Введение 3
Глава 1. «Теоретические аспекты организации и подготовки обучающихся 7 класса к олимпиаде по физике в системе школьного образования» 6
1.1. Понятие «предметная олимпиада». История и развитие
предметных олимпиад. Олимпиада по физике 6
1.2. Методические аспекты подготовки олимпиад по физике. Понятие
«олимпиадная задача» 15
1.3. Аспекты подготовки обучающихся к олимпиаде 18
Глава 2. «Опытно-экспериментальное изучение организации и подготовки обучающихся к олимпиаде по физике в системе школьного образования» 24
2.1. Проблематика обучающихся при выборе учебного предмета для участия в олимпиадном движении. Проблема участия детей в олимпиаде 24
2.2. Аспекты подготовки обучающихся к участию в олимпиадах.
Проблематика детей при решении олимпиадных задач 29
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Современная развивающаяся школа имеет дело с разносторонней многогранной и активной личностью. На современном этапе жизни общества физическое образование остается не только существенным фактором научно - технического прогресса, но и одним из условий общественного развития.Каждый обучающийся талантлив по своему, но для того чтобы разглядеть его склонности и предпочтения в обучении недостаточно стандартного подхода педагога.
Одной из приоритетных задач современного школьного образования становится обучение и воспитание обучающихся во всех предметных областях.
Но таланты создать нельзя, можно лишь помочь им появиться, создавая для всего этого почву. Предметные олимпиады и являются этой самой почвой, на которой обучающиеся растут и процветают. Главная задача предметных олимпиад заключается в выявлении и развитии талантливых обучающихся, а также повышения интереса к такому предмету как физика.
Цель моей выпускной квалификационной работы заключается в подготовке и разработке методических материалов для подготовки обучающихся 7 класса к участию в олимпиадах, а также повышения результативности их участия в олимпиадном движении.
Объектом исследования является процесс подготовки обучающихся 7 классов для участия в олимпиадах.
Предметом исследования является методические приемы подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении .
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятий «предметная олимпиада» и «олимпиадная задача по физике».
2. Изучить литературу по истории создания и проведения
предметных олимпиад.
3. Показать возможности организации занятий по подготовке к олимпиадам по физике, в качестве одной из форм внеурочной учебной работе в общеобразовательной школе.
4. Рассмотреть аспекты подготовки и проведения олимпиады по физике в 7 классе.
5. Рассмотреть основные типы олимпиадных задач по физике 7 класса.
6. Рассмотреть проблематику выбора учебного предмета для участия в олимпиадах.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если
реализовывать систематически специальную подготовку обучающихся 7 классов к участию в олимпиадах, то повышается не только их уровень знаний и мотивация к изучению предмета, но и существенно повышается результативность выступления на олимпиадах.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативных документов, изучение содержания учебных программ и методических пособий по подготовке обучающихся 7 класса к участию в олимпиадах по физике, опрос, анализ и обобщение полученных данных.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты организации и подготовки обучающихся 7 класса к олимпиаде по физике в системе школьного образования» рассматриваются такие понятия, как «предметная олимпиада», «олимпиадная задача», история и развития предметных олимпиад и история развития физических олимпиад в России, а также методические аспекты подготовки олимпиад по физике и подготовки обучающихся к ним.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное изучение организации и подготовки обучающихся к олимпиаде по физике в системе школьного образования» рассматриваются задачи по физике, процесс выполнения и проблемы решения, изучается проблематика детей при выборе учебного предмета олимпиады, а также в данной главе представлена проблематика участия детей в олимпиадном движении.
В заключении изложены основные выводы.
Я считаю, что олимпиада является способом для развития не только умственных способностей ребенка, но и его таланта и творчества. Это своего рода лестница, по которой ребенок поднимается к вершинам знаний за счет своего интереса и любопытства в изучении предмету.
Олимпиадное движение стало важнейшим явлением в области современного образования. Обучающиеся будут разрывать границы творчества и выводить его на новый уровень при решении задач повышенной трудности, благодаря чему они могут стать «парусом надежды» своей науки и развиваться для чего-то большего, сделать свое открытие или создать уникальное изобретение. Все начинается с малого, а после превращается в великое. Так смело можно сказать, что вклад в детей для их участия в интеллектуальном состязании не только формирует в них чувство национального достоинства, но и дает педагогам повод для гордости.
Проблемой на данный момент является слабая мотивация обучающихся в участии в олимпиадном движении. Для того чтобы дети были заинтересованы в участии в олимпиадах необходимо их мотивировать, а также поощрять за проделанную ими работу, также необходимо вести с ними соответствующую подготовку.
На основе проведенного теоретического анализа и опыта экспериментальной работы можно утверждать, что олимпиадная подготовка по физике в 7 классе будет успешной, если:
1. Будут организованы специальные занятия по подготовке к олимпиадам.
2. Данные занятия по физике будут отвечать следующим требованиям:
а) проводятся регулярно, не менее 3-4 раз в неделю (даже в каникулярное время);
б) реализуется индивидуальный подход к каждому обучаемому;
в) тематика задач соответствует школьному материалу по физике и математике, пройденному учащимися к моменту проведения олимпиады; задачи ориентированы в большей мере на проверку и развитие понимания физики вопроса;
г) направлены на улучшение и развитие экспериментальных навыков у детей, на формирование умения моделировать собственные исследовательские действия при решении экспериментальных задач.
Самое важное и ценное во всех моментах работы с одаренными детьми - не давать угасать их познавательному интересу, приободрять,чтобы у ребенка не опускались руки при первой неудачи. Ведь достигая цели творческой реализации одаренности ребенка в такой науке, как физика мы выводим работу по развитию интеллектуального потенциала способного школьника на уровень инновационного развития и международной конкурентоспособности государства.
Несмотря на то, что олимпиады являются творческой лестницей для обучающихся, нельзя оставлять в стороне педагога, который держит на себе задачу не только поддерживать интерес ребенка, но и давать нужную базу, уметь систематизировать все полученные ранее знания , давать их в методически верно, чтобы не перегружать ясный ум, не отбивать любопытство ребенка.