Введение 3
Глава I. Фонематический слух и проблема его развития как инструмент формирования элементарного уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе 5
1.1 Понятие «фонема» как структурная единица языковой системы 5
1.2 Критерии развития фонематического слуха 8
1.3 Классификация фонематических ошибок 11
1.4 Методические принципы развития фонематического слуха обучающихся на
уроках английского языка в начальной школе 14
Глава II. Методика развития фонематического слуха на уроках английского языка
в начальной школе 19
2.1 Методика развития фонематического слуха в УМК по английскому языку
«Forward» 19
2.2 Коммуникативная стратегия развития фонематического слуха обучающихся
начальной школы 23
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 1 45
Приложение 2 51
Приложение 3 53
ФГОС 2 поколения НОО в качестве основной цели обучения иностранным языкам указывает на необходимость становления устной и письменной коммуникации, включающей освоение фонетических норм изучаемого языка, и, как результат, формирование произносительного навыка, подразумевающего развитие фонематического слуха и правильной артикуляции [25]. В свою очередь, развитие слухо-произносительных норм способствует усвоению грамматического строя языка, усвоению норм правописания, что обеспечивает успешность коммуникации.
Развитие фонематического слуха и постановка артикуляции - это два взаимосвязанных процесса. На начальном этапе изучения английского языка ребенок упражняет свой речевой аппарат в произнесении, а слуховой - в различении звуков [8].
Таким образом, особое внимание при изучении иностранных языков на начальном этапе следует уделить формированию и развитию фонематического слуха обучающихся.
Целью нашего исследования является разработка методики развития фонематического слуха обучающихся на уроках английского языка в начальной школе.
Реализация заявленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрытие понятия «фонематический слух»;
2) анализ типичных фонематических ошибок обучающихся при изучении английского языка;
3) разработка системы упражнений для развития фонематического слуха;
4) апробация заданий и исследование полученных результатов.
Объект исследования - развитие фонематического слуха обучающихся на уроках английского языка в начальной школе.
Предметом исследования является процесс обучения фонетическому строю английского языка обучающихся вторых классов начальной школы.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования, соответствующие объекту и предмету исследовательской работы:
1) изучение научной литературы в области диагностики и развития фонематического слуха обучающихся в начальной школе;
2) изучение нормативно-правовых актов, действующих в рамках начального и основного среднего образования (ФГОС);
3) разработка методики развития фонематического слуха;
4) проведение педагогического эксперимента;
5) синтез и анализ полученных результатов.
Актуальность данной работы заключается в том, что развитие фонематического слуха способствует не только успешному освоению фонетического строя изучаемого иностранного языка, но и способствует становлению письменной и устной коммуникации, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
В соответствии с этим, практическая значимость представленной работы заключается в разработке методов и приемов развития фонематического слуха обучающихся на примере УМК «Forward» авторов М. В. Вербицкой, О. В. Ораловой и др., использующегося на уроках иностранного языка в начальной школе.
Исследовательская работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, библиографический список использованной литературы и приложения.
Основной целью обучения иностранным языкам является развитие коммуникативной компетенции как способности гибкого и эффективного использования иностранного языка для восприятия и передачи информации.
Для реализации данной цели младшему школьнику приходится переориентировать речевые механизмы родного языка к фонетическому строю изучаемого, что предполагает развитие фонематического, интонационного слуха, а также формирование слухомоторных эталонов.
В ходе исследования нами была разработана и апробирована методика развития фонематического восприятия для формирования произносительных навыков в прагматических целях. Данный алгоритм работы основан на коммуникативном подходе к изучению языков, поскольку именно речевая задача, а не акустические и артикуляционные признаки изучаемых явлений, являются направляющими и интегрирующими факторами в фонетическом обеспечении высказывания. При этом, фонематический слух становится не только контролирующим регулятором собственного произношения на предмет соответствия эталонному, но и оказывает влияние на развитие грамматических, лексических и орфографических навыков, что признаётся большинством методистов.
Разработанная нами методика развития фонематического слуха, основывающаяся на общедидактических принципах последовательности и посильности, состоит из 5 этапов, направленных на:
1) моделирование звука;
2) контрастное противопоставление оппозиций;
3) слуховое восприятие отрабатываемых оппозиций;
4) чтение для закрепления проблемных оппозиций;
5) отработку оппозиций в конкретных речевых ситуациях.
Использование данной методики позволяет получить достаточно быстрый практический результат, так как предложенные задания вызывают интерес младших школьников, способствуют активизации мышления и внимания. Обучающиеся проявляли активность при выполнении упражнений по отработке фонем, что свидетельствует о личной мотивации младших школьников при изучении нового языка. В совокупности, данные факторы способствуют формированию ситуации успеха на уроке.
Работа по развитию фонематического слуха может быть проведена в начале урока на этапе фонетической разминки, актуализации ранее изученного материала, при изучении новой темы и организации её отработки. Важно, что данная работа должна проводиться систематически, что позволит своевременно контролировать процесс развития фонематического слуха и вовремя вносить необходимые коррективы.
Таким образом, разработанная нами методика направлена на достижение практического результата не только в области фонетики, но и в изучении английского языка в целом. Используемые формы работы направлены на развитие личности обучающегося, что приводит к формированию предметных и метапредметных навыков и умений младших школьников.
Важно отметить, что ситуация успеха, созданная при изучении первого иностранного языка, способствует формированию мотивации для изучения второго. Вышеуказанные результаты использования методики по развитию фонематического слуха соответствуют требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в области иностранного языка не только начального, но и среднего полного образования, а значит, данные формы и методы работы могут быть рекомендованы к активному использованию на уроках английского языка.
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на- Дону: Феникс, 2001. 109 с.
2. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. Москва: Просвещение, 1964. 91 с.
3. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.
4. Букреева Н. А. Tricky English (Teaching pronunciation) - теоретические подходы и практические приемы, игры и упражнения для обучения произношению школьников //Английский язык в школе. 2005. №1 (9). С.30 - 36.
5. Вербицкая М. В., Оралова О.В. и др. Английский язык: 2 класс: пособие для учителя. М.: Вентана-Граф: Pearson Educated Limited, 2014. 304 с.
6. Вербицкая М. В., Оралова О.В. и др. Английский язык: 2 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х ч. М.: Вентана- Граф: Pearson Education Limited, 2014.
7. Веренинова Ж. Б. Английские гласные: эмоциональный портрет // Английский язык в школе. 2010. № 1 (29). С. 28-32.
8. Гаврикова М. Ю. Развитие речи (1- 4 классы). М.: Глобус, 2007. 176 с.
9. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.
10. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2006. 336 с.
11. Грачев Г. М. Фонетический речевой модуль как способ обработки
звуковой информации. Ceberlenika.ru. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskiy-rechevoy-modul-kak-sposob-obrabotki- zvukovoy-informatsii. (дата обращения: 12.08.2017)
12. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. Москва: Аспект Пресс, 1998. 266 с.
13. Де Соссюр Ф. [Ferdinand de Saussure] Курс общей лингвистики / пер. с английского А. М. Сухотина, 1933. Москва: СОЦЭКГИЗ, 1933. 273 с.
14. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Наука, 1958. 65 с.
15. Занглигер В. Ф. Формирование фонематического слуха на начальном этапе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1969. №2. С. 44 - 57....34