Введение 5
1 Теоретические аспекты налогового мониторинга 8
1.1 Концепция функции мониторинга 8
1.2 Формирование информационной базы мониторинга налоговых платежей 15
1.3 Использование результатов налогового мониторинга при подготовке проведения выездных налоговых проверок 20
2 Экономический анализ деятельности ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ИФНС 28
2.2 Организация работы ИНФС по мониторингу налоговых платежей 35
2.3 Оценка результативности контрольных мероприятий 44
2.4 Направления совершенствования системного мониторинга налоговых платежей 51
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 65
Согласно Бюджетному Посланию Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 гг. налоговая система России ставит перед собой основную цель - совершенствование налогового администрирования. Актуальность данной проблемы обусловлена увеличением масштаба уклонения от уплаты налогов особенно в период нестабильной экономической обстановки, когда перед налоговыми органами стоит задача найти такие способы взаимодействия с налогоплательщиками, которые повысят поступления налоговых платежей в бюджет. Одним из таких способов решения проблемы является системный мониторинг налоговых платежей.
Новый режим налогового контроля очень актуален в силу того, что одной из основных задач налогового планирования и прогнозирования является оптимизация налоговых платежей, так для проведения качественного и полноценного анализа налоговой политики необходим налоговый мониторинг, который позволит избежать недочетов в налоговом планировании и благоприятно сказывается на финансовой деятельности, предотвратив появление налоговых рисков.
Институт налогового мониторинга на сегодняшний день получил наибольшую известность. Содержание данной формы налогового контроля заключается в предоставлении налоговому органу доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и контроль налоговым органом в режиме реального времени за исполнением налогоплательщиком налоговых обязанностей.
Государство способно в полной мере реализовывать свою налоговую политику только когда налогоплательщики понимают всю важность уплаты налогов для общества и заинтересованы их платить. Продолжительное время в налоговой системе РФ основное место занимал налоговый контроль, основанный на полной проверке документов, которая сопровождалась комплексом карательных мер в виде санкций за нарушение налогового законодательства. На формирование негативного отношения налогоплательщиков к уплате налогов сильно повлиял характер тотального налогового контроля, целью которого являлся пополнение бюджета любой ценой.
Актуальность работы заключается в том, что в связи с доминированием принципа власти и подчинённости в налоговом администрировании налоговый контроль в целом являлся неэффективным и государство было вынуждено искать новые пути взаимодействия с налогоплательщиками. Возникла насущная необходимость внедрения новых эффективных форм налогового контроля, которые могли бы позволить:
— своевременно и полно обеспечивать формирование доходной части бюджета, при этом, не ущемляя права и платёжеспособность налогоплательщика непомерными налоговыми санкциями;
— свести к минимуму расходы государства на проведение налоговых проверок;
— повысить доверие налогоплательщиков к налоговому администрированию.
Научное исследование и разработка гармонизированного системного мониторинга в деятельности налоговых органов является своевременным и значимым для теории и практики налогового контроля и обуславливают актуальность темы бакалаврской работы.
Объективная необходимость и актуальность обеспечения рациональной организации системного мониторинга налоговых платежей на базе достоверной учетной информации как инструмента организации и осуществления налогового контроля предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной работы является изучение концепции мониторинга и информационной базы мониторинга налоговых поступлений, изучение организации работы ИФНС и ее анализ, разработка направлений совершенствования системного мониторинга налоговых платежей, которые обеспечивают организацию и осуществление эффективного налогового контроля....
В кризисных условиях особую роль приобретает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации и соблюдением гражданского и налогового законодательства. Выполнение требований действующего законодательства государства, своевременная уплата бюджетных и внебюджетных платежей - основные задачи, решаемые Правительством Российской Федерации на данном этапе социально-экономического развития страны. Важнейшую роль в выполнении этих задач играет проведение надлежащего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Развитие системы финансового контроля невозможно без совершенствования финансового, налогового и гражданского законодательств. По моему мнению, введение налогового мониторинга оказывает положительное влияние на налоговую систему в целом и на налоговые взаимоотношения, как на элемент налоговой системы в частности.
Так, Шамсиева М.В. - кандидат экономических наук и автор научной работы, считает, что положительные результаты налогового мониторинга могут состоять в следующем: «повышение прогнозируемости поступления налогов во все уровни бюджетной системы; своевременное выявление пробелов и коллизий в налоговом законодательстве; снижение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек, связанных с сокращением числа налоговых споров; повышение прозрачности в деятельности российских компаний и их соответствие международным стандартам ведения бухгалтерской и налоговой отчетности» [23, с. 110].
По мнению Сидельникова А.Р. и Саркисяна Э.П., главным преимуществом налогового мониторинга перед камеральной и выездной проверкой является открытое и оперативное решение спорных налоговых вопросов с налоговыми органами.
По мнению Батыршиной А.Ф., в ходе налогового мониторинга могут проявиться такие недостатки как: в процессе налогового мониторинга нет возможности приостановления срока проверки; предусматривается начисление штрафов при предоставлении неполной информации; налоговый орган не предоставляет мотивированное мнение по контролируемым сделкам, т.е. этот контроль находится за пределами налогового мониторинга. Использование дифференцированных инструментов налогового контроля в парадигме налоговой системы России позволяет налогоплательщикам и налоговым органам выстраивать более гибкое взаимодействие по вопросам налогового планирования и обеспечить соблюдение интересов всех участников налоговых правоотношений [12, с. 526].
Для многих организаций подготовка к требуемому для вступления в налоговый мониторинг уровню открытости и качества внутреннего контроля может занять существенные время и средства. Однако, долгосрочные преимущества работы в таком режиме, скорее всего, перевесят требуемые инвестиции в подготовку. Становится ясно, что эта форма контроля гораздо эффективнее выездных налоговых проверок, качество которых, в том числе из- за огромного объема документов, вряд ли можно назвать удовлетворяющим все стороны взаимоотношений. Изменения, несомненно, позитивные для бизнеса, поскольку позволяют добросовестным налогоплательщикам, которые потратили значительные усилия и средства на построение эффективной системы контроля и обеспечение высокого качества своей налоговой отчетности, получить за это реальную выгоду.
Для обеспечения результативности системного мониторинга налоговых платежей в целом необходима достоверная учетная информация о суммах налогов и сборов у налогоплательщиков, а также суммах затрат на выполнение контрольных мероприятий органов налогового администрирования.
Не вызывает сомнений тот факт, что назрели объективные предпосылки переориентации сложившейся практики учетно-аналитической работы и проведения налоговых проверок на обеспечение их результативности посредством внедрения гармонизированного системного мониторинга налоговых платежей....
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 462-ФЗ)
2. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 01.05.2016 N 130-ФЗ
3. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
4. Приказ ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-715/184@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним" (вместе с "Требованиями к регламенту информационного взаимодействия", "Требованиями к составлению мотивированного мнения налогового органа") (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2015 N 37353)
5. Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы
6. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 332 с.
7. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение.2-е изд., перераб. и доп. Москва: Эксмо, 2015. 480 с.
8. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2_е изд., перераб. и доп. М., 2013. 71 с.
9. Налоговые проверки: книга для налогоплательщика и налоговика / В.Б. Доброхотова, А.В. Лобанов. М.: Междунар. центр финансово-экон. развития, 2014. 415 с.
10. Алехин С.Н., Шаухина А.М. О новой форме налогового контроля - налоговый мониторинг // Вестник Тульского филиала финуниверситета, 2015. №1. С. 11-12.
11. Бабурин А., Грызенкова Ю. Технология управленческого мониторинга // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2013, № 8. С. 24-29.
12. Батыршина А.Ф. Налоговый мониторинг // Молодой ученый. 2015. №9. C. 526-528.
13. Брызгалин А.В., Головин А.Н. Понятие и правовые принципы налогового контроля // Налоги и финансовое право. 2014. №5. С. 108-114.
14. Васюченкова Л.В. О налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля // Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации. Спб: Эйдос, 2015. С. 293-297.
15. Воронов А.А. Мониторинг как перспективная форма налогового контроля // Вестник финансового университета, 2016. №2. С. 145-149....(32)