Введение 3
Глава ГТеоретические основы изучения языкового портрета личности 5
1.1. Конвенциональность характера картины мира, заложенной в
общенациональном языке 5
1.2. Диалекты - особая форма освоения действительности 5
1.3. Место и роль диалектной лексики в современном мире 9
1.4.Экстралингвистические факторы образования и функционирования диалекта языковой личности А.К. Лыковой 10
1.5. Старообрядческая семья Лыковых: история и современность 10
1.6. Выводы по 1 главе 15
Глава II. Языковой портрет одной личности 16
2.1. Анализ письменной речи старообрядки на основе словаря Г.А. Толстовой. 16
2.2. Фонетические особенности речи старообрядки 16
2.3. Морфологические особенности письменной речи старообрядки 22
2.4. Лексико-семантические особенности письменной речи носителя
диалекта 24
2.5. Синтаксические особенности диалектного портрета языковой
личности 32
2.6. Использование материалов работы на уроках русского языка 38
2.7. Выводы по II главе 48
Заключение 51
Библиографический список 53
К факту обнаружения семейства старообрядцев Лыковых в саянской тайге геологической экспедицией в конце 80-х годов ХХ века нашим обществом был проявлен большой интерес. Ещё бы: одиночество, беспрестанная ежедневная битва за право жить, изнурительный быт, невероятно жесткие формы религиозных запретов, нескончаемая череда молитв, предельно замкнутая среда обитания, скудная пища, необходимость изготавливать самостоятельно одежду, борьба со зверьём, мелкими грызунами: таковы реалии нелёгкой участи людей, добровольно
отказавшихся жить в миру - семьи Лыковых. Вместе с тем, эти условия позволили «законсервировать» быт, образ жизни, речь, письменность эпохи петровских времён в сочетании с каменным веком. Огонь добывали, и добывают сегодня с помощью трута и кресала. С филологической точки зрения наибольший интерес представляет речь Лыковых, их диалект. Этому вопросу уделяли внимание целая плеяда филологов, таких как Белоусова Г.Г. , Толстова Г.А. , Альмухамедова З.М., Маркелов В.С. , Слесарева Г.П. , однако, до сих пор эта проблема остаётся малоизученной и актуальной. Обращение к этому материалу даёт дополнительную возможность изучить антрополингвистические факторы в языковой картине, а также даёт представление о векторе направленности изменений в русском языке, что и определяет практическую значимость работы, а также даёт возможность использовать её результаты на уроках русского языка в школе.
Объектом данной работы является диалектный портрет личности.
Предметом - структурно-языковые особенности диалекта одной личности.
Цель исследования: изучить диалектный портрет А.К. Лыковой как уникальный культурный феномен, разработать методические мероприятия с использованием результатов этой работы на уроках русского языка.
Источник исследования: словарь Г.А. Толстовой в 2-х томах «Словарь старообрядки А.К. Лыковой: письменная речь» с приложениями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть условия формирования диалектного портрета А.К. Лыковой на фоне сосуществования двух говоров акающего со стороны матери и окающего со стороны отца.
2. Изучить формирование, сохранение и функционирование
диалектного портрета языковой личности отшельницы А.К. Лыковой, сформировавшегося в условиях отсутствия постоянного контакта с основными носителями современного русского языка.
3. Проанализировать лексический состав диалектного портрета, фонетические, морфологические признаки и особенности синтаксического построения предложений в письменной речи языковой личности.
4. Выявить специфику словарного состава путем сопоставления с данными словарей русского языка, в том числе исторических.
5. Установить возможности применения полученных результатов работы в образовательном процессе с методической точки зрения.
Основной метод, используемый в работе: сравнительно -
сопоставительный.
Характеристика диалектного портрета А.К. Лыковой отличается от речи основных носителей русского языка
-по условиям формирования и функционирования;
- по особенностям условий , в которых сохранялся и развивался язык «витальности» (термин из социолингвистики при описаниях сложных условий сохранения или смерти языка[Штайнке 2003: 29],а также
сформировавшийся в условиях сосуществования двух говоров, сложившаяся письменная речь на основе чтения сакральных богослужебных книг при полном отсутствии светской литературы можно выделить следующее:
1. В диалектном портрете А.К. Лыковой нет деления уклада жизни на конфессиональный и светский. Сакрально окрашена вся её жизнь. В ментальности старообрядки конфессиональная лексика особо значима. Всё окружающее - сакральное пространство.
2. В связи с особенностями источников и экстралингвистическими факторами состав сакральной лексики в письменной речи малочислен. Конфессиональная лексика языковой личности А.К. Лыковой социально дифференцирована.
3. Сакральная лексика в диалектном портрете встроена в системную организацию с основными характеристиками: архаизована, сакрализована, индивидуализирована. Индивидуализация проявляется в функционирование особых лексических значений слов, особых словоформ. Явление архаизации в её диалектном портрете состоит в том, что она употребляет древнерусские слова, отсутствующие в речи старообрядцев.
^Конфессиональная лексика диалектного портрета языковой личности имеет глубокие исторические корни, сохранившиеся в старообрядческой культуре, в связи с её консерватизмом, традициями и её общей ретроспективной направленностью. Большая часть конфессиональных слов соотносится с лексикой древнерусского языка. Семантика слова
определяется на уровне сложного синтаксического целого.
5. Общая направленность сакрализации в выделении особого положения в мире старообрядцев свидетельствует о бинарности мышления, делящей людей на «чужих» и «своих».
6. Расширение сакрального пространства посредством употребления некоторых слов, как в религиозном, так и в бытовом дискурсах.
7. В письменной речи А.К. Лыкова использует слова, находящиеся у основных носителей русского языка в пассивном словарном запасе (историзмы, архаизмы, старославянизмы и т.д.). Для неё же эти лексические средства являются частью активного словарного запаса.
8. Можно выделить противоречие между стабильным написанием некоторых слов и словоформ (имеющее для старообрядцев важное, принципиальное значение) и встречающимися вариантами написания образа слова в её письменной речи.
9. Диалектному портрету языковой личности А.К. Лыковой свойственно как использование книжных слов, так и использование народно-разговорных слов с конкретной семантикой, имеющих диалектный характер; имеются варианты слов, закреплённых в лексикографических источниках. Присутствие таких лексических средств говорит о симбиозе крестьянской народной культуры и религиозных представлений старообрядчества.
10. Речь А.К. Лыковой отличается от полноокающего говора отца по темпу, по ритмо-динамической структуре слова, по реализации аффрикат, шипящих и свистящих, а также по другим чертам.
Таким образом, проведённое исследование диалектного портрета языковой личности А.К. Лыковой на материалах словаря «Словарь старообрядки А.К. Лыковой: письменная речь в двух томах» Г.А. Толстовой позволяет выявить формирование, сохранение и функционирование конфессиональной лексики в системе старообрядческого идиолекта, но вместе с тем имеющий свои особенности в связи с формированием микросоциума.
1. Толстова, Г.А. Словарь старообрядки А.К. Лыковой: письменная речь: в 2 томах. - Красноярск: типография ИП Азарова Н.Н., 2017. - 983 с.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М. - 1987. -368 с.
3. Светлова В.Н. О некоторых фонетических особенностях говоров Тюменской области. - В кн.: Вопросы современного русского языка и диалектологии. - Тюмень.- 1965. - 112с.
4. Киров Е.Ф. Мена /а / на /о/в окающих говорах.- В кн.: Диалекты и топонимия Поволжья. Вып. 7. - Чебоксары.- 1980. - с.138.
5. Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины// Сборник научных трудов Московского гос. лингв. Университета. - М.: 1986.Вып.№424.- 261 с.
6. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995.-799 с.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука,1987.- 263 с.
8. Тимофеев В.П. Личность и языковая среда. Учебное пособие. - Шадринск, 1971.- 122 с.
9. Блумфилд Л.Я.. Язык. - М.: Наука, 1968.- 203 с.
10. Иванцова Е.В. Феномен диалектной языковой личности. - Томск: изд- во Томского ун-та. 2002.-312 с.
11. Леонов А.А. Основы психолингвистики. - М.: Наука. 1997. - 310 с.
12. История языкознания: XIX - 1-я пол. ХХ в. Хрестоматия, ч. 2./ Под ред. Резанова З.И. - Томск: изд-во Томского ун-та, 2010.- 280 с.
13. Бюлер К.Й. Теория языка. - М.: Наука,1993 - 312с.
14. Суперанская А.В. ,Суслова А.В. О русских именах. - Л.: Лениздат,1978. - 214 с.
15. В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с....40