Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковое выражение категорий «пространство» и «время» в повести А. Платонова «Котлован» на факультативных занятиях по комплексному анализу текста в средней школе

Работа №162105

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Текст и его пространственно-временная организация 7
1. Текст как объект лингвистического анализа 7
2. Пространственно-временная организация текста 9
3. Художественное пространство и время, и языковые средства его
реализации 13
Глава 2. Художественное пространство и время в повести Платонова «Котлован» 18
1. Структура художественного пространства 18
2. Языковое выражение субъективности восприятия языкового
пространства в повести А. Платонова «Котлован» 26
2.1. Языковое выражение пространства в речи Вощева 27
2.2. Языковое выражение пространства в речи Насти 29
2.3. Языковое выражение пространства в речи нарратора 31
3. Структура художественного времени 33
4. Языковое выражение мифопоэтического хронотопа в повести 38
Глава 3. Методические особенности изучения хронотопа в повести А.
Платонова «Котлован» 41
Заключение 46
Список литературы 50

Актуальность исследования. Сегодня в рамках активно развивающихся отраслей филологического знания проблема изучения такой лингвистической единицы как текст имеет особое значение. Проблема формирования, функционирования текста возникает на стыке лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики и формирует особую отрасль лингвистики, называемую «лингвистикой текста» или «теорией текста», одной из основных задач которой является рассмотрение текста как особой лингвистической единицы, обладающей рядом отличительных характеристик, являющейся одной из языковых единиц и категорий речи.
Текст рассматривается в серии противопоставлений: текст устный и текст письменный, текст - словесный процесс, текст - реализация языковых структур, текст - лингвистический уровень, текст и предложение, текст и речь. Текст становится объектом семантического, грамматического, прагматического и коммуникативно-познавательного подходов, каждый из которых способствует его пониманию.
Обращение к проблемам художественного времени и пространства со стороны не только литературоведения, но и языкознания продиктовано непреходящим интересом исследователей к способам и средствам организации эстетической действительности произведения и его внутреннего мира, к тексту как художественной и речевой единице и одновременно определенной временнопространственной организации, к художественному языку и возможностям его использования в художественном тексте.
Художественные категории пространства и времени давно и успешно изучены. Наиболее известными сегодня являются исследования в области литературоведения, истории культуры и искусства М .М. Бахтина, Д.С. Лихачева, В.Н. Топорова, М.Ю. Лотмана, А. Вежбицкой, И.Р. Гальперина, Ю.Н. Караулова, Е.С. Яковлевой и др.
В системе современной научной парадигмы существует ряд терминов, для обозначения категории пространства и времени: «художественный хронотоп» [Бахтин, 1975], «художественное время и художественное пространство» [Лихачев, 1979], «пространственно-временной континуум» [Гальперин, 1981], «локально-временная ось текста» [Москальская, 1981]. Все эти термины подчеркивают органическое единство пространства и времени.
Важно обратить внимание, что лингвистические концепции, обозначенные в отношении художественного текста, раскрывают различные аспекты работы когнитивных механизмов, связанных с восприятием, пониманием и интерпретацией текста.
Следовательно, введенная М.М. Бахтиным концепция хронотопа способствовала развитию гуманитарных исследований в направлении, обобщающем концепции пространства и времени. Впоследствии пространство как самостоятельная категория заняло свое место в трудах ученых, плодотворно развивающихся как в отечественной, так и в зарубежной науке. Это проявляется, в частности, в работах Ю.М. Лотмана В.Н. Топорова, Т.М. Николаевой и др.
Сегодня изучено большое количество литературных текстов в рамках их пространственно-временной организации. Так, существует ряд исследований, посвящённых текстам Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и др.
В то же время, ряд текстов, где указанная категория является определяющей, изучены еще недостаточно. К таким текстам следует отнести и повесть А. Платонова «Котлован».
Общеизвестным является тот факт, творчество русского писателя Андрея Платоновича Платонова относится к наиболее самобытным по стилю и речи в литературе первой половины ХХ века.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования нами были выявлены языковые особенности выражения пространства и времени в повести А.П. Платонова «Котлован». Для этого мы выявили основные подходы к пониманию пространства и времени художественного текста, определили особенности выражения категории пространства и времени в тексте, особенности построения словесных рядов, связанных с ее выражением, выявили методические особенности изучения хронотопа в повести.
Работу мы разделили на 3 части. В первой мы занимались поиском и анализом теоретической базы исследования, а также представлением результатов. На втором этапе мы занимались исследованием непосредственно текста повести «Котлован». Нами были выявлены особенности пространственной и временной организации текста, исследованы особенности языкового выражения героев повести и нарратора, мифопоэтического хронотопа повести. В третьей части мы изучили методическую часть вопроса.
В ходе анализа нами было установлено, что категория пространства в повести состоит из разнородных фрагментов и является дискретной. В тексте можно выделить два основных варианта организации пространства - в зависимости от того, насколько оно заполнено предметами:
• растраченный мир (мир с «исчезнувшей» в нем материей);
•участки, ограниченные от общей опустошённости.
Основная часть работы была направлена на исследование языкового выражения пространства и времени в повести.
В ходе работы мы определили лексико-семантические группы, связанные с категорией пространства в тексте повести. К особенностям выражения следует отнести частое употребление в тексте глаголов движения и местоположения, сочетающихся с различными предложно-падежными формами существительных пространственной семантики.
В повести «Котлован» нами отмечены следующие особенности организации пространства. Здесь представлен многочисленный ряд слов, составляющих лексическую парадигму с пространственным значением и формирующих образ пространства в данном тексте. Это номинации пространственных координат; топонимы; слова, обозначающие объекты и предметы, заполняющие текстовое пространство. Ключевые для создания образа пространства слова повторяются в тексте неоднократно: котлован, гроб, город, колхоз, барак, там, здесь.
Данная повесть отличается многослойностью образа пространства. В нем находит отражение географическое пространство, которое отличается реалистичностью и точностью описания, что достигается использованием конкретных топонимов и слов, заменяющих их (колхоз, деревня, город, «Организационный двор»), которые организуют политопическую структуру пространства в рассказе. Слова, обозначающие географическое пространство в данном тексте используются с прямой семантикой.
Семантическое поле пространства в повести представлено грамматически различными лексическими единицами - лексико-семантическими группами (ЛСГ) различных частей речи: ЛСГ существительных, ЛСГ прилагательных, ЛСГ местоимений, ЛСГ наречий.
На грамматическом уровне в повести имеются разнообразные средства, дифференцированно выражающие семантику пространственной ориентации. Статический и динамический процессы выражаются предложно-падежными конструкциями. Различие между местонахождением и перемещением в случае необходимости выражается только глаголами.
При характеристике языкового выражения структуры художественного пространства повести нами выявлено частое употребление в тексте глаголов движения и местоположения, сочетающихся с различными предложнопадежными формами существительных пространственной семантики. Данный синтез в свою очередь способствует динамизму представления пространства. «Вощев подошел к открытому окну», «Он ушел из завкома без помощи».
...


1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616
с.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике. - М.: Художественная литература. - 1975.
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет,
2006. 320 с.
4. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С.
Болотнова. — 4-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2009. — 520 с.
5. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. М.:
Языки русской культуры, 1997. 574 с.
6. Воробьева О. П. Лингвистические аспекты адресованности
художественного текста: одноязычная и межъязыковая коммуникация. М., 1993. 382 c.
7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.,
2008. 144 с.
8. Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация текста. Немецкий язык.
М.: Высшая школа, 2005. 368 с.
9. Ерофеева Е. В., Кудлаева А. Н. К вопросу о соотношении понятий текст и
дискурс // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. / отв. ред. Т. И. Ерофеева; Пермский университет. Пермь, 2003. Вып. 3. С. 28-36.
10. Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН РАН; INTRADA, 2001. 384 с.
11. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
12. Литература. 5-11 класс. (Базовый уровень) / гл. ред В.Я.Коровина. М.: «Просвещение», 2007. 432 с.
13. Лихачев Д.С. Поэтика древне-русской литературы. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
14. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю.М.Лотман. М.: Искусство, 1970. 384с.
15. Москальская О.И. Грамматика текста. — М.: Высш. Шк., 1981. — 183 с.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ