всестороннего социологического анализа имеющийся в различных регионах страны опыт взаимодействия государственных, общественных институтов и бизнес-структур в решении проблем социальной защиты сирот. Недостаточно изучено соотношение социальных, экономических и нормативно-правовых методов воздействия на качество социальной защищенности детей- сирот. Особую актуальность в области социальной политики в период становления социально-ориентированной экономики приобретает разработка системы социальной интеграции детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель дипломной работы: исследовать основные проблемы правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем:
— изучить законодательство Российской Федерации о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— рассмотреть основные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— исследовать основные направления реформирования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— проанализировать общие положения об отделе опеки и попечительства по г. Ак-Довурак.
Объектом исследования - общественные отношения, связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - система правовых норм, регулирующих социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В работе использовались институциональный и структурно-функциональный подходы, позволяющие проводить комплексный анализ состояния системы социальной защиты детей-сирот в современном обществе. При решении отдельных проблем, связанных с социальной адаптацией детей-сирот, в работе использовались также социально¬психологические подходы. Эмпирическую базу исследования составили законодательные акты, регулирующие предоставление социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также регламентирующие работу государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите этой категории граждан; материалы государственной статистики. В рамках работы проводился вторичный анализ современных социологических исследований, посвященных проблемам сиротства.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов для применения в практике отделов образования и социальной защиты.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литератур.
Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.
По данным анализа, проведенного в дипломной работе, сегодня в России - свыше 700 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем только 5 процентов из них - настоящие сироты, остальные - это так называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.
Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).
Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122
СК РФ).
При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией.
В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных детей, детей- инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.
Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.
В федеральных, региональных законах и программах, посвященных социальной поддержке населения постоянно предпринимаются попытки решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы решаются слабо. В частности, это касается материальной поддержки детей находящихся под опекой.
По данным анализа, проведенного в дипломной работе, сегодня в России - свыше 700 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем только 5 процентов из них - настоящие сироты, остальные - это так называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.
Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).
Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122
СК РФ).
При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией.
В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных детей, детей- инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.
Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.
В федеральных, региональных законах и программах, посвященных социальной поддержке населения постоянно предпринимаются попытки решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы решаются слабо. В частности, это касается материальной поддержки детей находящихся под опекой.



