Введение 3
Глава 1. Краткая характеристика особенностей развития Английского, Французского и Российского Просвещения 7
1.1. Особенности развития Английского Просвещения 14
1.2. Эпоха Просвещения во Франции 23
1.3. Эпоха Просвещения в России, второй половины XVIII в 36
Глава 2. Освещение темы Эпохи Просвещения в школьном курсе 57
2.1. ФГОС. Требования к теме 57
2.2.Освещение темы в школьных учебниках по курсу новой истории 60
Глава 3. Элективный курс для учащихся профильных классов средней
общеобразовательной школы 70
3.1. Пояснительная записка 72
3.2. Учебно - тематическое планирование курса 75
3.3. Содержание тем учебного курса 77
3.4. Рекомендуемая литература 81
Заключение 83
Библиография 86
Приложение №1 90
Приложение №2 92
Приложение № 3 95
В XVII - XVIII веке в странах Западной Европы, сформировалось новое интеллектуальное течение, которое получило название Просвещение. Европейское интеллектуальное движение оказало большое влияние на Россию, которая всеми сторонами своей жизни и духовным миром обратилась к нему. Рассматриваемый феномен вносил перемену в жизнь европейского и российского общества и затрагивал многие стороны - науку, политику, религиозное сознание, литературу, искусство, образовательную сферу. В основе данного течения лежали рационализм и свободомыслие, а мыслители просвещения способствовали распространению просветительских идей в обществе.
Представленной теме уделяется особое место в курсе изучения новой истории в школе, в школьных учебниках изучаются причины эпохи, основные идеи просветителей и сферы, которые она охватила.
Упоминаемый феномен в Европе изучают в курсе всеобщей истории нового времени в седьмом классе. Тема российского просветительства изучается в курсе отечественной истории восьмого класса. Изучение этой темы должно начинаться с рассмотрения Английской Буржуазной Революции, так как она способствовала появлению эпохи и ее распространению по странам.
В выпускной квалификационной работе будет рассмотрено данное направление (эпоха) на примере Английского, Французского и Российского Просвещения. В работе освещается рассматриваемый феномен в Англии, так как Англия являлась родиной идейного движения эпохи. Именно в Англии после революции появились теории и концепции, которые оказали влияние на другие страны Европы. Наиболее яркое развитие теории эпохи получили во Франции. Во Франции сформировался круг талантливых мыслителей, чьи труды повлияли в большей степени на мир. Французское Просвещение было многогранно, в нем развивалось деистическое, материалистическое, атеистическое направления. Также упоминаемому феномену принадлежит роль в подготовке к французской буржуазной революции. Эпоха Просвещения в Российской империи изучается в контексте отечественной истории, для того, чтобы показать, как история России связана с мировыми историческими процессами и как они повлияли на нее.
Рассматриваемая тема имеет межпредметный характер и связана с содержанием таких учебных предметов как обществознание и литература, МХК. Политические и общественные теории, которые были разработаны в эпоху Просвещения, сегодня являются неотъемлемой частью общей политической культуры.
В настоящее время в Российской Федерации образование организуется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) - нормативно - правовым актом, который устанавливает комплекс норм и требований к содержанию образования определенного уровня. Поэтому предпочтения на сегодняшний день отдают учебникам, которые построены на основе требований Федерального государственного стандарта.
В учебниках, соответствующих ФГОС, эта тема занимает свое ведущее место, так как теме эпохи Просвещения в Европе выделены отдельные параграфы. Что касается отечественной истории, в учебниках материал по Российскому просветительству и общественной политической мысли второй половины XVIII в. изложен недостаточно хорошо, поверхностно, также отсутствует глубина изложения.
...
Конец XVII - начало XVIII века являлся одним из самых значительных эпох в истории человеческой культуры. Этот период именуют эпохой Просвещения, которая являлась продолжением гуманистических идей Возрождения и рационализма начала Нового времени. Данный феномен в Европе и в России является важной частью школьного курса новой и отечественной истории в средней школе. Главной задачей для учителя, это понятно и доступно объяснить, что повлияло на становление мощного идейного движения и выделить его особенности движения.
Исторические условия возникновения Просвещения, в каждой стране были разными. Родоначальником популярных теорий эпохи стала Англия, пережившая буржуазную революцию. В Англии впервые встала задача анализа и оценки исторического прошлого страны и отображения возникающего буржуазного общества. Англичане, пережив события гражданской войны и религиозной нетерпимости, стремились к стабильности и умеренности. Поэтому английское Просвещение носило умеренный и антиклерикальный характер.
Многогранное развитие идей эпохи получила Франция, французское Просвещение повлияло в большей степени на мир. Эпоха Просвещения во Франции было самым ярким и широкомасштабным, радикальным и антиклерикальным явлением. Во Франции остро стоял вопрос о крестьянской эксплуатации и сословного неравенства, так как сословное деление общества было несправедливым.
В России данный феномен по - своему трансформировался под российскую действительность. Изучение данного явления в России показывает, как она связана с мировыми историческими процессами. Особенностью русского Просвещения, было то, что в России данный феномен инициировался государством и не имел организационных форм. В русском Просвещении, как и западноевропейском поднимался вопрос о крестьянской эксплуатации. Его освещали немногочисленные представители радикального направления. Большинство 83
представителей охранительного течения применяли идеи эпохи только в узкосословных целях. Практически все мыслители выступали за монархию, как за наилучшую форму правления в государстве, но хотели, чтобы власть монарха была ограничена и не концентрировалась в один руках, иначе это могло привести к тирании. Также России антиклерикализма и враждебного отношения к церкви не наблюдалось, так как церковь и ее позиции были прочно закреплены в государстве. В России была аккуратная, трансформация идей Просвещения, которые были направлены на сохранение самодержавия.
Во всех трех странах рассматривались основные проблемы: о происхождении государства, разделении властей, проблема воспитания и образования, вопрос о гражданских свободах. Эпоха Просвещения в Англии, Франции и России привела к разным последствиям. Роль Англии заключалась прежде всего в том, что на фоне буржуазной революции, зародились те идеи, которые стали основными для всей этой эпохи. Французское Просвещение стало идеологической платформой для подготовки Великой французской буржуазной революции. А эпоха Просвещения в России сформировало основные направления русской литературы, но уже к началу XIX века идеи Просвещения в России себя исчерпывают, так как становиться угрозой самодержавию.
...
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. Кукурин И.В., Токарева А.Я. История России. 8 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени, 7 кл.
- М.: Дрофа, 2016. - 253 с.
3. Всеобщая история. 10 класс. Новиков С.В., Дмитриева О.В., Посконина О.И.; под редакцией Карпова С.П. М.: «Просвещение», 2011. - 415 с.
4. Гоббс. Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. пер. с англ. А. Гутермана. М.: РИПОЛ классик, 2017. - 608 с.
5. Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения. Под ред. Чечулина Н.Д. СПб.: «Типография императорской академии наук», 1907. - 325 с.
б.История России XVIII в. 8 класс. Захаров В.Н., Пчелов В.В; под ред. Петрова Ю.А. М.: «Русское слово - учебник», 2017. - 240 с.
8. История России XVIII -XIX вв. 10 класс. 2 ч. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. М.: «Русское слово», 2013. - 288 с.
8. Локк Дж. Два трактата о правлении. пер. с англ. Е. С. Лагутина и Ю. В. Семенова. М.: Социум, 2014. - 494 с.
9. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения о духе законов. М.: Госполит - издат. 1955. - 573 с.
10. Радищев А.Н. Избранные произведения. М.: Гослитиздат. 1949. - 220 с.
11. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. пер. с франц. А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле. 1998. - 416 с.
12. Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования».
www.garant.ru/ZURL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
13. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: Просвещение, 2014. - 319 с.
14. Артемьева Т.А., Микешин М.И. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета. Спб.: Санкт - Петербургский центра истории идей, 2004. - 421 с.
15. Баскин М.П. Монтескье. М.: «Мысль», 1975. - 168 с.
... всего 43 источника