Введение 3
Глава 1. Страхи дошкольников как научная проблема 7
1.1. Подходы к изучению страхов и тревоги в психолого¬педагогической литературе 7
1.2. Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. 15
1.3. Психологические особенности дошкольного детства 24
Глава 2. Эмпирическое исследование страхов детей дошкольного
возраста из семей мигрантов 36
2.1. Методика исследования 36
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 38
2.3. Характеристика программы коррекции страхов у детей
дошкольного возраста из семей мигрантов 45
2.3.1. Структура и содержание программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста из семей мигрантов 47
2.4. Результаты коррекционной работы 66
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения
Несмотря на наличие тенденции к сокращению численности различных категорий мигрантов в Российской Федерации, проблема интеграции детей мигрантов в образовательных учреждениях не теряет своей актуальности. В этой связи, изучение специфики страхов детей мигрантов, в контексте их адаптации (дезадаптации) вызывает очевидный исследовательский интерес.
Чувство страха присуще человеку в любом возрасте, но особо значимую роль в развитии и становлении полноценной эмоционально зрелой личности играет наличие навыка преодоления чувства страха в дошкольном детстве. Подверженный страхам, тревожный ребенок, сегодня - явление массовое, тем более, когда речь идет о детях мигрантов, для которых нередко характерно наличие травматического опыта, связанного с переездом в новые условия жизнедеятельности. Актуальные эмпирические данные характеризуются негативной динамикой, связанной с ростом количества проявлений детских страхов.
Кроме того, невыявленные детские страхи могут существенно дисгармонзировать детско-родительские отношения, негативно сказываясь на содержании процесса социально-психологической адаптации и активности ребенка во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Детям XXI века приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали их сверстники XX века: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, регулярная информация о террористических актах в средствах массовой информации, боевики со сценами насилия и т.п.
Исследование детских страхов в психологической науке обусловлено пониманием того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на процесс формирования личности ребенка, что показано в работах: В.В. Абраменковой, В.И. Гарбузова, И.В. Дубровиной, А.С. Спиваковской, В.К. Вилюнаса, В.В. Зеньковского, А.И. Захарова, К. Изарда, А.М. Прихожан и других.
Цель исследования - исследовать особенности страхов у детей мигрантов, разработать и апробировать программу коррекции страхов у дошкольников-мигрантов.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - специфика страхов детей дошкольного возраста из семей мигрантов.
Гипотезы исследования:
1) Существуют различия в проявлении страхов в количественно-качественном измерении у детей мигрантов.
2) Разработанная нами программа коррекции страхов является эффективным средством коррекции страхов у детей мигрантов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по исследуемой проблеме.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование страхов у детей детей мигрантов.
3. Разработать и внедрить программу коррекции страхов у детей мигрантов.
4. Осуществить анализ полученных эмпирических данных. Провести оформление результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, концептуально определяющих страх и тревогу/тревожность как особые психические состояния человека (В.В. Абраменкова, В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская, В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, А.И. Захаров, К. Изард, К.К. Платонов, А.М. Прихожан, П. Поппер, О.В. Хухлаева и др.), а так же работы, посвященные изучению психологических аспектов, влияющих на содержание межнациональных отношений в России (В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, В.Ю. Хотинец и др.).
Методы и методики исследования: метод теоретического анализа психологической литературы; наблюдение; констатирующий эксперимент; методы статистической обработки результатов. Диагностика осуществлялась нами с помощью следующих методик: методика «Нарисуй свой страх» (автор А.И. Захаров); проективный тест «Несуществующее животное»; методика диагностики детских страхов «Закончи предложение» (автор О.В. Хухлаева).
Этапы исследования:
1- й этап (октябрь 2018 года) - теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме: определена теоретико-методологическая база и разработана методика исследования и программа коррекции страхов у детей мигрантов, дошкольного возраста.
2- й этап (ноябрь-декабрь 2018 года) - проведение эмпирического исследования страхов детей мигрантов. Разработка программы коррекции страхов у детей мигрантов.
3- й этап (ноябрь 2018 года - апрель 2019 года) - реализация разработанной программы коррекции страхов у детей мигрантов дошкольного возраста.
4- й этап (май-август 2019 года) - проведение оценки результативности программы коррекции страхов детей мигрантов с помощью математико-статистической обработки полученных эмпирических данных, подведение итогов и выводов по исследованию.
Эмпирическая база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 31» города Пензы и Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 109» города Пензы. Всего в исследовании приняло участие 25 детей, воспитанников детского сада. Возраст испытуемых - от 5 до 7 лет.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Наша магистерская диссертация посвящена исследованию особенностей страхов у детей мигрантов.
Выпускная квалификационная работа содержит результаты эмпирического исследования различий в проявлении страхов в количественно-качественном измерении у детей из семей коренных местных жителей и детей из семей мигрантов, проводившегося на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 31» города Пензы и Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 109» города Пензы. Всего в исследовании приняло участие 25 детей, воспитанников детского сада. Возраст испытуемых от 5 до 7 лет.
Представленная работа имеет следующую структуру: введение, где нами описана актуальность проблем страхов у детей дошкольного возраста. В ведении мы обозначили цели и задачи, определили предмет, объект и базу исследования.
В рамках исследования нами были использованы следующие методики:
- Методика «Нарисуй свой страх» (автор А.И. Захаров);
- Проективный тест «Несуществующее животное»;
- Методика диагностики детских страхов «Закончи предложение» (автор О.В. Хухлаева).
В первой главе нами дано представление об основных подходах к изучению страхов и тревоги у детей, рассмотрены причины возникновения страхов у детей, представлена информация о возрастных особенностях дошкольников.
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит результаты проведенного эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей страхов у детей мигрантов и результаты констатирующего эксперимента, в ходе которого была реализована программа коррекции страхов у детей.
Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что гипотеза №1 полностью подтвердились. И мы можем утверждать о том, что существуют различия в проявлении страхов в количественно-качественном измерении у детей из семей местных жителей и детей из семей мигрантов.
Гипотеза № 2 также получила подтверждение, поэтому мы заявляем, что разработанная нами коррекционная программа является эффективным средством коррекции страхов у детей, так как при повторной диагностике детей принимавших участие в групповой работе было выявлено (p < 0,01) снижение показателей страхов.
Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены, а цель исследования достигнута.
1. Арестова О.Н. Шильштейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» // Вестник Московского университета (серия 14: Психология). - 1998. - № 1. - С. 34-42.
2. АсмоловА.Г. Психология личности. - М., 1990. - 367 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с.
5. Венгер А.Л. , Марцинковская Т.Д. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
6. Венгер А.Л. Родители просят совета. - М.: Прототип, 2008. - 202 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999. - 224 с.
8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118 с.
9. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. - 251 с.
10. Дружинин В.Н. Психология. - М.: Когито-Центр, 1995. - 136 с.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. - СПб.: Нестор. 1999. - 288 с.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах.
- Том 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
13. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М.: Трикста, 2001.
- 144 с.
14. Захаров А.И. Психологическая диагностика ребенка. - СПб.: Питер-Пресс, 1998. - 164 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. - СПб., 1998. - 96 с.
16. Изард Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 1999. - 464 с.
17. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. - 2-ое изд. - М.: Порт-М, 2010. - 112 с.
18. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 64-76.
19. Краткий психологический словарь / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. - 512 с.
20. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1999. - 86 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - 5-ое изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 228 с.
22. Леви В. Нестандартный ребенок. - М.: Леви-Центр, 2016. - 112 с.
23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гипертимными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М: Генезис, 2000. - 136 с.
24. Немов Р.С. Психология. - Т.1, 2, 3 - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994. - 496 с.
25. ОбуховаЛ. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тонвола, 1996. - 168 с.
26. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 448с.
27. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., Просвещение, 1996. - 352 с.
28. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М: Высшая школа, 1986. - 166 с.
29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж, 2000. - 304 с.
30. Пронина О.В. Возрастные особенности психической напряженности детей и подростков. - М.: Прогресс, 1989. - 166 с.
31. Портягина С.В. Практикум по психодиагностике. - М.: СТК, 2009. - 224 с.
32. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1965. - 295 с.
33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996. - 529 с.
34. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 166 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. 1998. - 720 с.
36. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.
37. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю. Головина. - М.: ВАКО, 2006. 651 с.
38. Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке. // Вопросы психологии. - 1995. - № 6 .- С. 43-51.
39. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2016. - 126 с.
40. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Групповая работа с вынужденными мигрантами: тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. - М.: Смысл. 2001. - С. 208-225.
41. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Психология межэтнических отношений: этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия // Saarbrucken: LAPLAMBERT, 2010. - 177 с.
42. Ферс Грегг М. Тайный мир рисунка / Пер. с англ. - СПб.: Деметра, 2013.
43. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. - М., 2006. - 344 с.
44. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 2006. - 286 с.
45. Хоментаускас Г.Т. Использование детсткого рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. - 1986. - № 1 - С. 165-170.
46. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования. - 1999. - № 9. - С. 67-76.
47. Энциклопедия психологических тестов: Личность. Мотивация. Потребность. - М.: АСТ, 2007. - 422 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1990. - 364 с.
49. Энциклопедия психологических тестов: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. - М.: АСТ,1997. - 299 с.
50. Психология эмоций. Тексты / Под ред. П.М. Якобсона. - М.: МГУ, 1979. - 288 с.