Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданско-правовые основы усыновления (удочерения) в Российской Федерации

Работа №162006

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

семейное право

Объем работы49
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………...………
Глава 1. Теоретические основы усыновления (удочерения) в Российской Федерации……
1.1 История зарождения гражданско - правовых основ и развитие института усыновления (удочерения) в Российской Федерации…………………
1.2 Понятия и условия усыновления (удочерения) в российской Федерации…
1.3 Правовое регулирование усыновления (удочерения) в Российской Федерации
Глава 2. Порядок усыновления (удочерения), правовые последствия его усыновления и отмены.…
2.1 Порядок усыновления (удочерения) в Российской Федерации
2.2 Правовые последствия усыновления (удочерения) и его отмены.…………
Глава 3. Проблемы и перспективы развития гражданско-правовых основ усыновления (удочерения)...
3.1 Проблемы правового регулирования усыновления (удочерения) в Российской Федерации...
3.2 Перспективы развития института усыновления (удочерения) в Российской Федерации……………
Заключение……………
Список использованной литературы………..


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации необходим и важен институт усыновления (удочерения), его развитие и правовая защищенность. Необходимость данного института подтверждена историей своего существования, так как все дети должны расти в семье. Семья обеспечивает каждому ребенку своевременное и нормальное развитие, в семье должны полностью соблюдать права и интересы ребенка. Дети, живя со своими родителями, смотрят на взаимоотношения и формируют для себя понимание взаимоотношений в обществе. Семья помогает ребенку приобрести детям взгляды на жизнь и заложить основы поведения в обществе.
В Российской Федерации существуют разные формы устройства детей в семьи, которые остались без попечения родителей: приёмная семья, попечительство, опека и усыновление (удочерение). Последняя форма- усыновление (удочерение) является самой благоприятной для детей , так как ребенок обретает обязанности и права, как и у остальных членов семьи.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ч. 1, ст. 38 материнство и детство находится под опекой государства. Государство выделяет достаточно большие средства на устройство детей без попечителей. В 2024 году в первом квартале количество детей-сирот сократилось на четверть, по сравнению с тем же периодом 2023 года.
Интересы ребенка должны всегда стоять на первом месте, но и необходимо не забывать про интересы усыновителей, которые хотят взять на воспитание сироту.
Развитие правового регулирования усыновления (удочерения) в Российской Федерации позволит не только защитить ребенка и усыновителей с обеих сторон, но и своевременно актуализировать их права и обязанности.
Степень разработанности (изученности) темы исследования – в России изучение данной темы отражено в исследования многих авторов. Наибольший вклад в развитие исследований по моему мнению внесли А.М. Нечаев, А.П. Васильева, Л.Ю. Грудская, М.В. Антольская.
Несмотря на большое количество исследований темы посвящённой анализу усыновления (удочерения) некоторые учёные считают, что в современной научной литературе отсутствует необходимое количество монографических исследований. Отмечается, что практика усыновления (удочерения) в РФ характеризуется своей фрагментарностью и не проработанностью этапов формирования и сопровождения приемных семей.
Цель исследования состоит в исследовании гражданско-правовых основ усыновления (удочерения) в Российской Федерации, выявлении проблем в законодательстве и определении перспективы его совершенствования.
Задачи исследования:
- изучить историю зарождения гражданско-правовых основ и развитие института усыновления(удочерения) в Российской Федерации;
- рассмотреть понятие и условия усыновления (удочерения) в российской Федерации;
- изучить правовое регулирование усыновления (удочерения) в Российской Федерации;
- рассмотреть порядок усыновления (удочерения) по законодательству Российской Федерации
- рассмотреть правовые последствия установления усыновления (удочерения) и его отмены;
- определить проблемы правового регулирования усыновления (удочерения) в Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы развития института усыновления (удочерения) в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования усыновления (удочерения) .
Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие усыновление (удочерение) в РФ.
Методы исследования. В настоящем исследовании был использован системный подход для анализа правового реагирования усыновления (удочерения). Произведен анализ института усыновления, в общем. Для достижения поставленных целей были использованы общенаучные принципы структурного, функционально и сравнительного анализа. Были представлены статистические методы. Результаты исследования предоставлены в виде выводов. Основой для анализа стали статистические и аналитические материалы судебных решений, юридической литературы.
Положения, выносимые на защиту.
1.Суть усыновления (удочерения) состоит в том, что оно является приоритетной формой устройства ребёнка в семью, лишенного попечителя для его воспитания, образования, защиты и содержания. Усыновление (удочерение) вызывает для усыновителей и усыновленного ребенка семейные отношения такие же, как в обычной семье.
2.Если рассматривать усыновление (удочерение) в виде юридического состава. То оно включает в себя обширную группу обстоятельств. Среди них необходимо выделять основные факты и дополнительные. К первым будут относиться волеизъявление лица, который желает усыновить (удочерить) ребёнка, заключение органов опеки и попечительства и решение суда. К дополнительным фактам относятся согласия родителей ребенка на усыновление (удочерение), согласие попечителей или опекунов, приемных родителей, директора учреждений, где находятся дети, оставшиеся без попечителя, согласие супруга или супруги усыновителя. Так же необходимо согласие ребенка, который достиг возраста 10 лет.
Данные юридические факты лежат в основе усыновления (удочерения) и показывают недостаточность дополнительных, так как они имеют такое же важное значение, как и основные. Все юридические факторы влияют на возникновение правоотношений в усыновлении (удочерении) детей.
3.Усыновление (удочерение) в качестве совокупности юридически значимых обстоятельств вызывает семейные правоотношения, которые являются самостоятельными по правовой природе и отличительны от родительских отношений и отношений по воспитанию и содержанию ребенка. Такие отношения можно квалифицировать как «квазиродительские». Итогом усыновления (удочерения) является образование комплекса юридических отношений, в которые входят семейные, гражданские, жилищные, денежные, трудовые, социальные и другие.
4.Предлагается разделить на общие и специальные условия усыновления (удочерения).
Специальными условиями усыновления (удочерения) будут считаться: согласие на усыновление родителей ребенка или лиц, которые их заменяют, супруги или супруга усыновителя, ребенка достигшего возраста 10 лет. Специальные условия являются обязательными в случаях, предусмотренными законом.
Общими условиями будут считаться те, которые необходимы для принятия положительного решения для усыновления (удочерения). К ним будут относиться требования, предъявляемые к усыновленному ребёнку, кандидатам в родители и самим усыновителям.
5.Предлагется допускать решением суда усыновление (удочерение) одного и того же ребёнка, лицами не состоящими в браке, но обязательно исходить из интересов ребёнка.
6. Аннулирование усыновления (удочерения) может быть произведено как в порядке искового производства, так и особого. Исковое производство должно осуществляться при отмене на основании Семейного Кодекса Российской Федерации в п.1 ст.141, а исковое в п. 2с.141 и ст.144.
Структура исследования. Логика и цель исследования определяют структуру магистерской диссертации. Она состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Нормативно-правовая база исследования. В ходе написания данного исследования использовано и проанализировано законодательство, регулирующее усыновление (удочерение) в РФ. Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации , Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №81-ФЗ


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, что усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать отношения между усыновителем и усыновленным, максимально приближенные к отношениям между родителями и их родными детьми. Этот акт влечет за собой возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона.
Усыновители не только фактически, но и юридически замещают родителей при отсутствии временного характера воспитания детей в семье, что характерно для других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это принципиальное отличие усыновления определяет его приоритет перед другими формами устройства детей.
В результате усыновления прекращаются правовые отношения ребенка с кровными родителями и одновременно устанавливается его юридическая связь с лицами, их заменяющими. Таким образом, происходит передача всех личных и имущественных прав от одних лиц другим.
Основным принципом усыновления является обеспечение наилучшей защиты интересов ребенка. Этот критерий является определяющим при оценке кандидатов на усыновление, принятии решения об усыновлении, его отмене и при решении всех других связанных вопросов.
Усыновление – неотъемлемая часть семейного права, имеющая высокую социальную и государственную значимость. Государство, закрепив приоритет семейного воспитания в Семейном кодексе (статья 123), обязано обеспечить его реализацию. Этот приоритет выражается в следующем:
а) Усыновленный ребенок приобретает в лице усыновителей родителей и новую семью, приравниваясь к родным детям усыновителя с точки зрения права.
б) Усыновители обладают полным спектром родительских прав и обязанностей по отношению к ребенку, что позволяет им в большей степени восполнить родительское воспитание.
в) Удовлетворяются материальные интересы ребенка, так как он имеет право на получение содержания от усыновителей и сохраняет право на пенсию и пособия в случае смерти родителей.
г) Процедура усыновления многоступенчатая, предусматривает обязательное соблюдение условий, установленных законом, и осуществляется в судебном порядке. Это позволяет принять взвешенное решение, полностью отвечающее интересам ребенка.
д) Усыновление, как правило, бессрочно, а его отмена возможна только в судебном порядке. Бессрочный характер отношений между усыновителями и усыновленными привносит стабильность в семейные отношения, что также способствует интересам ребенка.
Вместе с тем, наблюдается тенденция к отказу от закрепления принципа секретности в законодательстве и переходу к открытой системе усыновления. Эта тенденция связана с интеграцией западных ценностей в понимание семейных отношений. Наблюдается рост числа российских усыновителей, которые отказываются от анонимности.
Такая политика, опирающаяся на позитивный опыт зарубежных стран и рекомендации специалистов, представляется наиболее обоснованной. Следовательно, целесообразно отменить действие норм ст. 139 Семейного кодекса РФ и ст. 155 Уголовного кодекса РФ.
В современном зарубежном законодательстве наблюдается усложнение процедуры усыновления. Это связано с введением дополнительных гарантий для защиты прав усыновленных детей и усыновителей, таких как совместное проживание до усыновления и расширение круга лиц, дающих согласие на усыновление.
Однако, все юридические меры по совершенствованию процедур усыновления будут неэффективны без активной позиции со стороны потенциальных усыновителей. Поэтому изменение общественного мнения об усыновлении является одним из важнейших шагов для развития института усыновления и сокращения числа детей в государственных учреждениях. Необходимо информировать общественность о детях, оставшихся без попечения родителей, о возможностях стать усыновителем и повышать престиж усыновлении.
Одним из эффективных способов повышения престижа и доступности усыновления является проведение телепередач на эту тему. В настоящее время существуют рубрики в некоторых телепрограммах, посвященные усыновлению, но их содержание сводится к демонстрации конкретных детей, нуждающихся в семье.
Более эффективно было бы проводить программы, посвященные жизни усыновителей. Такие передачи могли бы дать возможность усыновителям поделиться своим опытом, рассказать о проблемах и трудностях, с которыми они сталкиваются, а также о радостях и достижениях. Это позволило бы потенциальным усыновителям получить ценную информацию из первых рук, а состоявшимся усыновителям – найти поддержку и полезные советы.
Регулярное освещение этой темы в СМИ способствовало бы нормализации института усыновления, развеиванию мифов и стереотипов, и сделало бы его более доступным для всех заинтересованных лиц. В контексте стремительного развития информационных технологий, Интернет становится одним из самых эффективных инструментов для органов опеки и попечительства в распространении информации об усыновлении.
В настоящий момент большинство региональных операторов федерального банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют собственные сайты с фотографиями и краткими сведениями о детях, нуждающихся в устройстве. Однако, такие сайты статичны, не соответствуют современным требованиям и не реализуют весь потенциал, который доступен сегодня. Они скорее служат площадкой для размещения информации, чем инструментом активного взаимодействия.
Более целесообразным было бы создание интерактивных платформ, которые позволили бы заинтересованным сторонам общаться друг с другом и с органами опеки и попечительства. Это могло бы включать в себя форумы для общения усыновителей, публикации полезных статей и рекомендаций, а также возможность получения онлайн-консультаций.
Все эти меры направлены на повышение доступности информации об усыновлении, увеличение его престижа и, как следствие, рост числа усыновителей и усыновленных детей. Внедрение информационных технологий позволит эффективно привлекать потенциальных усыновителей и оказывать реальную поддержку уже состоявшимся семьям.
Что касается организационной стороны усыновления, то зарубежный опыт показывает, что в ряде стран существуют специализированные судебные органы по рассмотрению дел об усыновлении. Например, в Германии такие дела рассматривает опекунский суд.
Создание специализированных судов является не только передовой практикой, но и требованием международных соглашений, таких как "Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (Пекинские правила).
В России вопрос о создании специализированных семейных судов обсуждается уже давно, однако, на сегодняшний день это представляется достаточно отдаленной перспективой. Более реалистичным выглядит введение специальной семейно-правовой квалификации для судей и создание специализированных судебных составов. Важным шагом в этом направлении стало создание при Верховном Суде РФ в 2019 году судебного состава по семейным делам и делам о защите прав детей.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 01.10.2024 г.// Собрание законодательства Российской Федерации.- 2024.- №4.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51–ФЗ: по сост. на 01 октября 2024 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ// Собрание законодательства РФ.-2002.-№46.-ст.4535 по сост. на 01.10.2024.
5. Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.2012.-№53-Ст.7597 по сост. на 01.10.2024
6. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. От 02.12.2019) «О государственных пособиях граждан, имеющих детей №// Собрание законодательства РФ. 1995 №21, ст. 1929
7. Федеральный закон от 24.07.1998 «124- ФЗ по сост. на 01.10.2024 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Российская газета.№ 147. 1998.
8. Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ по сост. на 01.10.2024 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»//Российская газета. №78. 2001
9. Федеральный закон от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собр. законодательства РФ – 1997. – №47. – Ст.5340
10. Постановление Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел усыновления (удочерения) детей».//Рос. Газета.-2006.-3 июня.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»// Собрание законодательства РФ.-2000.-№15.-Ст.1590 по сост. на 01.10.2024
12. Приказ Минобрнауки России от 17.02.2015 №101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»//htt://www.pravo.gov.ru.-2015.-№36498
13. Указ Президента РФ от 14.09.1995 №942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в российской федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)»// российская газета.№182.1995
14. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей. (ред. от 17.12.2013)
15. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для ССР 15.09.1990)// Ведомости СНД и ВС СССР.1991.№26, ст.497
16. Батурина Н.И. Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву: автореф.дисс. канд.юрид.наук / Н.И. Батурина. – Волгоград, 2005
17. Бородич К.Ю. Усыновление детей- граждан России иностранными гражданами: автороеф. дисс. канд.юрид.наук/К.Ю. Бородич.-М.:2005
18. Грейдин, О. И. Тенденции и перспективы развития российского законодательства в сфере усыновления и его отмены / О. И. Грейдин, А. И. Жуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92392/ (дата обращения: 22.11.2024).
19. Гонгало Б.М., Крашенников П.В., Михеева Л.Ю. Семейное право/ под. ред. П.В. Крашенникова – М.: Статус, 2016.
20. Гойхбарг А.Г. Сравнительное семейное право / А.Г. Гойхбарг. – М.: НКЮ РСФСР, 1925.
21. Древаль Л.Н., Гордиевская М.Н. Институт усыновления некоторые вопросы правоприменения // Вестник Дальневосточного юридического института МВД росии. 2020. №4. С. 1236-131
22. Дэма О. К. В. Особенности нормативно-правовой базы усыновления (удочерения) детей / О. К. В. Дэма // Лучшая исследовательская статья 2022: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурс.- 2022.
23. Мананкова Р.П., Липовских Н.В. Правовая природа тайны усыновления // Вестник Томского государственного университета – 2017. – №26. – С.122
24. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч.2. / Д.И. Мейер. – М.: Статут. 1997.
25. Терещенко Е.Э. Усыновление как одна из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье: автореф. дисс. канд. юрид. Наук/Е.Э. Терещенко.-М.:2003.-с.7
26. Садеева Г.М. Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика применения: автореф.дисс.канд.наук/ Г.М. Садеева.-Казань,2015


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ