Реферат
Содержание 6
Введение 7
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРОПЫ 10
1.1. История создания экологической тропы 10
1.2. Методика создания экологической тропы 14
2 ГЛАВА. ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ 32
2.1. Значение практики в системе высшего педагогического
образования 32
2.2. Место и роль учебной практики в учебном плане
бакалавров 40
3 ГЛАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ 45
3.1. Методические аспекты организации учебной практики по
созданию экологической тропы 45
3.2. Характеристика этапов проведения учебной практики 50
3.3. Результаты проведения учебной практики по созданию
экологической тропы 59
Заключение 64
Библиография 67
Приложения 76
Со второй половины XX в. экологическая проблема относится к числу глобальных проблем, захватывающих по своим масштабам и значимости всю планету. Как показывает опят последних десятилетий, попытки приостановить наступление глобального экологического кризиса экономическими мерами не приносит успеха по той причине, что массовое сознание человечества имеет в своей основе потребительское отношение к природе в целом и к природе самого человека в частности.
В качестве стратегического решения данной проблемы в конце 1980-х гг. международной комиссией по окружающей среде и развитию, созданной по решению Организации Объединенных Наций, была предложена концепция устойчивого развития. Как следует из гл. 36 «Повестки 21», образование является важнейшим инструментом устойчивого развития. Только с помощью образования человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Оно является незаменимым фактором для изменения подходов людей, с тем чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними проблемы, для формирования ценностей, навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием.
Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет общеобразовательная школа, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются способы практической реализации требований экологического императива. Но для того что бы школьники получили знания об экологии, научились оценивать всю серьезность проблемы, нужны учителя с высокой экологической культурой. Учителя, которые могут передать свой реальный опыт и практику детям.
Экологическая тропа - это маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную, 7
историческую ценность. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения
Актуальность диссертации обусловлена тем, что в государственном образовательном стандарте высшего профессионального педагогического образования отмечена задача сформировать личность учителя с высокой экологической культурой, который стремился бы к оптимальному взаимодействию с природной средой, личность, отличающуюся наличием убеждений, потребностью в деятельности по улучшению окружающей среды, необходимостью обеспечения высокого уровня подготовки обучающихся (бакалавров). Данные навыки могут быть сформированы в ходе создания бакалаврами экологической тропы.
Научная новизна состоит в том, что в исследование:
• осуществлен новый подход к процессу вооружения обучающихся экологическими знаниями, формированию дидактических и методических умений и навыков проведения экологического воспитания школьников;
• рассмотрено содержание учебной практики в педагогическом вузе;
• в соответствии с новыми стандартами ФГОС по углублению практических навыков учащихся, будущие учителя познакомились с возможностью организации практической деятельности, формированию метапредметных УУД у учащихся;
• предложен вариант организации комплексной учебной практики для студентов естественно-научного цикла обучения.
...
На основе исследования, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы.
1.Экологическая тропа является организационной формой экологического образования и воспитания. Экологическая тропа - это маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную, историческую ценность. Формирование экологической культуры возможно при создании условий целенаправленной работы на экологической тропе: изучения объектов и явлений природы в естественной для них среде, оценки результатов взаимодействия человека и природы, овладения навыками экологически грамотного поведения в природном окружении, развития умения пропагандировать идеи охраны природы. Экологическое воспитание выступает в единстве с обучением и практической деятельностью, поэтому организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения . Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экологических тропах состоит в том, что он строится на основе не дидактического, а непринужденного усвоения информации и норм поведения в природном окружении. Достигается это путем ограниченного сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте.
1. Любое научное исследование проводится исходя из специфического понятийно-категориального аппарата, который призван предельно точно отражать онтологическую сторону научного знания в области ключевой проблемы. Данная магистерская диссертация не исключение. Ведущими категориями исследования являются следующие понятия: «практика»,
«учебная практика», «экологическая тропа», «учебная экологическая тропа».
Практика (от греч. praktikos - деятельный, активный) - 1)
преобразовательная и созидательная деятельность людей, творчески64
осваивающих мир; 2) работа, занятие по специальности как основа опыта, умения; 3) одна из форм обучения - применение и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях, в учреждениях и т.п. (В.В. Давыдов).
«Учебная практика» - вид практики, обеспечивающий подготовку учащихся к прохождению производственной, технологической и преддипломной практики и обеспечивает овладение первоначальными практическими знаниями и умениями.
«Экологическая тропа» - это обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды. (А.Н. Соловьева) .
«Учебная экологическая тропа» - специально оборудованный и тщательно изученный особо охраняемый путь (тропа, неширокая дорога для велосипедистов) в местах, где окружающая природа позволяет экскурсоводам передать знания об естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для воспитания экологического, природоохранного мышления. (Экологический словарь).
...
1. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М: Просвещение, 1984. -208 с.
2. Алексеев С. В. Образование для устойчивого развития: возможные сценарии реализации//Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: сб. материалов Всероссийской конференции. - М., 2007. - С. 46-51.
3. Афонин A.B. От прокладки экологических троп к восстановлению природных территорий // Пед. образование. М., 1991. - Вып. 4. - С. 114118.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 558 с.
5. Байгулова Г.С. Формирование у студентов готовности к реализации экологического образования младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. /Башк. гос. пед. ун-т. 2001.
6. Байденко, В.И. Болонскии процесс: структурная реформа высшего образования Европы [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 126 с.
7. Бакланова, С.Л. К вопросу об оформлении учебной экологической тропы // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 3 . - с.
8. Батурин М.П. Методические рекомендации при проведении экологических экскурсий. - М.: Турист, 1991. - 97 с.
9. Бахор Т.А., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина
Н.А., Плеханова Е.М., Коршунова В.В. Педагогическая практика в подготовке бакалавров педагогического образования в контексте ФГОС: взгляд на проблему// Современные проблемы науки и
образования. - 2014. - № 5.-С.
10. Бацмагомедов Ш.Р. Учебно-экологические тропы природы // Вестн. МГУ. Сер. Геогр. 1985. - № 3. - деп. ВИНИТЦ, № 886.
11. Бешко Н. Ю., Иботова К., Умарходжаева У. Экологическая тропа: методическое пособие для учителей. — Ташкент, 2010.-С.
12. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего
образования в новом десятилетии: коммюнике Конференции
европейских министров, ответственных за высшее образование, Левен /Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 года // Высшее образование в России. - 2009. - № 7.- С. 156-162
13. Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление. - Волгоград: Перемена, 2001.-290 с.
14. Воронович Б. А. Философский анализ структуры практики. Высшая партийная школа при ЦК КПСС, Кафедра марксистско-ленинской философии. - Москва : Мысль, 1972. - 279 с.
15. Войди в природу другом: Экологическая тропа в окрестностях Майкопа: Учеб. пособие / Кабаян Н.В. и др. Майкоп: Респ. «Адыгея», 1995. - 34 с.
16. Гавриленко Л.В. Роль практики в профессиональном становлении студентов. Среднее профессиональное образование. 2007. № 9. С.
... всего 75 источников