Введение 6
1. Маркетинговые исследования рынка 9
1.1 Анализ рынка 9
1.2 Оценка конкурентов и их конкурентных преимуществ 13
1.3 Анализ потребителей и сегментация рынка 18
2. Технико-технологическое обоснование проекта 24
2.1 Характеристика производимой продукции 24
2.2 Описание технологии оказания услуг 27
2.3 Производственная логистика 33
2.4 Информационная система управления 35
3 Формирование системы эффективного управления предприятием 40
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия
и управление персоналом 40
3.2 Формирование стратегий организации 45
3.3 Управление качеством 56
3.4 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 63
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение А. Этапы оказания услуги ООО «Элдом» 79
Приложение Б. Опросный лист на автоматизированную информационно- измерительную систему (АИИС) учета энергоресурсов 80
Приложение В. Организационная структура ООО «Элдом» 82
Приложение Г. Отчет о финансовых результатах ООО «Элдом» 83
Приложение Д. Краткая аннотация
В настоящее время возрастает роль информационных технологий, которые применяются во всех отраслях экономики. Особое значение приобретают разработки в строительном комплексе. В частности, новые интеллектуальные решения активно внедряются в сферу жилищного строительства. Революционной новеллой стала автоматизированная система управления домовладением, получившая название «Умный Дом».
Первые программные решения, послужившие прототипом «Умного Дома» в современном понимании, были созданы еще 1940-х годах и использовались в военных целях.
После окончания войны они постепенно вошли в обычную жизнь. Изначально эти системы были очень дорогими, но постепенно становились все доступнее. Само понятие «Умный Дом» появилось в 1970-х годах в США. В России же предложение начало выходить на рынок только в 1990-х годах.
Актуальность для российского рынка направления «Умный Дом» трудно переоценить. Использование концепции «интеллектуального здания» позволяет за счет комплексной интеграции достигнуть экономии 10-15% по сравнению с отдельными системами. Потребление энергии, воды, газа, тепла сокращается приблизительно на 30%. Соответственно, снижаются выбросы в окружающую среду и затраты на их утилизацию. В свою очередь, применение современных энергосберегающих технологий позволяет снизить подводимые мощности и ресурсы, а значит, дает возможность применять более дешевые коммуникации. При этом расходы на оборудование окупаются примерно через полгода. Стоимость эксплуатации «интеллектуального здания» на протяжении его жизненного цикла оказывается существенно ниже, чем при традиционных решениях.
Все эти факторы обеспечивают как высокую потребительскую, так и инвестиционную привлекательность.
По оценкам зарубежных аналитиков, рынок «умного дома» активно развивается. В частности, к 2020 году общий объем мирового рынка составит 51,77 млрд. долларов. В период с 2013 по 2020 г. среднегодовые темпы роста рынка достигнут уровня 17,74 %. Вложения в «интеллектуальное здание» по сравнению с традиционным оснащением зданий гораздо надежнее за счет того, что применение концепции «Умный Дом» делает более устойчивыми и долговечными все системы благодаря оптимизации связей между ними. Это, в свою очередь, снимает возможные конфликты между системами, увеличивает срок службы всего здания, снижая риск для инвесторов проекта.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что «интеллектуальное здание» - это надежное будущее, построенное сегодня.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы управления предприятия специализирующегося на комплексной автоматизации жилых помещений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
разработать план маркетинга предлагаемой услуги, который включает в себя описание товара, анализ рынка, анализ ожидаемого потенциала фирмы, анализ конкурентов и потребителей;
спроектировать организацию управления предприятием, то есть описать технологию производства услуги и в соответствии с этим разработать организационную структуру предприятия;
провести оценку экономической эффективности разработанного проекта - спланировать поток необходимых инвестиций, разработать план продаж, рассчитать затраты, необходимые на производство услуги и в конечном итоге оценить эффективность инвестиционного проекта.
Объектом исследования является ООО «Элдом».
Предмет исследования - разработка системы управления предприятия специализирующегося на комплексной автоматизации жилых помещений.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, посвященные вопросам бизнес-планирования в современных экономических условиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Методология исследования основана на системно-функциональном подходе к изучаемой проблеме. В рамках этого подхода в работе использовались различные методы, приемы и способы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, экономико-математический и др.
Информационная база сформирована на основе официальных данных ФТС РФ, ФСГС РФ (Росстат), нормативно-справочного материала, результаты исследования маркетинговых агентств, а также материалов, опубликованных в научной литературе, периодической печати и сети Интернет.
Несмотря на широкое распространение систем «Умный Дом» по всему миру, для большинства населения России эта инновация и по сей день остается исключительно термином. Медленное внедрение систем «Умный Дом» объясняется многими факторами, один из которых - отсутствие понимания принципа работы подобных технологий и реально получаемой экономической выгоды.
Безусловно, отдельные элементы «умных систем», такие как световые датчики движения или датчики протечки воды, уже давно не являются чем-то особенным и повсеместно распространены в домах и квартирах жителей таких мегаполисов как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Красноярск. Последнее время популярностью среди заказчиков стали пользоваться разнообразные системы безопасности, управления освещением, «мультирум» и «домашний кинотеатр». По сути, это всего лишь отдельные подсистемы «Умного Дома», которые, тем не менее, не являясь взаимосвязанными, не могут называться единой системой.
Целесообразность внедрения проектов «Умный Дом» очевидна, она складывается из целого ряда факторов, в том числе экономических. Так, снижение расходов на электроэнергию может достигать 30%, на воду - 41%, на тепло - 50%. Из-за постоянно повышающихся тарифов на газ и электроэнергию вопрос экономии затрат на эксплуатацию становится наиболее актуальным. Понятно, что при увеличении площади недвижимости многократно увеличивается и инвестиционная привлекательность внедрения интеллектуальных систем. Именно поэтому, основная часть спроса на системы «Умный Дом» приходится на владельцев частных коттеджей площадью более 300 м2.
В тоже время, если в частном доме мы говорим, как правило, об индивидуальном проекте, в квартирах могут быть использованы типовые решения, позволяющие снизить стоимость внедрения систем «Умный Дом» и, тем самым, сделать их доступными для более широкого круга клиентов.
Развитие инфокоммуникационных технологий, повышение требований к инфраструктуре объектов, уровню и качеству обслуживания клиентов, рост заработной платы квалифицированного персонала, повышение требований к энергосбережению, экология, защита от терроризма - все эти факторы диктуют и в определенной степени ускоряют развитие комплексных систем автоматизации зданий как в мире, так и в России.
Системы услуг автоматизации зданий начали внедряться во всем мире еще с середины 80-х годов. В настоящее время объем мирового рынка интеллектуальных систем и услуг автоматизации зданий составляет 14,5 млрд. долл. При этом пятую часть рынка занимает Япония, четверть приходится на Северную Америку, более 40% - на европейские страны.
В России же этот рынок начал формироваться только в конце 90-х годов и все еще находится в стадии становления, составляя на данный момент не более 3% от общемирового.
ООО «Элдом» будет осуществлять свою деятельность на рынке «интеллектуальных» систем в жилом секторе. При этом, более 50% рынка принадлежит трем компаниям: «ИнтернетДом», Intellhouse и «Гласис-Пенза». Это свидетельствует о наличии на данном рынке олигополистической конкуренции.
Таким образом, ООО «Элдом» на первоначальном этапе будет достаточно сложно конкурировать со столь крупными игроками, и поэтому мы попытаемся занять порядка 5% рынка потеснив боле мелкие компании.
В процессе проведения маркетинговых исследований на рынке был выделен следующий сегмент - частные потребители (домашние хозяйства), имеющие доход выше среднего и проживающие в городе Пенза и области, занимающие руководящие посты или имеющие свой бизнес.
Планируемая организационная структура по предприятия является линейно-функциональной. Основу линейно-функциональных структур составляет принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации, по которым на каждом уровне управления формируются функциональные службы.
При этом на первый год реализации проекта предполагается сформировать команду профессионалов из 11 человек.
Относительно выбора ООО «Элдом» канала распределения отметим следующее. Канал распределения представляет собой путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Уровнем канала распределения называется совокупность посредников, которые выполняют определенные функции по перемещению товара и передачи права собственности на него очередному звену цепочки посредников в направлении конечного потребителя. Каналы распределения характеризуются количеством уровней, их составляющих.
ООО «Элдом» в деятельности по оказанию услуг по автоматизации жилых помещений на рынке г. Пенза планирует использовать канал распределения «нулевого уровня», то есть предприятие планирует реализовать свои услуги без посредников.
Для создания имиджа и привлечения клиентов фирма «Элдом» будет использовать рекламу. Основной задачей при выборе средства распространения рекламы является донесение рекламного сообщения до максимального числа потенциальных покупателей при минимальных затратах. Реклама ООО «Элдом» будет размещена в печатных изданиях города, на радио и телевидении.
Дисконтированный период окупаемости инвестиционных вложений составляет 25 месяцев, при условии, что ставка дисконтирования составит 12% в год.
Организацию предприятия ООО «Элдом» по автоматизации жилых помещений можно считать экономически целесообразной, так как чистый приведенный доход, определенный при данной ставке дисконтирования составляет почти 13 млн. руб. Значение внутренней нормы рентабельности превышает ставку дисконтирования в 2,8 раза, что может сделать привлекательным проект для инвесторов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) // Российская газета. - 1998. - №148-149.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015) // Российская газета. - 2001. - №256.
4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №7. - Ст.785.
Монографии и учебные пособия
5. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание /Д.А. Ендовицкий, В.А. Бабушкин, Н.А. Батурина и др.; под ред. Д.А. Ендовицкого. - М.: КНОРУС, 2010. - 376 с.
6. Ансоф X. И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М: Экономика, 2012. - 383 с.
7. Аскинадзи В. М. Инвестиционное дело: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2010. - 219 с.
8. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Дашков и К., 2013. - 464 с.
9. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практическое пособие./ Под ред. И.А. Иванниковой. - М.: Эксперт-бюро, 2016. - 156 с.
10. Быкова Е.В. Финансовое искусство коммерции: Учебник. - М.: Перспектива, 2015. - 90 с.
11. Быкадоров В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2012. - 347 с.
12. Валдайцев С. В. Управление инвестиционным бизнесом: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 330 с.
13. Валинурова Л. С. Управление инвестиционной деятельностью: Учебник. - М.: Кно Рус, 2015. - 170 с.
14. Грачева М. В. Риск-анализ инвестиционного проекта: Учебник. - М.: Экономика и финансы, 2012. - 342 с.
15. Грибалев Н. П. Бизнес-план: Учебное пособие. - СПб.: ПИТЕР, 2014. - 152 с.
16. Золотарев В. Г. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие для вузов. - Минск: Книжный дом, 2015. - 219 с.
17. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 512 с.
18. Косов В.В. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: Учебное пособие. - М.: Тезис, 2013. - 290 с.
19. Кураков Л.П., Ляпунов СИ., Мингазов Х.Х. Бизнес-план: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 220 с.
20. Лапыгин Ю.Н. Управление затратами на предприятии. Планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат: Учебник для вузов. - М.: ЭКСМО, 2011. - 237 с.
21. Любанова Т. П. Бизнес-план: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2014. - 217 с.
22. Любушин Н. П. Анализ финансового состояния организации: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2016. - 410 с.
23. Панков Д. Основы учета и анализа в системе финансового менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: Современная школа, 2013. - 290 с.
24. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert / В. С. Алиев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 90 с.
25. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. - М.:
ИНФРА-М, 2014. - 520 с.
26. Сироткин С.А. Кельчевская Н.Р. Экономическая оценка инвестиционных проектов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 144 с.
27. Сичкарь О.Ю. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учебник. - СПб.: Изд. Дом «Бизнес-Пресса», 2011. - 285с.
Периодические издания
28. Васкецова О.Н. Умный дом как инновация современного
строительства. // Маркетинг. - 2014. - №8. - С.20-28.
29. Заяц В.И. Умнее чем кажется// Новости и аналитика рынка недвижимости. - 2015. - № 11. - С. 42-45.
30. Никитенко С.М. Инновационные менеджеры: спрос рождает
предложение. //Инновации. - 2015. - №7. - С. 22-28.
31. Липченко Е. А. Понятие инвестиционной привлекательности предприятия: различные подходы к толкованию // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 95-97.
32. Пасенков В.Д. «Умные дома» - технология, обреченная на успех//Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №5. - С.63-69.
33. Резниченко B.C. Методика разработки бизнес-плана инвестиционного строительного проекта и опыт ее применения. // Экономика строительства. - 2015. - № 8. - С. 69-76.
34. Семенова А. Управление инвестиционными процессами. //
Экономист. - 2013. - № 5. - С. 11-18.
35. Степанова Е. Бизнес-планирование на предприятии. // Бизнес- Информ. - 2013. - № 5. - С.52-57.
36. Трофимова И.С. Умный дом - маркетинговое исследование российского рынка: текущее состояние и прогноз. // Маркетинговое исследование и анализ. - 2014. - № 11. - С.41-49.
Интернет-ресурсы
37. Анализ рынка систем интеллектуализации зданий «Умный дом» в
России // Discovery Research Group». - URL: Официальный сайт
http://www.drgroup.ru(дата обращения 28.04.2015).
38. Десять главных технологических трендов 2014 года // Forbes. - URL: Официальный сайтhttp://www.forbes.ru(дата обращения 28.03.2015).
39. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие. Режим
доступа:http://www.rus-lib.ru(дата обращения 26.03.2015).
40. Системы «Умный Дом» //Интернет портал для строительства и ремонта. - URL: Официальный сайт -http://www.vashdom.ru(дата обращения 26.03.2015).
41. «Умный дом» - маркетинговый исследование российского рынка:
текущее состояние и прогноз развития // Директ Инфо. Маркетинговые исследования и анализ. - URL: http://www.directinfo.net/index. ru (дата
обращения 28.03.2015).