Структура современной лекции на примере профессионального обучения экономическим дисциплинам (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Теоретические основы структуры современной лекции в системе профессионального обучения…
1.1 Лекция: сущность, функции, виды…
1.2 Алгоритм подготовки лекции и её структура………………………...
1.3 Подходы к преподаванию дисциплины «Экономика» в СПО……….
Глава 2 Разработка лекции по дисциплине «Экономика организации» в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение «Амурский политехнический техникум».
2.1 Характеристика образовательного учреждения……………………
2.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организации» …
2.3 Разработка и проведение лекции по теме «Заработная плата и мотивация труда» …
2.4 Анализ и рефлексия проведенного урока…
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список……
Приложения...……………………………………………………………….
Актуальность данной темы заключается в том, что понятие «современная лекция» в настоящее время является одной из наиболее обсуждаемых тем. Современный этап общественного развития имеет свои особенности, которые выдвигают новые требования к образовательному процессу. Приоритеты и акценты в образовании меняются, оно становится ориентированным на развитие личности и формирование у обучающихся качеств и навыков, необходимых для самостоятельного изучения, освоения новых видов деятельности и, в конечном итоге, достижения успеха в жизни.
Лекция определяется как структурообразующая единица учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Ее цель – формирование ориентировочной основы учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на усвоение знаний по изучаемой дисциплине.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время образовательные учреждения выполняют не только роль источника информации, но и способствуют процессу обучения. В современных условиях преподаватель становится личностью, которая помогает учащимся развивать творческие навыки и самостоятельно осваивать новые знания. Учащиеся занимают активную позицию в учебном процессе, совместно с педагогом определяют цели и задачи каждого урока, выбирают план своей работы и определяют средства и методы для достижения поставленных целей. Все это позволяет гибко изменять структуру лекции.
Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных со структурой современной лекции на примере преподавания экономики в образовательном учреждении.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
- изучить теоретические основы структуры современной лекции в системе профессионального обучения;
- дать характеристику образовательного учреждения КГБУ ПОУ АПТ;
- изучить учебно-методическое обеспечение дисциплины «Экономика организации»;
- разработать и провести лекцию на тему «Заработная плата и мотивация труда»;
- провести анализ проведенного урока.
Предметом исследования является алгоритм подготовки и структура современной лекции в профессиональном образовательном учреждении.
Объектом данной работы является Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Амурский политехнический техникум» (далее КГБ ПОУ АПТ).
Теоретической основой курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Морева Н.А., Степанова – Быкова А.С., Хамантурова Е.Н., Николаева Л.С., Селевко Г.К. и др.
Методологической основой курсовой работы являются методы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и систематизации.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении поставлена цель, раскрыты задачи, представлен предмет и объект исследования, раскрыта теоретическая и методологическая основы, представлена структура работы.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ структуры современной лекции в профессиональном образовании.
Во второй главе курсовой работы проведена и разработана лекция по дисциплине «Экономика» на тему «Заработная плата и мотивация труда», проведен анализ лекции.
В заключении работы сделаны обобщающие выводы.
Библиографический список содержит 30 источников.
1. Анисимова А.Т. Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучени: сборник статей научно- методической конференции/ А.Т. Анисимова [и др.].— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014. – 163 с. – ISBN 978-5-939-26-258-3 – Текст: непосредственный.
2. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе:
Пособие для учителей и студентов. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2016. – 335, [1] с. : ил., схем., табл.; 20 см.; ISBN 5-86208-067-8 – Текст: непосредственный.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015 – - Тула : Приок. кн. изд-во, 1968. - 145 с.; 20 см. – Текст: непосредственный.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие. - М.: ООО «Русское слово - учебная книга», 2015 – 240 стр. – ISBN: 5-94717-053-1 – Тираж: 5000 экз. – Текст: непосредственный.
5. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для дополнительного образования преподавателей профессиональных учебных заведений, для студентов и аспирантов педагогических вузов / М.Т. Громкова - М : ЮНИТИ, 2012. - 446 с. : табл.; 22 см.; ISBN 978-5-238-02236-9 – Текст: непосредственный.
6. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. - Мн.: Амалфея, 2016 - 448с – ISBN: 985-441-083-8 – Текст: непосредственный.
7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 2017. – 159,[1] с.; 21 см. - (ОПН. "Образование. Пед. науки. Дидактика).; ISBN 5-7155-0146-6 : 70 к. – Текст: непосредственный.
8. Евплова Е.В. Дидактика профессионального образования: специфика преподавания экономических дисциплин в системе СПО: учебно-методическое пособие/ Е.В.Евплова, Д.С. Гордеева.–Ч: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та,2019. –123с. – ISBN978-5-907210-22-6 – Текст: непосредственный.
9. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика.: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программу СПО по специальности 051001 "Профессиональное обучение" / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 446 с. : ил., табл.; 22 см. - (Профиль).; ISBN 978-5-98281-342-8– Текст: непосредственный
10. Загвязинский В.И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении : учебное пособие / - Т: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. - 118 с.; 21 см.; ISBN 978-5-88081-944-7 (в пер.) – Текст: непосредственный.
11. Константшова Н. Психолого-педагогический анализ и оценка качества проведения обучающих занятий разних форм/ Н. Константшова //Высшая школа. - Кшв: Знания, 2013. - №7. - С. 79-91 – Текст: непосредственный.
12. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 2015. – Педагогика, 1985. - 184 с.; 20 см. - (Образование). – Текст: непосредственный.
13. Махненко С.И. Методика преподавания экономики : учебн.-метод. Пособие к прак. занятиям и самостоят. работе студентов , обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профиляли подготовки) – Славянск-на-Кубани, 2018. – 125с 1 экз. – Текст: непосредственный.
14. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е издание., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. ISBN 5-7695-0692-X – Текст: непосредственный.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 2016 - 491,[5] с.; ISBN 5-09-005094-5 (В пер.) : Б. ц. – Текст: непосредственный.
16. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией
П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, перераб. и доп.: Академия, 2014 – 619с., табл.; 22 см – (Бакалавриат) (Высшее профессиогальное образование. Педагогическое образование) (Учебник).; ISBN 978-5-4468-0229-6 – Текст: непосредственный.
17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / И. П. Подласый. - М. : Владос, 2000-.
Кн. 2: Процесс воспитания [Текст]. - 2003 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 255, [1] с. : табл.; ISBN 5-691-00176-0 – Текст: непосредственный.
18. Савченко И.И. Экономическая теория: предмет и проблемы преподавания/ Вопросы экономики и права. - 2015. - № 10. - С. 43-47. - Библиогр. в конце ст. (10 назв.) . - ISSN 2072-5574 – Текст: непосредственный.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. Образование, 2017 г. - c. 167-296. – ISBN: 87953-127-9 – Текст: непосредственный.
20. Соколова С.В. Основы экономики : учебное пособие для образовательных учреждений начального профессионального образования / С. В. Соколова. - 7-е изд., стер. –М.: Академия, 2008. - 126, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Начальное профессиональное образование. Экономика); ISBN 978-5-7695-5552-7 – Текст: непосредственный.
21. Соловьёва О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / О.В. Соловьёва // Вопросы психологии. – М.: Илекса 2016. - № 3. - С. 22-34. – ISBN 5-93078-145-1 – Текст: непосредственный.
22. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., Совершенство, 1998. - 356 с. : ил.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 5-8089-0025-5 – Текст: непосредственный.
23. Узунова Н.С. Методика преподавания экономики: учебное пособие / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Педагогический институт, Кафедра социально-экономических дисциплин ; [составители Н. В. Матвеев, Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица]. - 3-е изд. доп. и испр. - И: Аспринт, 2016. - 207 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-4340-0123-6 : 200 экз. – Текст: непосредственный.
24. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. - 446 с. : ил.; 22 см. - (Новая университетская библиотека) (Педагогика и психология высшей школы).; ISBN 978-5-98704-587-9 – Текст: непосредственный.
25. Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск : БГУ, 2006. – 116 с.,ISBN 985-485-640-2 – Текст: непосредственный.
26. Ефимов О.Н. Методологические основы и методика преподавания экономических дисциплин в вузе с использованием гносеологического потенциала нормативных документов – [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 86 с. – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
27. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьмнов — М. Карной// текст: электронный//Сyberleninka [сайт]. – URL – https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-kak-ono-menyaet-strukturu-obrazovaniya-i-ekonomiku-universiteta-otkrytaya-diskussiya-ya-i-kuzminov-m-karnoy/viewer (дата обращения 10.09.2024) – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
28. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Особенности и проблемы методики преподавания экономических дисциплин – Москва: научная статья, 2014. – 72-73 с. – Текст:электронный//[сайт].– URL: – https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodiki-prepodavaniya-economicheskih-distsiplin/viewer (дата обращения 15.06.2024) – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
29. Структура и виды лекций в вузе – текст: электронный// EDUNEWS [сайт]. – URL: https://edunews.ru/students/hervokursniku/chto – takoe – lekciya – v– vuze.html (дата обращения 10.04.2024) – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
30. Понятие, сходства и отличия классических и интерактивных лекций – текст электронный// disshelp [сайт]. – URL: https://disshelp.ru/blog/ponyatie – shodstva – i – otlichiya – klassicheckih – i – interaktivnyh – lektsij. – (дата обращения 12.04.2024) Режим доступа: для авторизированных пользователей.
1. Анисимова А.Т. Образовательный процесс в современной высшей школе. Инновационные технологии обучени: сборник статей научно- методической конференции/ А.Т. Анисимова [и др.].— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014. – 163 с. – ISBN 978-5-939-26-258-3 – Текст: непосредственный.
2. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе:
Пособие для учителей и студентов. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2016. – 335, [1] с. : ил., схем., табл.; 20 см.; ISBN 5-86208-067-8 – Текст: непосредственный.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015 – - Тула : Приок. кн. изд-во, 1968. - 145 с.; 20 см. – Текст: непосредственный.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие. - М.: ООО «Русское слово - учебная книга», 2015 – 240 стр. – ISBN: 5-94717-053-1 – Тираж: 5000 экз. – Текст: непосредственный.
5. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для дополнительного образования преподавателей профессиональных учебных заведений, для студентов и аспирантов педагогических вузов / М.Т. Громкова - М : ЮНИТИ, 2012. - 446 с. : табл.; 22 см.; ISBN 978-5-238-02236-9 – Текст: непосредственный.
6. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. - Мн.: Амалфея, 2016 - 448с – ISBN: 985-441-083-8 – Текст: непосредственный.
7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 2017. – 159,[1] с.; 21 см. - (ОПН. "Образование. Пед. науки. Дидактика).; ISBN 5-7155-0146-6 : 70 к. – Текст: непосредственный.
8. Евплова Е.В. Дидактика профессионального образования: специфика преподавания экономических дисциплин в системе СПО: учебно-методическое пособие/ Е.В.Евплова, Д.С. Гордеева.–Ч: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та,2019. –123с. – ISBN978-5-907210-22-6 – Текст: непосредственный.
9. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика.: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программу СПО по специальности 051001 "Профессиональное обучение" / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 446 с. : ил., табл.; 22 см. - (Профиль).; ISBN 978-5-98281-342-8– Текст: непосредственный
10. Загвязинский В.И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении : учебное пособие / - Т: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. - 118 с.; 21 см.; ISBN 978-5-88081-944-7 (в пер.) – Текст: непосредственный.
11. Константшова Н. Психолого-педагогический анализ и оценка качества проведения обучающих занятий разних форм/ Н. Константшова //Высшая школа. - Кшв: Знания, 2013. - №7. - С. 79-91 – Текст: непосредственный.
12. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 2015. – Педагогика, 1985. - 184 с.; 20 см. - (Образование). – Текст: непосредственный.
13. Махненко С.И. Методика преподавания экономики : учебн.-метод. Пособие к прак. занятиям и самостоят. работе студентов , обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профиляли подготовки) – Славянск-на-Кубани, 2018. – 125с 1 экз. – Текст: непосредственный.
14. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е издание., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. ISBN 5-7695-0692-X – Текст: непосредственный.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 2016 - 491,[5] с.; ISBN 5-09-005094-5 (В пер.) : Б. ц. – Текст: непосредственный.
16. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией
П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, перераб. и доп.: Академия, 2014 – 619с., табл.; 22 см – (Бакалавриат) (Высшее профессиогальное образование. Педагогическое образование) (Учебник).; ISBN 978-5-4468-0229-6 – Текст: непосредственный.
17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / И. П. Подласый. - М. : Владос, 2000-.
Кн. 2: Процесс воспитания [Текст]. - 2003 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 255, [1] с. : табл.; ISBN 5-691-00176-0 – Текст: непосредственный.
18. Савченко И.И. Экономическая теория: предмет и проблемы преподавания/ Вопросы экономики и права. - 2015. - № 10. - С. 43-47. - Библиогр. в конце ст. (10 назв.) . - ISSN 2072-5574 – Текст: непосредственный.
19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. Образование, 2017 г. - c. 167-296. – ISBN: 87953-127-9 – Текст: непосредственный.
20. Соколова С.В. Основы экономики : учебное пособие для образовательных учреждений начального профессионального образования / С. В. Соколова. - 7-е изд., стер. –М.: Академия, 2008. - 126, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Начальное профессиональное образование. Экономика); ISBN 978-5-7695-5552-7 – Текст: непосредственный.
21. Соловьёва О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / О.В. Соловьёва // Вопросы психологии. – М.: Илекса 2016. - № 3. - С. 22-34. – ISBN 5-93078-145-1 – Текст: непосредственный.
22. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., Совершенство, 1998. - 356 с. : ил.; 21 см. - (Высшее образование).; ISBN 5-8089-0025-5 – Текст: непосредственный.
23. Узунова Н.С. Методика преподавания экономики: учебное пособие / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Педагогический институт, Кафедра социально-экономических дисциплин ; [составители Н. В. Матвеев, Т. Н. Лохтина, В. И. Метелица]. - 3-е изд. доп. и испр. - И: Аспринт, 2016. - 207 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-4340-0123-6 : 200 экз. – Текст: непосредственный.
24. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. - 446 с. : ил.; 22 см. - (Новая университетская библиотека) (Педагогика и психология высшей школы).; ISBN 978-5-98704-587-9 – Текст: непосредственный.
25. Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск : БГУ, 2006. – 116 с.,ISBN 985-485-640-2 – Текст: непосредственный.
26. Ефимов О.Н. Методологические основы и методика преподавания экономических дисциплин в вузе с использованием гносеологического потенциала нормативных документов – [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 86 с. – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
27. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьмнов — М. Карной// текст: электронный//Сyberleninka [сайт]. – URL – https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-kak-ono-menyaet-strukturu-obrazovaniya-i-ekonomiku-universiteta-otkrytaya-diskussiya-ya-i-kuzminov-m-karnoy/viewer (дата обращения 10.09.2024) – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
28. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Особенности и проблемы методики преподавания экономических дисциплин – Москва: научная статья, 2014. – 72-73 с. – Текст:электронный//[сайт].– URL: – https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodiki-prepodavaniya-economicheskih-distsiplin/viewer (дата обращения 15.06.2024) – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
29. Структура и виды лекций в вузе – текст: электронный// EDUNEWS [сайт]. – URL: https://edunews.ru/students/hervokursniku/chto – takoe – lekciya – v– vuze.html (дата обращения 10.04.2024) – Режим доступа: для авторизированных пользователей.
30. Понятие, сходства и отличия классических и интерактивных лекций – текст электронный// disshelp [сайт]. – URL: https://disshelp.ru/blog/ponyatie – shodstva – i – otlichiya – klassicheckih – i – interaktivnyh – lektsij. – (дата обращения 12.04.2024) Режим доступа: для авторизированных пользователей.