Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Работа №162106

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как психологопедагогическая проблема 7
1.2. Особенности развития мелкой моторики детей раннего возраста 12
1.3. Возможности пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 30
2.1. Организация исследования и анализ констатирующего эксперимента ... 30
2.2. Реализация пальчиковых игр направленных на развитие мелкой
моторики детей раннего возраста 41
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 44
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63


Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развитая мелкая моторика. Она влияет на различные психические функции и свойства сознания, такие как внимание, мышление, речь, воображение, координация (оптикопространственное восприятие), наблюдательность, двигательная и зрительная память. Поэтому в любой из периодов жизни движения рук очень важны. Развитие мелкой моторики необходимо также потому, что и в дальнейшей жизни понадобятся связанные с ней умения: движения кисти и пальцев должны быть достаточно точны и скоординированы так, чтобы без проблем одеваться, писать, чертить и рисовать, выполнять множество других действий, связанных с бытом и учебой, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков академии педагогических наук Российской Федерации (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
В первые годы жизни у ребенка быстрыми темпами развивается головной мозг и его функции. Возможностей познавать окружающий мир становится все больше. Важную роль в формировании всесторонних представлений об окружающем мире наряду со зрительным и слуховым играет тактильно-двигательное восприятие: с его помощью ребенок получает первые впечатления о форме предметов, их размерах, расположении в пространстве. Для того чтобы развивалась речь ребенка, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать точность движений, и в первую очередь - кистей и пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики рук - является важным показателем готовности ребенка к школе. И, к сожалению, именно в этом аспекте дошкольники нередко демонстрируют недостаточно высокие 3
результаты. Так что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать не за год-два до поступления в школу, а гораздо раньше, с самых первых лет жизни.
В последние годы в методической литературе описаны различные приемы работы по развитию мелкой моторики рук: с интеллектом в норме (Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Фомичева), с дизартрией (Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина), с заиканием (Н.А. Рычкова, Л.И. Белякова), с моторной алалией (В.И. Рождественская, Н.И. Кузьмина).
Все исследователи подтверждают тот факт, что стимулирующей является тренировка тонких движений пальцев кисти для всестороннего развития ребенка и формирования речи. Тем не менее, когда деятельность дошкольных образовательных организаций по работе в этом направлении была проанализирована, оказалось, что решение проблемы развития мелкой моторики сталкивается с определенными трудностями. Особенно важно, чтобы развитие мелкой моторики рук детей имеет системный характер в работе дошкольной образовательной организации начиная с первой младшей группы, при этом осуществлялась работа, как с детьми, так и родителями.
Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс специально подобранных пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Объект исследования: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Гипотеза исследования: процесс развития мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр будет эффективнее, если:
- учитывать уровень развития мелкой моторики рук детей раннего возраста;
- комплекс пальчиковых игр будет направлен на укрепление мышц рук, точность движений пальцев рук, координацию движения и моторную ловкость согласованность движений рук;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи. Была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, что позволило определить суть и разработать структуру ключевого понятия «мелкая моторика рук». Под «мелкой моторикой рук» мы понимаем совокупность скоординированных действий мышечной, нервной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами рук.
В процессе экспериментальной работы мы диагностировали уровень сформированности мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Выявление уровня сформированности мелкой моторики рук детей раннего возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлялось по показателям, выделенным на основе исследований Е.И. Рогова, Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича: сформированность скорости движений пальцев рук, сформированность статической координации движений пальцев рук, сформированность динамической координации пальцев рук. В соответствии с данными показателями были описаны уровни развития сформированности мелкой моторики рук детей раннего возраста (высокий, средний, низкий).
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о преобладании у детей раннего возраста (как экспериментальной, так и контрольной групп) низкого и среднего уровней сформированности мелкой моторики рук.
На формирующем этапе эксперимента были подобраны пальчиковые игры направленные на развитие мелкой моторики руки и при их реализации были соблюдены следующие условия:
- учитывался уровень развития мелкой моторики рук детей раннего возраста;
- комплекс пальчиковых игр был направлен на укрепление мышц рук, точность движений пальцев рук, координацию движения и моторную ловкость согласованность движений рук;
- в развивающую работу включались родители.
Результаты проделанной работы нашли отражение в повышении уровня сформированности мелкой моторики рук детей раннего возраста: процент детей, имеющих низкий уровень развития сформированности движений пальцев рук, сократился.
Результаты экспериментального исследования доказывают действенность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук детей раннего возраста. Цель достигнута, все задачи были решены, гипотеза доказана.



1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 62-65.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 2015. 486 с.
3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М., 2013. 352 с.
4. Асмолов А. Детство - это самоценный этап детства URL: http://mon- ru.livejournal.com/60611.html (дата обращения 05.11.2019).
5. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Тренируем вместе пальчики. М.: Дрофа, 2014. 350 с.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 2016. 181с.
7. Берштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М., 2015. 234 с.
8. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 19942014. 560 с.
9. Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещенаие, 2015. 420 с.
10. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. М.: Просвещение, 2018. 142 с.
11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. М.: Медицина, 2014. 207 с.
12. Волик О.Н. Состав и структура методического обеспечения информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i4/pdl72.pdf (дата обращения 05.12.2020)
13. Волосовец Т., Сазонова С. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М.: Владос, 2014. 232 с.
14. Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 2012. 418 с.
... всего 81 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ