Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме развития фонематического восприятия
1.1. Особенности восприятия звуков речи 6
1.2. Этапы восприятия детьми звуков речи в онтогенезе 9
1.3. Особенности фонематического восприятия у 14
дошкольников с речевым недоразвитием
Глава II. Экспериментальное изучение фонематического восприятия дошкольников с речевыми нарушениями
2.1. Организация экспериментального исследования 20
2.2. Методика изучения фонематического восприятия 21
2.3. Анализ результатов 26
Глава III. Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия дошкольников с речевыми нарушениями
3.1. Этапы формирования фонематического восприятия 30
3.2. Содержание логопедической коррекции 36
3.3. Контрольный эксперимент 46
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения
Значимым достижением в раннем дошкольном возрасте является становление фонематического восприятия, а несформированность данного языкового процесса может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи, а в дальнейшем и трудностям формирования процесса письма и чтения и выраженным дисграфическим и дислексическим ошибкам. Именно это и определило актуальность выбранной нами темы.
Чем раньше начать развитие фонематического восприятия и привлечь внимание детей к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют произносительной стороной речи. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, а это может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Специальные исследования Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что недостаточная ориентировка в «звуковой действительности языка», несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводят к специфическим ошибкам и стойким затруднениям в овладении грамотой.
Несмотря на достаточно полную и серьезную проработанность вопросов коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников, мы считаем возможным указать на необходимость продолжения методических поисков в этом направлении.
Необходимость совершенствования систему коррекционного обучения детей с нарушениями речи, поиск новых эффективных подходов и методов обучения продолжает оставаться значимой задачей коррекционного обучения.
Объектом исследования является состояние фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.
Предметом исследования являются особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.
Изучив состояние фонематического восприятия, можно прогнозировать наличие или отсутствие ошибок при чтении, письме и вести профилактическую работу по предупреждению нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Цель исследования: разработать направления коррекционной работы по формированию фонематического восприятия для дошкольников с речевыми нарушениями и конспекты логопедических занятий.
Задачи исследования:
1) Определить уровень сформированности фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.
2) Выделить количественные и качественные показатели состояния фонематического восприятия.
3) Подобрать систему упражнений, направленную на формирование у дошкольников фонематического восприятия.
4) Экспериментально проверить эффективность предложенной системы упражнений.
Методы исследования:
1) Изучение лингвистической, психолингвистической, специальной и методической литературы по проблеме формирования фонематического восприятия;
2) Проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
Гипотеза:
- у дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются трудности звукового анализа, синтеза; выделения звука в слове, предложении.
- логопедическая работа, направленная на сопоставление и различение дифференциальных признаков фонем, звуковой анализ и синтез будет способствовать коррекции нарушений фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями.
Практическая значимость заключается в разработке этапов последовательного формирования фонематического восприятия, а также системы упражнений на каждом этапе. Данная работа может быть использована как логопедами, так и педагогами в учебном процессе.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что средний и старший дошкольный возраст является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.
На основании изученных теоретических материалов был сделан вывод о наличии специфики речевого нарушения у детей с ОНР, которая состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в недостаточном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений фонематического восприятия у этих детей, с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен.
Во второй части работы исследовались особенности фонематических процессов у дошкольников с ОНР, а именно: фонематические представления, фонематическое восприятие, различные виды фонематического анализа и синтеза (определение места звука, общего количества звуков, выделение звука в слове, синтез звуков в слова). Экспериментально было подтверждено, что фонематические процессы имеют патологические особенности, которые проявляются в недоразвитии, недостаточной дифференциации, смешении звуков и пр.
На основании этого был сделан вывод о необходимости целенаправленной логопедической работы по формированию фонематического восприятия, которая должна осуществляться в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление
произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Именно эта работа и была представлена в третьей части.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у детей с ОНР. Произносительные и фонематические процессы в речевой деятельности детей являются единым целым. При артикуляционных затруднениях в произнесении необходимого звука или комплекса звуков страдает и фонематическое восприятие, т.к. ребенок не может отдифференцировать нужный звук от похожего, и наоборот, при недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия ребенок затрудняется в различении звуков, не может кинестетически подобрать необходимую артикуляционную позу. В результате звуки или получаются смазанными, нечеткими, аморфными, или заменяются на звук, похожий акустически или артикуляционно.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что фонематическое восприятие у детей с ОНР имеет ряд особенностей. Коррекционную работу следует строить, учитывая как общие, так и специфические тенденции развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР.
1. Аванесов, А.И. Звуковой строй языка / А.И. Аванесов. - М., 1985.
2. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л. И. Баранников [Электронный ресурс]. - https://gigabaza.ru/doc/45020.html.
3. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Русская фонетика // И.А. Бодуэн де Куртенэ
Баранников [Электронный ресурс]. -
https://studbooks.net/2146644/literatura/uchenie boduena kurtene foneme
4. Бородич, А.М. Методика развития речи / А.М. Бородич. - М., 1981.
5. Бондарко, Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи / Л.В. Бондаренко. - М., 1981.
6. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи / В.И. Бельтюков. - М., 1977.
8. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. - М., 1989.
9. Горелов, Н.И., Основы психолингвистики / Н.И. Горелов, Н.Ф. Седов. - М., 1998.
10. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М., 1958.
11. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М., 1982.
12. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер [Электронный ресурс]. - https://gendocs.ru/v22226/зиндер л.р.общая фонетика 1979.
13. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М., 2003.
14. Каше, Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи / Г. А. Каше [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/1/0255/1 0255-1.shtml.
15. Карпов, В.А. Язык как система / В.А. Карпов. - М., 1992....40