Совершенствование системы мотивации персонала в сфере торговли (на примере АО «ЗАРА СНГ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА
ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и основные теории мотивации труда 8
1.2 Управление мотивацией труда персонала 19
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ
ТОРГОВЛИ 27
2.1 Зарубежный и отечественный опыт мотивации персонала в сфере
торговли 27
2.2 Анализ и совершенствование мотивации труда персонала АО «ЗАРА
СНГ» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА
ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и основные теории мотивации труда 8
1.2 Управление мотивацией труда персонала 19
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ
ТОРГОВЛИ 27
2.1 Зарубежный и отечественный опыт мотивации персонала в сфере
торговли 27
2.2 Анализ и совершенствование мотивации труда персонала АО «ЗАРА
СНГ» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Современная экономическая ситуация, которая характеризуется высокой конкурентностью среди предприятий, требует постоянного совершенствования управленческих процессов с целью повышения эффективности производства. В связи с этим, наблюдается значительный рост значимости мотивации и стимулирования труда персонала предприятий как наиболее действенных инструментов эффективного менеджмента человеческими ресурсами.
Рационально выстроенная система мотивации труда напрямую влияет на базовую производительность труда человека, что в свою очередь напрямую влияет на общую прибыльность и конкурентоспособность предприятия, повышая эти показатели. Но стоит отметить, что переход к рыночной экономике требует не только модернизации производственных процессов, но и поиск новых эффективных форм и методов мотивации труда персонала.
Актуальность темы исследования системы мотивации персонала заключается в том, что необходим постоянный поиск новых подходов к управлению персоналом для повышения показателей производительности труда и эффективного использования трудового потенциала. Всё вышеизложенное актуализирует необходимость комплексного исследования теоретических и прикладных аспектов мотивации труда.
Теоретической базой исследования являются труда зарубежных исследователей в области мотивации С.Адамс, М.Амстронг, В.Врум, Ф.Герцберг, Г.Десслер, Э.Лоулер, Д.МакГрегор, А.Маслоу, М.Х.Мескон, В.Оучи, А.Портер, Ф.Тейлор и др. Вопросы мотивации рассмотрены и в трудах российских учёных: Беляевой И.Ф., Виханского О.С, Журавлёва П.В., Зинина В.Г., Катульского Е.Д., Костина Л.А., Меликьяна Г.Г., Одегова Ю.Г., Обломской И.Я., Ракитского Б.В. и др.
Объект исследования: технологии исследования системы мотивации труда персонала в торговых организациях. Предмет исследования: система мотивации персонала торговой организации компании АО «ЗАРА СНГ».
Цель исследования: провести анализ системы мотивации персонала торговой организации компании АО «ЗАРА СНГ» и предложить рекомендации по ее усовершенствованию
Исходя из цели были поставлены следующие задачи исследования:
• рассмотреть сущность и основные теории мотивации труда;
• проанализировать теоретические аспекты организации системы управления мотивацией труда персонала;
• изучить зарубежный и отечественный опыт мотивации персонала в сфере торговли;
• провести анализ системы мотивации труда персонала АО «ЗАРА СНГ»;
• сформулировать рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда персонала АО «ЗАРА СНГ».
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как, метод анализа публикаций в периодических изданиях и трудов отечественных и зарубежных авторов. Также были применены методы системного подхода к предмету изучения, метод анализа и синтеза информации, которые позволили более тщательно и многогранно раскрыть исследуемую тему. Для написания практической части выпускной квалификационной работы использовались документы внутреннего пользования АО «ЗАРА СНГ», нормативно-правовые акты. В выпускной квалификационной работе использованы методы анализа научной теоретической литературы и нормативных документов; опросные методы (глубинное интервью); обобщение и сравнение.
Рационально выстроенная система мотивации труда напрямую влияет на базовую производительность труда человека, что в свою очередь напрямую влияет на общую прибыльность и конкурентоспособность предприятия, повышая эти показатели. Но стоит отметить, что переход к рыночной экономике требует не только модернизации производственных процессов, но и поиск новых эффективных форм и методов мотивации труда персонала.
Актуальность темы исследования системы мотивации персонала заключается в том, что необходим постоянный поиск новых подходов к управлению персоналом для повышения показателей производительности труда и эффективного использования трудового потенциала. Всё вышеизложенное актуализирует необходимость комплексного исследования теоретических и прикладных аспектов мотивации труда.
Теоретической базой исследования являются труда зарубежных исследователей в области мотивации С.Адамс, М.Амстронг, В.Врум, Ф.Герцберг, Г.Десслер, Э.Лоулер, Д.МакГрегор, А.Маслоу, М.Х.Мескон, В.Оучи, А.Портер, Ф.Тейлор и др. Вопросы мотивации рассмотрены и в трудах российских учёных: Беляевой И.Ф., Виханского О.С, Журавлёва П.В., Зинина В.Г., Катульского Е.Д., Костина Л.А., Меликьяна Г.Г., Одегова Ю.Г., Обломской И.Я., Ракитского Б.В. и др.
Объект исследования: технологии исследования системы мотивации труда персонала в торговых организациях. Предмет исследования: система мотивации персонала торговой организации компании АО «ЗАРА СНГ».
Цель исследования: провести анализ системы мотивации персонала торговой организации компании АО «ЗАРА СНГ» и предложить рекомендации по ее усовершенствованию
Исходя из цели были поставлены следующие задачи исследования:
• рассмотреть сущность и основные теории мотивации труда;
• проанализировать теоретические аспекты организации системы управления мотивацией труда персонала;
• изучить зарубежный и отечественный опыт мотивации персонала в сфере торговли;
• провести анализ системы мотивации труда персонала АО «ЗАРА СНГ»;
• сформулировать рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда персонала АО «ЗАРА СНГ».
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как, метод анализа публикаций в периодических изданиях и трудов отечественных и зарубежных авторов. Также были применены методы системного подхода к предмету изучения, метод анализа и синтеза информации, которые позволили более тщательно и многогранно раскрыть исследуемую тему. Для написания практической части выпускной квалификационной работы использовались документы внутреннего пользования АО «ЗАРА СНГ», нормативно-правовые акты. В выпускной квалификационной работе использованы методы анализа научной теоретической литературы и нормативных документов; опросные методы (глубинное интервью); обобщение и сравнение.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическому анализу процесса формирования и управления мотивацией труда персонала в организации. В ходе анализа различных источников в многогранном понятии мотивации были выделены следующие аспекты, характеризующие ее: совокупность мотивов поведения и деятельности человека; система внутренних и внешних факторов; побуждение к деятельности; использование мотивов поведения; побудительная причина для последующего действия для достижения цели; процесс стимулирования действия любых стимулов. Основная сущность мотивационного процесса изложена в теориях мотивации, рассмотрены содержательные теории, процессуальные и несколько современных теорий мотиваций.
Рассмотрена сущность процесса управления мотивацией, который реализуется через следующие функции: планирование мотивации,
осуществление мотивации и управление мотивационными процессами. Среди направлений кадрового менеджмента в целях повышения мотивации осуществляется: оценка работы персонала, информирование, обучение и развитие персонала и формирование и развитие организационной культуры предприятия.
Во второй главе выпускной квалификационной работы провели анализ зарубежных и российской моделей управления мотивацией. Проанализированы следующие зарубежные модели: американская модель основана на профессиональном развитии и стремлении к достижению личного успеха; японская базируется на высоком чувстве гражданской ответственности, которое заключается в том, что государственные и общественные интересы стоят выше личностных, французская модель характеризуется системой гибких графиков; немецкая модель включает социальные гарантии, английская модель основана на трудовом долевом участии, а шведская модель отличается стремлением к равноправию среди общества и сильно социальной политикой. Российская модель управления мотивацией начала свое формирование не так давно, поэтому она значительно уступает многообразию методов и форм зарубежных практик и основывается в основном на экономических методах. На примере торговой сети «Магнит» и «Эльдорадо» была рассмотрена система мотивации в нашей стране.
Таким образом, рассмотренный теоретический материал по управлению мотивацией позволил нам провести анализ системы управления на конкретном предприятии и помог сформулировать рекомендации по ее совершенствованию. Объектом исследования выступило АО «ЗАРА СНГ» .
В результате анализа деятельности компании было выявлено, что основу системы мотивации в организации составляют система заработной платы (оклад, выплаты, предусмотренные законодательством и премия по результатам работы магазина) и включает различные виды социальных льгот, гарантий и компенсаций, в том числе предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Среди методов нематериального стимулирования выделяют: моральное поощрение; организация труда; корпоративные мероприятия; информационная политика компании.
Для совершенствования действующей системы мотивации работников АО «ЗАРА СНГ» предложили разработать прозрачную систему материального стимулирования работников, основанную на методе KPI и использовать методы морального стимулирования, предлагаем использовать метод «оценка 360°» для оценки профессиональной деятельности сотрудников и предложили критерии для данного метода оценки персонала. В качестве моральных методов совершенствования мотивации предлагаем использовать комплекс корпоративных мероприятий и конкурсов для улучшения морально-психологического климата в коллективе и развития корпоративного духа.
Рассмотрена сущность процесса управления мотивацией, который реализуется через следующие функции: планирование мотивации,
осуществление мотивации и управление мотивационными процессами. Среди направлений кадрового менеджмента в целях повышения мотивации осуществляется: оценка работы персонала, информирование, обучение и развитие персонала и формирование и развитие организационной культуры предприятия.
Во второй главе выпускной квалификационной работы провели анализ зарубежных и российской моделей управления мотивацией. Проанализированы следующие зарубежные модели: американская модель основана на профессиональном развитии и стремлении к достижению личного успеха; японская базируется на высоком чувстве гражданской ответственности, которое заключается в том, что государственные и общественные интересы стоят выше личностных, французская модель характеризуется системой гибких графиков; немецкая модель включает социальные гарантии, английская модель основана на трудовом долевом участии, а шведская модель отличается стремлением к равноправию среди общества и сильно социальной политикой. Российская модель управления мотивацией начала свое формирование не так давно, поэтому она значительно уступает многообразию методов и форм зарубежных практик и основывается в основном на экономических методах. На примере торговой сети «Магнит» и «Эльдорадо» была рассмотрена система мотивации в нашей стране.
Таким образом, рассмотренный теоретический материал по управлению мотивацией позволил нам провести анализ системы управления на конкретном предприятии и помог сформулировать рекомендации по ее совершенствованию. Объектом исследования выступило АО «ЗАРА СНГ» .
В результате анализа деятельности компании было выявлено, что основу системы мотивации в организации составляют система заработной платы (оклад, выплаты, предусмотренные законодательством и премия по результатам работы магазина) и включает различные виды социальных льгот, гарантий и компенсаций, в том числе предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Среди методов нематериального стимулирования выделяют: моральное поощрение; организация труда; корпоративные мероприятия; информационная политика компании.
Для совершенствования действующей системы мотивации работников АО «ЗАРА СНГ» предложили разработать прозрачную систему материального стимулирования работников, основанную на методе KPI и использовать методы морального стимулирования, предлагаем использовать метод «оценка 360°» для оценки профессиональной деятельности сотрудников и предложили критерии для данного метода оценки персонала. В качестве моральных методов совершенствования мотивации предлагаем использовать комплекс корпоративных мероприятий и конкурсов для улучшения морально-психологического климата в коллективе и развития корпоративного духа.





