Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическая поддержка детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации

Работа №16208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДОО 6
1.1. Адаптация ребенка в ДОО как психолого-педагогическая проблема .
Понятие, сущность и фазы адаптации ребенка в ДОО 6
1.2. Педагогическая поддержка: понятие, сущность 14
1.3. Организация педагогической поддержки ребенка в период адаптации в ДОО 20
ГЛАВА II . ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 32
2.1. Констатирующий эксперимент 32
2.2. Формирующий эксперимент 40
2.3. Контрольный эксперимент 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Приложения 54


Актуальность темы исследования. Младший дошкольный возраст - важный этап в становлении личности. Это период интенсивного физического и психического развития. Здесь у ребенка формируются важнейшие личностные новообразования, такие как: самосознание, наглядно¬действенное мышление, предпосылки игры, идет интенсивное развитие речи и т.д. Особенностью этого периода является сильная зависимость темпов развития ребенка от качества его взаимодействия с окружающими взрослыми.
В младшем дошкольном возрасте ребенок впервые начинает посещать дошкольную образовательную организацию. Важность посещения ребенком младшего возраста дошкольной организации, несомненно, велика. Ребенок, посещающий любой детский сад, находится в детском коллективе, осознает себя частью маленького общества со своими правилами, которые нужно соблюдать. Он приобретает навыки коммуникации с детьми своей возрастной группы в различных ситуациях, будь то игровые или учебные. Дети учатся защищать себя и свои интересы. Здесь ребенок осознает, что кроме родителей и родственников есть еще чужие взрослые, с которыми тоже нужно выстраивать отношения.
Когда малыш впервые переступает порог детского сада, в его жизни наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду - период адаптации. И от того, насколько успешным будет этот начальный этап вхождения ребенка в детский социум, во многом, зависит отношение его к дошкольной организации в дальнейшем.
Проблема адаптации детей к дошкольной организации получила определенное рассмотрение в научно-педагогических исследованиях (Г.Ф. Кумарин, Н.Д. Ватутина и др.). Сегодня под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Научное рассмотрение получили физиологические основы процесса адаптации, его психологические механизмы. Гораздо менее изучены проблемы педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. Поэтому актуальность исследования социально-психологических условий адаптации детей в ДОО является очевидной.
На сегодня, среди других важных вопросов дошкольной педагогики, особо значимой является задача разработки программы интеграции детей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, адаптации их к данному процессу. По мнению некоторых авторов (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.), сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. Для которого характерно доброжелательное отношение к ребенку, стремление адекватно оценить его возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное развитие, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально-психологический климат в группе детского сада.
Анализ научной литературы позволил установить, что в настоящее время проблема педагогической поддержки детей в период адаптации в ДОО является изученной не достаточно. С одной стороны, признается важность и значимость педагогической поддержки ребенка в период адаптации, а с другой стороны, методические аспекты этого вопроса являются недостаточно систематизированными. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: каким образом следует организовать педагогическую поддержку детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в ДОО.
Объектом исследования выступает адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Предметом исследования: организация педагогической поддержки детей в период адаптации к ДОО.
Гипотеза:мы предполагаем, что младший дошкольник легче адаптируется к дошкольной образовательной организации, если педагогическая поддержка будет:
- осуществляться исходя из индивидуальных особенностей ребенка;
- строиться на взаимодействии дошкольной организации и семьи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы адаптация детей младшего дошкольной возраста к дошкольной образовательной организации.
2. Изучить состояние проблемы педагогического сопровождения адаптации детей 2-3 лет в практике работы дошкольной организации.
3. Разработать и апробировать программу педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к дошкольной образовательной организации.
В качестве методов исследования использовались: опросные методы (беседа, анкетирование), диагностические методы (наблюдение).
База исследования.Опытно-экспериментальная работа проводилась в младшей группе МАДОУ №40 г. Кызыла. Исследования проводилось во время преддипломной практики. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время проблема адаптации получила рассмотрение с разных позиций (биологической, психологической, социальной, педагогической и др.). Теоретический анализ работ Афонькиной Ю.А., Белкина Э.В., Дубровиной И.В., Галигузовой Л.Н., Лисиной М.И. др. выявил основные психолого-педагогические характеристики детей младшего дошкольного возраста и специфика их эмоциональных состояний в период адаптации к ДОО.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. От того, насколько грамотно организовано педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к дошкольной организации зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша и отношение его к дошкольной организации в дальнейшем.
Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выделено три фазы адаптационного процесса::
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
На основании теоретического материала, в практической части нашей работы мы исследовали процесс педагогической поддержки на примере конкретного ДОО в группе детей 3-4 лет. И пришли к выводу, что проблема оказания педагогической поддержки является актуальной, так как на практике педагогическая поддержка оказывается не всем детям, впервые пришедшим в детский сад, а только тем, которые посещают первую младшую группу. При этом стресс ярко выражен у всех детей проходящих адаптацию в ДОО, не зависимо от возрастной группы, которую они посещают. Степень выраженности тяжести процесса адаптации у детей 3-4 лет свидетельствует о том, что им крайне необходима педагогическая поддержка в период адаптации в ДОО.
Если педагогическая поддержка не имеет целостной структуры и плана организации и оказывается эпизодически по инициативе специалистов ДОО или запросам родителей, то у детей имеется тяжелая степень выраженности адаптационного кризиса. Если же в ДОО выстроена полноценная система психолого-педагогического взаимодействия и реализуется Программа педагогической поддержки детей в период адаптации, то в систематической реализации ходе запланированных мероприятий удается снизить степень выраженности адаптационного кризиса у детей, адаптируемых в ДОО.
Таким образом, исследование показало - младший дошкольник легче проходит адаптацию в ДОО, если педагогическая поддержка:осуществляется исходя из индивидуальных затруднений ребенка; строиться на взаимодействии ДОО и семьи.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова // М.: изд-во центр «Академия», 2008 - 624с.
2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова // М: Просвещение, 2005 - 176с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А.Аверин // М.: Наука, 2007 - 348с.
4. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология / А.В.Акрушенко // М.: Академия, 2008 - 128с.
5. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М. Н. Аскарина // М.: Медицина, 2007 - 304 с.
6. Бабенкова Е.А Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет / Е. А. Бабенкова // М.: Сфера, 2010 - 80с.
7. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию / Э.А.Баранова // М.: Речь, 2006 - 176с.
8. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан // М.: АСТ-ПРЕСС, 2007 - 417с.
9. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / А.Н.Белкина // М.: Педагогика, 2008 - 284с.
10. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО / Л. В. Белкина // Воронеж: Учитель, 2006 - 236с.
11. Волков В.С. Дошкольная психология / В.С. Волков, Н.В. Волкова // М: Академический проект, 2007 - 198с.
12. Волков В.С. Психология общения в детском возрасте / В.С. Волков, Н.В. Волкова // М: Педагогическое общество России, 2011 - 104с.
13. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С.ВолковН.В.Волкова // изд. 4-е, перераб., СПб.: Питер, 2009 - 240с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский //
СПб.: СОЮЗ, 2007 - 224с.
15. Выготский Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды в 6-ти тт. Т. 4 / Л.С. Выготский // М.: Педагогика, 2004 - 182с.
16. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет / Р. Граббет // М.: Педагогика, 2009 - 95с.
17. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОО: Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер // М.: ТЦ Сфера, 2005 - 25с.
18. Диагностика в детском саду / Под редакцией Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. // Ростов на Дону: Феникс, 2004 - 275 с.
19. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников ДОО / Т. Н. Доронова // М., Дошкольное воспитание, 2012 - 132с.
20. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова // М.: Просвещение, 2007 - 79с.
21. Зенин Т.Н. Родительское собрание в детском саду / Т. Н. Зенин // М.: Педагогическое общество России, 2007 - 87с.
22. Зубова Г. В. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Г. В. Зубова, Е. Н. Арнаутова //М.: Дошкольное воспитание, 2009 - № 7 -66-77с.
23. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина // М, Просвещение, 2008 - 165с.
24. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с
дошкольниками / Л. И. Катаева // М.: Академия, 2012 - 96с.
25. Калинина Р. Г. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Г. Калинина // СПб.: Речь, 2012 - 146с.
26. Кирюхина Н. В. Организация работы по адаптациидетей в ДОО: практ. пособие / Н. В. Кирюхина // М.: Айрис-пресс, 2006 - 112с.
27. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду /Т. В. Костяк // М, Академия, 2008 - 176с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина // М.: Просвещение, 2009 - 410с.
29. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет // М., Просвещение,2013 -96с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина, 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009 - 456с.
31. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина // М: Просвещение, 2005 - 139с.
32. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина // М., Просвещение, 2009 - 272с.
33. Немов Р.С. Психология: книга 2 / Р.С.Немов // М.: ВЛАДОС, 2010 - 496с.
34. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина // М., Педагогика, 2011 - 87с.
35. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред. - сост. Г.В. Бурменская // М.: Психология, 2008 - 352с.
36. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева // М.: Прогресс, 2007 - 272с.
37. Развитие личности ребенка / Под ред. Н.Д. Новикова // СПб.: Питер, 2013 - 640с.
38. Репина А.М. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / А.М. Репина, Т.В. Антонова // М.: Академия, 2012 - 46с.
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина // М.: Книголюб, 2000 - 72с.
39. Рубинштейн С.Л. основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн // СПб.: Питер,2008 - 423с.
40. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе / С. И. Семенака // М.: АРКТИ, 2011 - 275с.
41. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева // М.: Дрофа, 2006 - 270с.
42. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова // М.: ВЛАДОС, 2003 - 121с.
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова // М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 160с.
44. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева // М.: Просвещение, 2007 - 245с.
45. Тарунтаева Т.В. Развитие личности дошкольника / Т.В. Тарунтаева // М.: Наука, 2012 - 274с.
46. УрунтаеваГ.А.Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева // М.: Академия, 2011 - 368с.
47. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т. И. Чиркова // М.: ЮНИТИ, 2007 - 290с.
48. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми / В. Б. Шапарь // Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 - 430с.
49. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин // М: НПО «Модек», 2005 - 416с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ