Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие социальной перцепции. Социально-перцептивные
установки. Роль социальной перцепции в общении 7
1.2. Понятие личностной идентичности. Основные подходы к ее
изучению 22
1.3. Базисные убеждения личности. Проблема изучения данного
понятия в отечественной и зарубежной
психологии 39
Глава 2. Изучение связи показателей социальной перцепции с личностными характеристиками у мужчин и женщин
2.1. Описание процедуры и методов исследования 50
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 57
Выводы 70
Заключение 72
Список используемых источников 74
Приложение 1 79
Приложение 2 85
Важной и существенной стороной жизни человека является общение - такая форма активности личности, которая проявляет себя через конкретные отношения между разными людьми, и включает в себя обмен идеями, образами и представлениями, а также восприятие и понимание партнерами друг друга. В общении раскрывается внутренний мир одного человека для другого. Отношения между людьми выстраиваются в зависимости от того, как они воспринимают своих партнеров по общению. Общение является одним из основных способов взаимодействия психических миров людей.
Все процессы межличностной коммуникации обязательно опосредуются системами образов «Я», «Я глазами Другого», «Другой моими глазами», каждый из которых выполняет важную ориентирующую и регулирующую функцию. В том случае, если хотя бы один из названных образов будет искажен или представлен недостаточно адекватно, возникают нарушения в процессах межличностной коммуникации.
Восприятие человеком других людей является обязательным условием для общения, и в рамках психологической литературы определяется через термин «перцептивной стороны общения». Перцептивная сторона общения определяет процесс общения, его качество и результат. Основными компонентами процесса перцепции можно назвать восприятие и оценку партнера по общению.
Особую роль в процессе восприятия одним человеком другого играют различные установки. Выделяют три основных типа установки на восприятие другого человека - позитивную, негативную и адекватную.
Если позитивная установка доминирует, возрастает вероятность того, что положительные качества другого человека будут переоценены. Негативная же установка выражается в подозрительности и недоверчивости субъекта восприятия. Адекватная установка отражает реальное положение
вещей, когда другой человек воспринимается в диалектичном единстве его положительных и отрицательных качеств.
Неоднозначная и крайне сложная природа социальной перцепции является причиной, требующей постоянного её изучения, ведь то, как люди воспринимают друг друга, напрямую влияет на атмосферу в социуме, характер отношений между группами и ценностные ориентиры общества. Исследования, посвященные изучению социальной перцепции, позволяют пополнять наши представления о процессуальной стороне восприятия, и способны максимально уточнить его специфику. Некоторые из исследователей предполагают, что основное отличие процессов межличностного восприятия от других составляющих социальной перцепции, заключается именно в наличии некоторого момента причинной интерпретации. Однако, несмотря на большое количество усилий психологического сообщества, которое направлено на изучение данной области, многие вопросы остаются до сих пор неразрешенными.
Так, например, достаточно разработанным является вопрос о различиях в показателях социальной перцепции у мужчин и женщин. Исследования в этой области проводили А.А. Бодалёв, В.С. Агеев, А.И. Донцов, Ш.В. Саркисян, Ж. Лендел и другие ученые.
В большинстве работ по данной проблеме указывается, что большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие социально перцептивных способностей у женщин, чем у мужчин. Пытаясь объяснить эти гендерные различия, ученые чаще связывают их с традиционными социальными задачами и сферами жизнедеятельности. Для женщин - это сфера семейных отношений, а для мужчин - конкурентная борьба.
Вместе с тем, многочисленные гендерные исследования указывают на значительные изменения, произошедшие со статусными позициями, социальными ролями и психологическими характеристиками мужчин и 4
женщин. В научных разработках и практической деятельности многих психологов гендерные проблемы понимаются уже не столько как психологические различия между представителями мужского и женского пола, а цель таких исследований не сводится только к выявлению и демонстрации различий между полами.
В настоящее время в обществе наблюдаются трансформации социальных установок в отношении гендерных ролей и стереотипов: социальные роли мужчин и женщин все чаще перекрещиваются, большинство сфер деятельности постепенно осваивается женщинами наравне с мужчинами. Гендерные роли не являются полярными, они приобретают универсальное содержание.
На наш взгляд, изучение социально-перцептивных навыков также должно осуществляться не в направлении их детерминированности гендерными характеристиками, но в направлении их связи с характеристиками личности, среди которых особое место, на наш взгляд, принадлежит статусу личностной идентичности и базисным убеждениям личности.
Целью проведенного исследования стало изучение связи показателей социальной перцепции с личностными характеристиками у мужчин и женщин для использования диагностических данных в консультативной практике педагога-психолога по решению проблем межличностной коммуникации.
Объект исследования - коммуникативная сфера и личностные характеристики лиц возраста ранней зрелости.
Предмет исследования - связь показателей социальной перцепции с личностными характеристиками у мужчин и женщин возраста ранней зрелости.
Гипотеза: показатели социальной перцепции связаны с показателями сформированности идентичности, а также с базисными убеждениями личности относительно благосклонности мира, осмысленности мира и ценности собственного «Я». Существуют различия исследуемой связи социальной перцепции и данных личностных характеристик у мужчин и женщин.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия социальной перцепции, социальноперцептивных установок, личностной идентичности и базисных убеждений личности. Провести анализ научных данных по исследованию этих феноменов в отечественной и зарубежной психологии.
2. Разработать диагностический комплекс по изучению социальноперцептивных установок личности, показателей личностной идентичности и базисных убеждений.
3. Сформировать выборку исследования, провести диагностические процедуры.
4. Проанализировать полученные диагностические данные и сформулировать выводы.
Всего в исследовании приняли участие 37 человек, из них 25 женщин и 12 мужчин. Выборку составили испытуемые в возрасте от 22 до 25 лет. Этот возрастной период соответствует ранней зрелости (периодизация Г. Крайга).
В ходе исследования были использованы такие методики, как:
• методика оценки социально-перцептивной установки личности Т.Д. Дубовицкой;
• методика исследования личностной идентичности Никишиной В.Б., Петраш Е.А., основанная на теории статусов идентичности Дж. Марсиа;
• Шкала базисных убеждений Р. Р. Янофф-Бульман (адаптация О.А. Кравцовой) - опросник, основанный на когнитивной концепции базовых убеждений личности.
В качестве методов математической статистики были использованы коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера и Т-критерий Стьюдента.
Перцептивная сторона общения определяет процесс общения, его качество и результат. Неоднозначная и крайне сложная природа социальной перцепции является причиной, требующей постоянного её изучения. Исследования, посвященные изучению социальной перцепции, позволяют пополнять наши представления о процессуальной стороне восприятия. Но, несмотря на большое количество усилий психологического сообщества, которое направлено на изучение данной области, многие вопросы остаются до сих пор неразрешенными.
Некоторые из исследователей социальной перцепции предполагают, что основное отличие процессов межличностного восприятия от других составляющих социальной перцепции, заключается именно в наличии некоторого момента причинной интерпретации.
Достаточно разработанным является вопрос о различиях в показателях социальной перцепции у мужчин и женщин. Гендерные различия в показателях социальной перцепции ученые чаще связывают с традиционными социальными задачами и сферами жизнедеятельности мужчин и женщин. Однако, многочисленные гендерные исследования указывают на значительные изменения, произошедшие со статусными позициями, социальными ролями и психологическими характеристиками мужчин и женщин. Для современного общества характерна трансформация социальных установок в отношении гендерных ролей и стереотипов. Гендерные роли не являются полярными, они приобретают универсальное содержание.
На наш взгляд, изучение социально-перцептивных навыков также должно осуществляться не в направлении их детерминированности гендерными характеристиками, но в направлении их связи с характеристиками личности, среди которых особое место, по нашему мнению, принадлежит статусу личностной идентичности и базисным убеждениям личности.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности идентичности способствует позитивному восприятию окружающих, пониманию и адекватной интерпретации их поступков и поведения. И для мужчин и для женщин характерна положительная связь между показателями социальной перцепции и такими базисными установками, как вера в благосклонность и справедливость мира, вера в доброту людей, а также отношение к себе, как к удачливому человеку.
Для мужчин характерна отрицательная связь между позитивной социально-перцептивной установкой и уверенностью в случайности распределения происходящих событий. У женщин позитивная оценка других людей в меньшей степени зависит от ощущения конролируемости мира и от показателей самоотношения.
На основе полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что социально-перцептивные установки в меньшей мере зависят от половых различий, в большей - от уровня сформированности личностной идентичности и базисных убеждений относительно благосклонности окружающего мира, его контролируемости и ценности собственного «Я».
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.]
3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. - №1. - С. 131-143. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961131 .htm
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл. 2007. - 528 с.
5. Астахова Е.Н. Взаимосвязь базисных убеждений личности и социальнопсихологической адаптации в стрессовых ситуациях // Материалы межвузовских психолого-педагогических чтений, посвященных 75-летию заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора А.В. Иващенко. Сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. - 2012. - С. 72-75.
6. Бек Дж. С. Когнитивная терапия: полное руководство / пер. с англ. Е.А. Черненко. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. - 400 с.
7. Богомаз С.А., Рубанова А.Л., Шухлова Ю.А. Позитивная система базисных убеждений как фундамент развития личностной зрелости у 92 студентов-первокурсников // Медицинская психология в России. - 2014. - № 2 (25). - С. 13.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2004. - 200 с.
9. Брунер Дж. О перспективной готовности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. - С. 134-152.
10. Бубнова Е.В. Гендерные особенности категорий социальной перцепции личности - Самара, 2015. - 61 с.
11. Власов М. Убеждения человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psichel.ru/ubezhdeniya-cheloveka/
12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1983. Т. 3. - 328 с.
13. Дмитриева Н.В., Дроздова С.А. Влияние рефлексии на становление идентичности личности // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2. - С. 71-75.
14. Иванова Н.Л. Проблема социальной идентичности в психологических исследованиях // Мир психологии: Научно-методический журнал / ред. Д.И. Фельдштейн. - 2012. - № 1 (69) январь-март. - С. 18-27.
15. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 456 с....51