Связь стилей семейного воспитания с показателями эгоидентичности и рефлексии старших подростков
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы связи стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков 7
1.1. Подходы к пониманию эго-идентичности и Я-концепции в
психологической науке 7
1.2. Особенности проявлений эго-идентичности личности в
подростковом и юношеском возрасте 32
1.3. Подходы к пониманию стиля семейного воспитания в
отечественной и зарубежной психологии 35
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Изучение связи стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков 45
2.1. Описание процедуры и методов исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
Выводы по главе 2 74
Заключение 81
Список используемых источников 84
Приложение 90
Глава 1. Теоретические основы связи стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков 7
1.1. Подходы к пониманию эго-идентичности и Я-концепции в
психологической науке 7
1.2. Особенности проявлений эго-идентичности личности в
подростковом и юношеском возрасте 32
1.3. Подходы к пониманию стиля семейного воспитания в
отечественной и зарубежной психологии 35
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Изучение связи стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков 45
2.1. Описание процедуры и методов исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 53
Выводы по главе 2 74
Заключение 81
Список используемых источников 84
Приложение 90
Проблематика идентичности, кризиса идентичности в психологии впервые была обозначена Э. Эриксоном. Он определяет идентичность, прежде всего, как показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны, организации которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. Пятая стадия, соответствующая юношескому возрасту, является ключевой для приобретения чувства идентичности. Кризису предшествует диффузная идентичность. При его удачном протекании у молодых людей формируется чувство идентичности, а при неудачном - негативная, принятая, спутанная формы идентичности, которые могут выступать в качестве промежуточных этапов на пути к собственному Я.
Развитие личности К.Г. Юнг сравнивает с суточным движением солнца, но только такого солнца, которое наделено человеческими чувствами и ограниченным сознанием, результатом чего в любом возрасте является попытка движения вспять, отступления - регрессии. Так как каждый статус идентичности представляется в виде точки «маршрута» самоопределения, можно сказать, что молодой человек, сталкиваясь с различными проблемами, может сделать выбор - вернуться к предыдущему статусу Эго-идентичности или пойти дальше, преодолевая трудности, к становлению собственной идентичности.
Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед подростком как задача первостепенной важности. У старших подростков возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Зачастую старший подросток не знает показателей оценки сформированной эго-идентичности, а ищет готовые образцы для самоидентификации в иллюзорном мире, создаваемом средствами массовой информации, и выбирает нереалистично высокие стандарты при выборе профессионального самоопределения. При этом в данном вопросе огромную роль имеет стиль воспитания старшего подростка. Так как именно семья и стиль воспитания дают толчок в развитии личности ребенка.
Целью проведенного исследования стало изучение связи стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков для использования диагностических данных педагогом психологом в консультативной практике по вопросам семейного воспитания, а также в коррекционно-развивающей работе с подростками по развитию их личности.
Объект исследования: стили семейного воспитания и показатели эгоидентичности и рефлексии старших подростков.
Предмет исследования: связь стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков.
Гипотеза исследования: разные стили семейного воспитания обусловливают различия в показателях эго-идентичности и рефлексии старших подростков. Эти показатели проявляются в особенностях Я- концепции и самоотношения подростков.
Дополнительно нами была разработана и реализована программа коррекционно-развивающих мероприятий по гармонизации детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих старших подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию эго-идентичности и Я-концепции в психологической науке;
2. Изучить особенности проявлений эго-идентичности личности подростков;
3. Рассмотреть подходы к пониманию стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии и роль семейных факторов в развитии идентичности и самосознания подростков;
4. Провести диагностику стилей семейного воспитания и их восприятия подростками;
5. Проанализировать связь стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков, сформулировать выводы;
6. Разработать и реализовать программу коррекционно-развивающих мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших подростков.
7. Провести повторную диагностику и сравнить данные первичной и вторичной диагностики по показателям Я-концепции и самоотношения подростков. Сформулировать выводы.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей по изучению проблемы личностной идентичности (Н.В. Антонова, А.Г. Асмолова, Е.П. Белинской,
A. Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, В.И. Слободчикова, В.Дж.Р. Адамса, Дж. Марсиа, Э. Эриксона); работы по проблемам семейного воспитания (С.В. Бутиной-Гречаной, О.А. Карабановой, Л.Б. Шнейдер); концепции возрастного развития (И.С. Кона, Г. Крайга, Э. Эриксона).
Для реализации цели исследования и поверки гипотезы были использованы следующие методы:
• Теоретические: анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация теоретических и эмпирических данных.
• Эмпирический: тестирование.
В ходе исследования применялись следующие методики:
1. Кинетический рисунок семьи, разработанный Р.С. Бернсом, С.Х. Кауфманом;
2. Опросник социализации для школьников «Моя семья»;
3. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова;
4. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга,
B. В. Столин);
5. Методика по изучению особенностей Я-концепции (авторы Е. Пирс, Д. Харрис, адаптация методики А.М. Прихожан);
6. Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин,
С.Р. Пантилеев;
7. Методика «Кто я?» (М. Кун, Т. МакПартленд, модификация Т.В. Румянцевой);
8. Проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я».
Для математико-статистической обработки данных были использованы непараметрический статистический критерий для двух независимых выборок - критерий Манна-Уитни и G-критерий знаков.
В исследовании приняли участие старшие подростки в количестве 27 человек, 12 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 15-17 лет. При реализации коррекционно-развивающих мероприятий в них принимали участие 12 учеников, 8 мальчиков и 4 девочек, и их родители.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной диагностической программы в индивидуальной и групповой работе с подростками, воспитывающихся в семьях с разными стилями родительского воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Развитие личности К.Г. Юнг сравнивает с суточным движением солнца, но только такого солнца, которое наделено человеческими чувствами и ограниченным сознанием, результатом чего в любом возрасте является попытка движения вспять, отступления - регрессии. Так как каждый статус идентичности представляется в виде точки «маршрута» самоопределения, можно сказать, что молодой человек, сталкиваясь с различными проблемами, может сделать выбор - вернуться к предыдущему статусу Эго-идентичности или пойти дальше, преодолевая трудности, к становлению собственной идентичности.
Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед подростком как задача первостепенной важности. У старших подростков возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Зачастую старший подросток не знает показателей оценки сформированной эго-идентичности, а ищет готовые образцы для самоидентификации в иллюзорном мире, создаваемом средствами массовой информации, и выбирает нереалистично высокие стандарты при выборе профессионального самоопределения. При этом в данном вопросе огромную роль имеет стиль воспитания старшего подростка. Так как именно семья и стиль воспитания дают толчок в развитии личности ребенка.
Целью проведенного исследования стало изучение связи стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков для использования диагностических данных педагогом психологом в консультативной практике по вопросам семейного воспитания, а также в коррекционно-развивающей работе с подростками по развитию их личности.
Объект исследования: стили семейного воспитания и показатели эгоидентичности и рефлексии старших подростков.
Предмет исследования: связь стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков.
Гипотеза исследования: разные стили семейного воспитания обусловливают различия в показателях эго-идентичности и рефлексии старших подростков. Эти показатели проявляются в особенностях Я- концепции и самоотношения подростков.
Дополнительно нами была разработана и реализована программа коррекционно-развивающих мероприятий по гармонизации детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих старших подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию эго-идентичности и Я-концепции в психологической науке;
2. Изучить особенности проявлений эго-идентичности личности подростков;
3. Рассмотреть подходы к пониманию стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии и роль семейных факторов в развитии идентичности и самосознания подростков;
4. Провести диагностику стилей семейного воспитания и их восприятия подростками;
5. Проанализировать связь стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков, сформулировать выводы;
6. Разработать и реализовать программу коррекционно-развивающих мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших подростков.
7. Провести повторную диагностику и сравнить данные первичной и вторичной диагностики по показателям Я-концепции и самоотношения подростков. Сформулировать выводы.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей по изучению проблемы личностной идентичности (Н.В. Антонова, А.Г. Асмолова, Е.П. Белинской,
A. Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, В.И. Слободчикова, В.Дж.Р. Адамса, Дж. Марсиа, Э. Эриксона); работы по проблемам семейного воспитания (С.В. Бутиной-Гречаной, О.А. Карабановой, Л.Б. Шнейдер); концепции возрастного развития (И.С. Кона, Г. Крайга, Э. Эриксона).
Для реализации цели исследования и поверки гипотезы были использованы следующие методы:
• Теоретические: анализ научной литературы, сравнение, обобщение и систематизация теоретических и эмпирических данных.
• Эмпирический: тестирование.
В ходе исследования применялись следующие методики:
1. Кинетический рисунок семьи, разработанный Р.С. Бернсом, С.Х. Кауфманом;
2. Опросник социализации для школьников «Моя семья»;
3. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова;
4. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга,
B. В. Столин);
5. Методика по изучению особенностей Я-концепции (авторы Е. Пирс, Д. Харрис, адаптация методики А.М. Прихожан);
6. Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин,
С.Р. Пантилеев;
7. Методика «Кто я?» (М. Кун, Т. МакПартленд, модификация Т.В. Румянцевой);
8. Проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я».
Для математико-статистической обработки данных были использованы непараметрический статистический критерий для двух независимых выборок - критерий Манна-Уитни и G-критерий знаков.
В исследовании приняли участие старшие подростки в количестве 27 человек, 12 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 15-17 лет. При реализации коррекционно-развивающих мероприятий в них принимали участие 12 учеников, 8 мальчиков и 4 девочек, и их родители.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной диагностической программы в индивидуальной и групповой работе с подростками, воспитывающихся в семьях с разными стилями родительского воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Данное исследование было посвящено исследованию связи стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков.
Для решения первой задачи исследования были рассмотрены теоретические подходы к пониманию эго-идентичности и Я-концепции в психологической науке и сделан вывод о том, что эго-идентичность является глубинной личностной структурой, а также новообразованием нормативных кризисов.
Для решения второй задачи ВКР были изучены особенности проявлений эго-идентичности личности подростков, что позволило сделать вывод о том, что основными кризисными проявлениями становления идентичности у подростков являются: проблемы и трудности в установлении близких и доверительных отношений; неспособность решить проблему собственной активности; неумение подростков и юношей гармонично относиться к прошлому, настоящему и будущему; отрицание существующих, прежде всего, родительских ценностей, существующих норм, правил, неумение адекватно решать проблему выбора позитивного пути развития своего «Я».
В рамках решения третьей задачи были рассмотрены подходы к пониманию стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии и роль семейных факторов в развитии идентичности и самосознания подростков. Это дало основание сделать вывод о том, что стили семейного воспитания способствуют либо формированию, либо блокированию социально-важных качеств развивающейся личности, влияют на становление Я-концепции.
Решение четвёртой исследовательской задачи предполагало проведение диагностики стилей семейного воспитания и их восприятия подростками.
Для проведения диагностики для оценки показателей эго-идентичности и рефлексии были выбраны следующие методики: Изучение особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан); Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, мод. Т.В. Румянцевой); проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я».
В рамках решения пятой задачи была проанализирована взаимосвязь стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков.
Проведённый анализ позволил сделать вывод о том, что родители занимаются воспитанием своих детей, у большинства старших школьников воспитана самостоятельность и инициативность, положительное отношение к школе, учителям и учебной деятельности, привита взаимопомощь членам семьи и, не смотря на занятость, родители стараются найти время для совместных дел с ребенком и поговорить об общих интересах. По мнению родителей, они не только принимают своего ребенка таким, какой он есть, но и уважают его индивидуальность, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности, а также испытывают чувство гордости за ребенка. Однако, существует межличностная дистанция в общении с ребенком, родители проявляют повышенную гиперсоциализацию.
По результатам констатирующего эксперимента была сформирована группа старших школьников из 12 человек, с согласием родителей, в семьях которых методы воспитания и воспитательные установки родителей не достаточно гибкие, взаимоотношения в семье не достаточно теплые на взгляд старших школьников, так же у них повышена тревожность за свою семью, за взаимоотношения внутри семьи и за каждого ее члена, семейная ситуация не вполне благополучная.
Представленная психолого-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений старших школьников, цель, которой коррекция детско-родительских отношений старших школьников, решала следующие задачи: просветить родителей по вопросам взаимоотношения и воспитания старших школьников; научить старших школьников через самопознание и развитие способам улучшения детско-родительских взаимоотношений; сплотить, укрепить детско-родительские отношения и пробудить теплые семейные и дружеские чувства; включала 10 занятий и следующие методы: арт-терапия - работа с рисунком, визуализация образов, составление коллажей; игровая терапия - игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры; упражнения на познание себя; метод личностного роста; беседа; семейные игры и мероприятия; и включала четыре этапа: диагностический, организационно, коррекционный, диагностико- оценивающий.
После коррекционной работы была проведена, повторна диагностика и полученные данные на констатирующем этапе сравнивались с данными на контролирующем этапе формирующего эксперимента психологопедагогической коррекции.
Полученные в исследовании данные, разработанный диагностический комплекс и программа психолого-педагогической коррекции по работе с детско-родительскими отношениями могут быть полезны для практики профессиональной деятельности педагога-психолога.
Для решения первой задачи исследования были рассмотрены теоретические подходы к пониманию эго-идентичности и Я-концепции в психологической науке и сделан вывод о том, что эго-идентичность является глубинной личностной структурой, а также новообразованием нормативных кризисов.
Для решения второй задачи ВКР были изучены особенности проявлений эго-идентичности личности подростков, что позволило сделать вывод о том, что основными кризисными проявлениями становления идентичности у подростков являются: проблемы и трудности в установлении близких и доверительных отношений; неспособность решить проблему собственной активности; неумение подростков и юношей гармонично относиться к прошлому, настоящему и будущему; отрицание существующих, прежде всего, родительских ценностей, существующих норм, правил, неумение адекватно решать проблему выбора позитивного пути развития своего «Я».
В рамках решения третьей задачи были рассмотрены подходы к пониманию стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии и роль семейных факторов в развитии идентичности и самосознания подростков. Это дало основание сделать вывод о том, что стили семейного воспитания способствуют либо формированию, либо блокированию социально-важных качеств развивающейся личности, влияют на становление Я-концепции.
Решение четвёртой исследовательской задачи предполагало проведение диагностики стилей семейного воспитания и их восприятия подростками.
Для проведения диагностики для оценки показателей эго-идентичности и рефлексии были выбраны следующие методики: Изучение особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан); Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, мод. Т.В. Румянцевой); проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я».
В рамках решения пятой задачи была проанализирована взаимосвязь стилей семейного воспитания с показателями эго-идентичности и рефлексии старших подростков.
Проведённый анализ позволил сделать вывод о том, что родители занимаются воспитанием своих детей, у большинства старших школьников воспитана самостоятельность и инициативность, положительное отношение к школе, учителям и учебной деятельности, привита взаимопомощь членам семьи и, не смотря на занятость, родители стараются найти время для совместных дел с ребенком и поговорить об общих интересах. По мнению родителей, они не только принимают своего ребенка таким, какой он есть, но и уважают его индивидуальность, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности, а также испытывают чувство гордости за ребенка. Однако, существует межличностная дистанция в общении с ребенком, родители проявляют повышенную гиперсоциализацию.
По результатам констатирующего эксперимента была сформирована группа старших школьников из 12 человек, с согласием родителей, в семьях которых методы воспитания и воспитательные установки родителей не достаточно гибкие, взаимоотношения в семье не достаточно теплые на взгляд старших школьников, так же у них повышена тревожность за свою семью, за взаимоотношения внутри семьи и за каждого ее члена, семейная ситуация не вполне благополучная.
Представленная психолого-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений старших школьников, цель, которой коррекция детско-родительских отношений старших школьников, решала следующие задачи: просветить родителей по вопросам взаимоотношения и воспитания старших школьников; научить старших школьников через самопознание и развитие способам улучшения детско-родительских взаимоотношений; сплотить, укрепить детско-родительские отношения и пробудить теплые семейные и дружеские чувства; включала 10 занятий и следующие методы: арт-терапия - работа с рисунком, визуализация образов, составление коллажей; игровая терапия - игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры; упражнения на познание себя; метод личностного роста; беседа; семейные игры и мероприятия; и включала четыре этапа: диагностический, организационно, коррекционный, диагностико- оценивающий.
После коррекционной работы была проведена, повторна диагностика и полученные данные на констатирующем этапе сравнивались с данными на контролирующем этапе формирующего эксперимента психологопедагогической коррекции.
Полученные в исследовании данные, разработанный диагностический комплекс и программа психолого-педагогической коррекции по работе с детско-родительскими отношениями могут быть полезны для практики профессиональной деятельности педагога-психолога.





