Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСКУРСИЯ КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Работа №162209

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формы организации процесса обучения географии
1.1. Внеурочные формы обучения географии 5
1.2. Особенности экскурсии как внеурочной формы
обучения географии 10
Глава 2. Красноярская железная дорога как транспортная компания
2.1. Железнодорожный транспорт в транспортном комплексе России 16
2.2. Транспортный комплекс Красноярского края 23
2.3. Транссибирская магистраль в экономике России и Красноярского края...29
Глава 3. Разработка и организация учебной экскурсии
3.1. Методическая разработка по проведению экскурсии 40
3.2. Организация учебной экскурсии на транспортное предприятие
Красноярской железной дороги 45
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 69


Транспорт - значимая отрасль экономики современных стран. Главное его значение заключается в том, что он является материальным носителем географического разделения труда.
Транспорт на территории Российской Федерации является системообразующей отраслью. Он обеспечивает территориальную целостность государства и экономические связи между субъектами экономики в разных экономических районах. Кроме того, ориентация значительной части товарных потоков на внешнеэкономические операции, расширение внутренней и международной торговли и вступление России во всемирную торговую организацию (ВТО) сформировали значительный спрос на развитие транспортной инфраструктуры. В заданных условиях одной из ключевых задач региональной экономики является выбор оптимальной траектории развития транспортной инфраструктуры, а также совершенствование функционирования ее механизмов.
Развитие транспортной инфраструктуры позволяет обеспечить сближение удаленных друг от друга территорий, укрепить территориальное единство государства, сформировать оптимальные условия для реализации потенциальных социальных и экономических возможностей каждого региона. Поэтому модернизация транспорта, повышение эффективности его функционирования является приоритетным и очевидным направлением развития региона.
Актуальность заключается в необходимости изучения отрасли экономики Красноярского края, которая связывает регион со всеми экономическими районами страны. На учебной экскурсии обучающиеся видят все производственные процессы своими глазами, и учителю легче объяснять материал. Кроме того, обучающиеся 9 классов уже задумываются о профессии, а экскурсия имеет профориентационную направленность и будет полезна тем, кто после 9 класса будет учиться в техникумах и колледжах.
Транспорт изучается в школе в рамках различных дисциплин: экономическая география, экономика, ОБЖ. География вносит наибольший вклад в этот процесс.
Объект - процесс изучения географии на примере транспортного предприятия.
Предмет - экскурсия как форма внеурочной деятельности обучения географии в 9 классе.
Цель - разработка экскурсии на транспортное предприятие г. Красноярска для обучающихся 9 класса.
Задачи:
1) определить роль экскурсии как внеурочной формы обучения географии;
2) охарактеризовать железнодорожный транспорт Красноярского края;
3) разработать экскурсию на транспортное предприятие Красноярской железной дороги;
Методы - аналитический, статистический, сравнительный, картографический, исторический.
Источники: учебная и методическая литература по географии,
электронные ресурсы правительства Красноярского края, материалы Красноярской железной дороги, архивные и музейные сведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Система основного общего образования Российской Федерации с 2021 г. работает в условиях новых ФГОС третьего поколения. В основе ФГОС последнего поколения лежит системно-деятельностный подход, который предопределяет более активную деятельность обучающихся по отношению к окружающему миру с целью его более глубокого и системного познания. Усиление практической направленности обучения, но не в ущерб изучению научных знаний и фактов, обеспечивает всестороннее, гармоничное развитие личности обучающихся, усвоение ими компетенций, которые просто необходимы для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях более высокого уровня, а также для жизни в современном сложном обществе.
Экскурсия относится к внеурочным формам обучения. Её основные преимущества по сравнению с традиционным уроком в стенах школьного класса - более активное познание обучающимися окружающей действительности, возможность увидеть новые объекты и явления своими глазами, ощутить существование нового огромного мира материальной и духовной деятельности людей, организованных в крупные коллективы, возможность наблюдать и познавать этот новый мир, расширяющий их представления о жизни.
В ходе экскурсии на предприятие народного хозяйства обучающиеся изучают технологию предприятия. Знакомясь с историей объекта экскурсии, Красноярской железной дорогой, они углубляют свои знания по истории родного края, России, а также глубже начинают понимать действие экономических законов, которые сделали необходимым строительство Транссиба и возникновение Красноярской железной дороги.
Участие в экскурсии развивает организаторские и коммуникативные компетенции учащихся, так как им приходится разбиваться на группы по изучению предприятия, договариваться о распределении обязанностей при написании отчёта, взаимодействовать друг с другом по ходу экскурсии.
поддерживать дисциплину.
В ходе экскурсии во время предварительной беседы с учителем, обучающиеся познакомились с деятельностью Красноярской железной дороги как части Транссибирской железнодорожной магистрали. Они узнали историю развития Транссиба, экономические и политические причины его возникновения, условия его строительства. Обучающиеся уяснили для себя огромное экономическое и социальное значение железнодорожного транспорта в экономике страны и Красноярского края. Учителем был предоставлен материал о масштабах перевозок грузов и пассажиров по железной дороге, а также о её материальной базе - наличии различных мостов, платформ, станционных и вокзальных зданиях, ремонтных организациях. У обучающихся, таким образом, формируются системные знания технологическом развитии страны, представления о современной России, устремленной в будущее. Этому способствует знакомство с перспективами развития Красноярской железной дороги.
В последней главе выпускной квалификационной работы представлены методические наработки для проведения экскурсии по железнодорожной тематике. К ним относятся контрольный текст экскурсии, технологическая карта экскурсии. На производственных экскурсиях снижается значение портфеля экскурсовода, он практически не нужен, так как роль музейных экспонатов играют сами производственные цеха, их оборудование, происходящие там технологические процессы. Подготовленные материалы, облегчают проведение экскурсии, служат гарантом того, что экскурсовод не упустит наиболее важные объекты, продемонстрирует их, даст им характеристику. Именно показ объектов с рассказом о них являются наиболее важным методом проведения экскурсий.



1. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. 29.12.2022).
2. Федеральный государственный стандарт третьего поколения. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от от 31 мая 2021 г. № 287.
3. Алексеев А. И, Низовцев В. А, Николина В. В. География 9 класс. - М.: Просвещение, 2022.
4. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988.152 с.
5. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт // География в школе. - 2006. - № 5. - С.39-46.
6. Бороздинов Н.М. Географические кружки в школе. - М.: Просвещение, 1970.- 142 с.
7. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. -М.: Просвещение,1984. - 64 с.
8. "В Центре Трансиба". 110 лет Красноярской железной дороге/Составитель
Ю.Никитин. - Красноярск: ООО "Издательская группа "Все, всем, всем!", 2008
9. Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и особенности их структуры. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 19-22.
10. Даринский А.Б. Методика преподавания географии - М.: Просвещение, 1975.- 368 с.
11. Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
12. Душина И.В., Понурова Т.А. Методика преподавания географии. - М.: Изд- во «Московский лицей», 1996.- 192 с.
13. Душина И.В., Таможняя Е.А.. Пятунин В.Б. - Методика и технология обучения географии в школе. - М.: Астрель, 2002.
14. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008. — 222 с.
15. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. - М.:
Флинта: МПСИ, 2012. - 286 с.
... всего 41 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ