Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика свойств внимания у младших школьников с разным уровнем понимания текста

Работа №162075

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблематики свойств внимания, уровней понимания текста у младших школьников 8
1.1. Подходы к описанию феномена «понимание текста» 8
1.2. Уровни понимания текста младшими школьниками 23
1.3. Психологические характеристики внимания в младшем школьном
возрасте 35
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Эмпирическое исследование свойств внимания у младших школьников с разным уровнем понимания текста
2.1. Описание процедуры исследования 53
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 61
Выводы 80
Заключение 83
Список используемых источников 85
Приложения 91

Цифровое общество с неизбежностью увеличивает количество информационной нагрузки, требующей усвоения и осмысления, на всех людей, особенно тех, кто получает образование. Способом минимизации вреда от такой нагрузки является правильная работа обучающихся с текстами (учебными, научными, художественными). Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей [53]. Соответственно, важнейшей становится задача развития младшего школьника как читателя, имеющего навыки осознанного беглого чтения с полноценным пониманием таких сложных речевых образований как тексты (печатные, электронные и аудио). Иначе говоря, необходимо формирование у них функциональной грамотности как способности применять умения чтения и письма при получении информации из текста и при передаче такой информации. Формирование умения понимать текст особенно необходимо на начальном этапе школьного обучения, это во многом определит учебную успешность и гармоничную социализацию школьника на всех ступенях образования.
В то же время, ученые и педагоги-практики констатируют снижение интереса современных школьников к литературным и учебным текстам из -за появления других источников информации в виртуальной реальности, зачастую имеющих низкую смысловую нагрузку. Кроме того, читая текст, они часто затрудняются в понимании и запоминании прочитанного. Очевидно, что это негативно сказывается на процессах развития как познавательной, так и личностной сферы детей и подростков.
В психологии доказано, что в процессе понимания человеком текста задействованы его внимание, память, мышление, воображение, эмоции, мотивы и интересы. Следовательно, обучение смысловому (понимающему) чтению с точки зрения психологии - это развитие и активизация психических процессов обучающегося в работе с текстом. Внимание как коррелят понимания текста явилось предметом нашего исследования.
Проблема внимания в отечественной психологии рассматривалась подробно и плодотворно (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин,
A. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Ухтомский и др.). Особенности видов и свойств внимания в младшем школьном возрасте изучали П.Я. Гальперин, О.Ю. Ермолаева, Н.Н. Заваденко, С.Л. Кабыльницкая, Е.И. Кикоин, С.С. Левитина, Н.Ф. Талызина, Е.Л. Яковлева и др.
Психологические аспекты понимания текстов раскрываются в работах
B. А. Артемова, В.С. Библера, А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Е.Л. Гончаровой, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, В.В. Знакова, З.И. Калмыковой, Н.П. Локаловой, А.М. Матюшкина, Н.А. Менчинской, О.И. Никифоровой, Ж. Пиаже, Т.А. Репиной, А.А. Смирнова, О.В. Соболевой, С.А. Тарасовой и др.
Анализируя научную литературу, мы выяснили, что понимание как процесс и результат мыслительной деятельности человека исследовалось преимущественно на выборках старшеклассников и студентов, лишь незначительная часть исследований так или иначе затрагивало феномен понимания, в том числе понимания текстов, в отношении младших школьников. Между тем очевидно, что изучение процесса понимания и его связи с вниманием в младшем школьном возрасте могло бы помочь в установлении факторов школьной неуспешности. Мы придерживаемся следующего соображения: корректируя определенные свойства внимания, можно добиться улучшения показателей понимания текстов разного рода младшими школьниками. Однако для начала нужно выяснить, какие свойства внимания так или иначе влияют на понимание текста.
Поэтому целью нашего исследования явилось изучение особенностей свойств внимания у младших школьников, демонстрирующих разный уровень понимания текста, для использования полученных данных в консультативной и коррекционно-развивающей деятельности педагога- психолога.
Объект исследования: свойства внимания младших школьников.
Предмет исследования: специфика свойств внимания у младших школьников с разным уровнем понимания текста.
Гипотеза исследования: у младших школьников с высоким уровнем понимания текста показатели концентрации и устойчивости внимания выше, чем у их сверстников с низким уровнем понимания текста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней понимания текста у младших школьников.
3. Провести диагностику свойств внимания у младших школьников с разным уровнем понимания текста.
4. Обработать, проанализировать и интерпретировать результаты диагностического исследования.
Методологической основой исследования являются:
• труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Ухтомского по проблеме внимания как базовой психической функции;
• научные разработки о свойствах внимания в младшем школьном возрасте (П.Я. Гальперин, Н.Н. Заваденко, Е.И. Кикоин, Н.Ф. Талызина и др.);
• подходы к изучению феномена «понимания» в психологии (А.А. Брудный, Л.П. Доблаев, И.А. Зимняя, В.В. Знаков, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, А.А. Смирнов и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
• Методика «Диагностика восприятия художественного произведения» (М.П. Воюшина);
• Тест Пьерона-Рузера;
• Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон);
• Методика «Кольца Ландольта».
3. Методы обработки данных:
• T-критерий Стьюдента.
Организационная база исследования
Исследование проводилось на базе на базе МБОУ СОШ № 20 г. Пензы. В нем приняло участие 43 обучающихся 2-х классов (2б и 2в классы).
Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлены некоторые специфические характеристики внимания детей младшего школьного возраста с разным уровнем понимания текста, в частности обнаружено, что уровни концентрации и устойчивости внимания у с низким уровнем понимания текста низкие показатели концентрации и устойчивости внимания, что необходимо учитывать в ходе образовательной деятельности и консультативно-коррекционной работы педагога-психолога.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в психолого - педагогической работе с детьми младшего школьного возраста по оптимизации процесса понимания текстов разной модальности через коррекционно-развивающие мероприятия, нацеленные на развитие определенных свойств внимания (прежде всего - концентрации и устойчивости).
Положения, выносимые на защиту:
1. У младших школьников с высоким уровнем понимания текста показатели концентрации и устойчивости внимания выше, чем у их сверстников с низким уровнем понимания текста.
2. В группе детей с высоким уровнем понимания текста достоверно выше показатели объема зрительной информации (объема внимания по Ландольту).
3. В показателях таких свойств внимания, как распределение и переключаемость, не обнаруживается достоверных различий у младших школьников с высоким и низким уровнями понимания текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для успешного обучения в школе важным показателем является понимание текстов, с которыми во множестве приходится иметь дело обучающемуся. Очевидно, что уровень понимания текста младшими школьниками зависит от оптимального функционирования механизмов и факторов, влияющих на процесс понимания, и прежде всего - познавательных психических процессов. В нашем случае в фокус исследования выдвинулся один из них - внимание. В общей психологии выделяются такие свойства внимания, как объем, концентрация, избирательность, устойчивость, переключаемость и распределение. Их проявление у детей с разным уровнем понимания текста и стало предметом нашего эмпирического исследования.
Анализируя научную литературу, мы выяснили, что понимание как процесс и результат мыслительной деятельности человека исследовалось преимущественно на выборках старшеклассников и студентов, лишь незначительная часть исследований так или иначе затрагивало феномен понимания, в том числе понимания текстов, в отношении младших школьников. Между тем очевидно, что изучение процесса понимания и его связи с вниманием в младшем школьном возрасте могло бы помочь в установлении факторов школьной неуспешности. Мы придерживаемся следующего соображения: корректируя определенные свойства внимания, можно добиться улучшения показателей понимания текстов разного рода младшими школьниками. Однако для начала нужно выяснить, какие свойства внимания так или иначе влияют на понимание текста.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение специфики свойств внимания у младших школьников с разным уровнем понимания текста.
В процессе исследования были решены следующие задачи: проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определен комплекс диагностических методик, адекватных предмету исследования; проведена диагностика уровней понимания текста и свойств внимания у младших школьников; проанализированы и интерпретированы результаты диагностического исследования.
Полученные диагностические данные свидетельствуют о том, что: почти половина второклассников имеет средний (констатирующий) уровень понимания текста; у обучающихся с высоким уровнем понимания текста показатели концентрации и устойчивости внимания достоверно выше, чем у их сверстников с низким уровнем понимания текста; в группе детей с высоким уровнем понимания текста достоверно выше показатели объема зрительной информации (объема внимания по Ландольту); в показателях таких свойств внимания, как распределение и переключаемость не обнаруживается достоверных различий у младших школьников с высоким и низким уровнями понимания текста.
В целом, совокупные эмпирические данные свидетельствуют, что к уровню понимания текста младшими школьниками имеют отношение прежде всего такие свойства внимания, как устойчивость и концентрация. Дополнительно обнаружено, что объем внимания (или объем зрительной информации по методике «Кольца Ландольта») может являться одним из условий успешности понимания детьми текста.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в психолого-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста по оптимизации процесса понимания текстов разной модальности через коррекционно-развивающие мероприятия, нацеленные на развитие определенных свойств внимания (в первую очередь - концентрации и устойчивости).
Подытоживая, можно заключить, что намеченная в исследовании цель достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.


1. Асафьева Н.В. Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2008. - 202 с.
2. Белина Е.В. Особенности восприятия художественного текста современными младшими школьниками // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 9 (51). - C. 30-35.
3. Белина Е.В. Формирование культуры чтения художественного текста у учащихся на начальном этапе литературного образования // Текст культуры и культура текста: Материалы IV Международного педагогического форума / Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова. - 2017. С. 439-443.
4. Биева Е.Г. Факторы, влияющие на понимание текстов (на материале детской речи): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1984. - 16 с.
5. Богданова Л.И. Текстовая деятельность: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. - 2016. - № 4. - С. 154-163.
6. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. - М.: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. - 731 с.
7. Борзенкова О.А., Ким Е.П. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) //Humanitarian Balkan Research. - 2019. - Т.3. - № 1(3). - С. 8-12.
8. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт,
2005. - 336 с.
9. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Философские проблемы. - Киев: Наукова думка, 1988. - 240 с.
10. Воюшина М.П., Кислинская С.А. Методика обучения литературному чтению: учебник / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
11. Выготский Л.В. Мышление и речь. - М.: Национальное образование, 2015. - 368 с.
12. Выготский Л.С. Психология внимания: развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Психология внимания: хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - С.671-701.
13. Гальперин И. Р. Избранные труды. - М. : Высшая школа, 2005. - 254 с.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Знание, 1985. - 322 с.
15. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его ...57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ