Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения аксиологической оценки в структуре речевых навыков школьника

Работа №162101

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4-8
1. Глава 1. Теория оценки в лингвистике
1.1. Лингвистические аспекты изучения оценки 9-10
1.2. Уровни рассмотрения оценки в языке. Типы оценочных
предикатов 10-15
1.3. Субъективный и объективный факторы оценки. Вопрос о соотношении
оценочного и дескриптивного в оценке 15-18
1.4. Классификация оценки. Категории оценок по Н.Д.
Арутюновой 18-20
2. Глава 2. Элективный курс «Красота человека - в красоте его речи»
2.1. Речевые навыки. Методы и приемы развития речевых навыков... .21-25
2.2. Выявление уровня сформированности речевого навыка выражения
оценки 25-27
2.3. Элективный курс в системе современного образования. Цель, задачи,
функции элективных курсов, мотивы выбора школьников 27-31
2.4. Требования к содержанию программ элективных курсов 31-36 2.5 Программа элективного курса «Красота человека в красоте его речи» (на
материале «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева) 37-43
Заключение 44-46
Список использованной литературы 47-49
Приложение (конспекты уроков) 50-79


Язык отражает мир с различных сторон. Прежде всего, в языке представлена объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями, чувствами, поступками, и их соотношения. В языке отражается также взаимодействие действительности и человека в самых разных аспектах, одним из которых является оценочный. Оценка - один из важнейших моментов в структуре отражательной деятельности сознания. Как отмечает М.В. Никитин, «по своему методу и уровню (характеру) знания мира наше мышление является по преимуществу оценочным, т.е. мыслительная деятельность в большей своей части совершается на уровне и в форме оценок. Способность к оценке определяет меру вписанности организма в среду обитания. Можно сказать, что способность к оценочной деятельности встроена в организм и встраивает его в мир органической частью» [Никитин 2011: 12].
Оценка как способ отражения познаний о мире может выражаться в устной и письменной форме. Выражение оценки является одним из важных речевых навыков, которым современные школьнике владеют не в полной мере, поэтому важным представляется развитие данного навыка. Одним из путей такого развития может служить работа с образцовыми в отношении выражения оценки текстами. Для анализы мы выбрали «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. Это публицистические рассуждения автора о наиболее значимых сторонах человеческой жизни. Дидактический аспект для данного текста является очень важным, а потому предполагает оценку.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает оценка как языковое явление, предметом - языковые средства представления оценки в письменной речи.
Цель работы состоит в разработке программы элективного курса, направленного на формирование речевых навыков выражения оценки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие оценочной лексики в лингвистической литературе;
2) определить количественное соотношение лексических единиц с положительной и отрицательной оценкой в «Письмах о добром и прекрасном»;
3) охарактеризовать оценочные единицы с точки зрения грамматической принадлежности и экспрессивно-стилистической окраски;
1) рассмотреть средства выражения эксплицитной и имплицитной оценки в тексте;
2) проанализировать реализацию категории оценки в речи школьников 7 классов по результатам анкетирования;
3) обобщить полученные результаты с целью выяснения специфики категории оценки в письменной речи школьников и создания развивающего элективного курса.
При обработке материала использован описательно-аналитический метод исследования с его основными компонентами: наблюдением, интерпретацией и классификацией, а также методы анкетирования, компонентного и контекстного анализа.
Новизна исследования - для анализа языковых единиц мы выбрали «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева, которые еще не были изучены в школе в качестве эталонного примера выражения оценки в речи.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование оценочных значений представляет особый интерес на современном этапе развития лингвистической науки. В данной работе мы сделали попытку I выявить отдельные I элементы оценочных I структур и разработали элективный курс по русскому языку для 7 класса целью формирования коммуникативной компетенции школьников.
В теоретической части работы мы рассмотрели различные точки зрения ученых на понятие I оценки, выяснили, что I важнейшими компонентами оценки являются объект и субъект суждения. Рассмотрев уровни оценки в языке, пришли к выводу, что оценкатэто, прежде всего, языковоеЫявление, специфика функционирования которого I проявляется в индивидуальном выборе оценочныхгсредств.
Изучив типы оценочных предикатов, выяснили, что оценка специфична в своем семантическом проявлении, при этом она имеет ярко выраженный прагматический характер. Подобное И сочетание семантических и прагматических аспектов в оценке определяет тот факт, что в рамках традиционной лингвистики далеко не исчерпывающе решен вопрос о ее принадлежности к семантике или прагматике.
В практической части данной работы для разработки программы элективного курса мы рассмотрели понятие речевого навыка, его структуры и методы и приемы его формирующие.
Разработали анкету для выявления речевых навыков использования оценки в письменной речи школьников, изучив исследования практикующих учителей, выявили, что учащиеся имеют дефицит в использовании оценочных суждений в выражении собственного мнения по отношения к чему-либо.
Для устранения данной проблемы мы разработали элективный курс, который поможет школьникам научиться грамотно выражать
аксиологическую оценку, как в письменной, так и в устной речи.
Прежде чем разработать конспекты уроков, мы провели
лингвистический анализ произведения Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», в ходе которого выяснили, что автор для выражения различного рода аксиологический оценки использует различные средства выражения: лексические, графические, фонетические, стилистические.
Подробный анализ лингвистических языковых средств в «Письмах о добром и прекрасном» показал, что доминирующими при оценивании события являются лексические языковые средства оценки. Исследуемое литературное произведение наполнено качественными прилагательными, которые, наделяя объект оценки определенными свойствами и характеристиками, позволяют дать различные виды оценок.
Иногда оценка предполагает сравнение, поэтому метафоры в произведениях оказались неотъемлемой частью оценивания события, т.к. они позволяют сравнить объекты оценок, сопоставить их друг с другом, наделить их определенными характеристиками.
Рассмотрели текст на наличие эксплицитной и имплицитной оценки, выяснили, что в данном произведении преобладает эксплицитная оценка, что объясняется характером произведения -дидактический, воспитательный, все оценивающиеся события проявляются открыто.
Разработали систему уроков с опорой на «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. На примере данного текста сделали попытку показать, какими средствами может выражаться оценка в письменной речи. Содержание уроков разработали так, чтобы школьники смогли потренироваться в выделении различных видов оценок, в классификации средств ее выражения, а на итоговом занятии смогли представить результаты своей работы, в которой будут присутствовать оценочные суждения.
Таким образом, мы успешно решили все задачи для достижения поставленной цели.
Дальнейшие перспективы развития исследования видим в его апробации в школе и в последующей разработке целой системы элективных курсов по развитию коммуникативной компетенций школьников, для успешного прохождения итоговых аттестаций и сдачи ЕГЭ в будущем.
Данное исследование может быть полезным для учителей и студентов- практикантов.



1. Азнаурова Э.С. К вопросу о природе стилистических функций языка. // Сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза. - 1973. - Вып. 73.- с. 7-13
2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - 2001. - 568с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - 2000. - 400 с.
4. Арутюнова Н.Д . Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - 1988.-341 с.
5. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - 2010. - 288с.
6. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. - 2012. - 191 с.
7. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - 2001. - 307 с.
8. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- 2000. - 45 с.
9. Васильев I Л.М . Системный семантический I словарь русского I языка. Предикатная лексика. - 2000.-146с.
10. Васильева Г.М. Лингвокультурологические основания В изменения
языковой оценки/ Мир русского слова. - 2012.- №1. - С.22-25.
11. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)». - 2001. - 142 с.
12. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (7-8 кл.)». - 1991. - 143с.
13. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче. - 1984. - 59с.
14. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки: [монография] / Е.М. Вольф. - 2002. - 280 с.
15. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. - 2001. - 215с.
... всего 41 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ