Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение пониманию особенностей художественного языка в процессе работы над батиком на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Работа №161985

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения пониманию особенностей художественного языка на уроках изобразительного искусства
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения пониманию
художественного языка на уроках изобразительного искусства
в 5 классе 6
1.2. История русского декоративно-прикладного искусства 13
1.3. Виды батика 17
Глава II. Методические основы обучения пониманию особенностей художественного языка в процессе работы над батиком в 5 классе
2.1. Сравнительный анализ учебных программ по изобразительному
искусству 22
2.2. Анализ полученный в результате экспериментальной работы 24
2.3. Методические рекомендации по обучению пониманию
особенностей художественного языка в процессе работы над батиком на занятиях по декоративно-прикладному искусству 30
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42

Главной целью школьного образования является развитие обучающегося как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний, но и необходимыми в дальнейшей жизни умениями и навыками.
Формирование навыков в процессе обучения ребёнка на уроках изобразительного искусства в основной школе играет большую роль в его дальнейшей социализации, будущей профессии. В какой не было сфере он найдёт применение своим умениям, ведь только благодаря урокам изобразительного искусства ребенок способен развивать глазомер, определение и различие разных цветов, ритмика рук, понятие традиций любого народа, а вместе с этим и историю.
Кроме того, знакомство с декоративно-прикладным искусством способствует приобщению школьников к общечеловеческим духовным ценностям, формированию творческого отношения к действительности, знакомит с традициями того или иного народа, приобщая его к уважению своему, а так же этических познаний в этой области. Помогает так же понять важность этого искусства в нашем мире и какое значение несло в прошлом.
В наше время батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он прочно вошёл в быт человека, находит применение в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно, обшивки диванов и т.д.
Прекрасно сочетаясь с разными стилистическими и цветовыми решениями, батик широко используется в дизайне интерьеров. Следует отметить, что он позволяет создавать эксклюзивные ткани, что доказали не мало специалистов и модельеров нашего времени. Мода широко пользуется познаниями декоративного искусства, позволяя выводить его на одно из первых мест.
Все это входит в актуальность нашей темы.
Цель исследования: разработать методические рекомендации и дидактические пособия для уроков изобразительного искусства по обучению пониманию особенностей художественного языка в процессе работы над батиком на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Объект исследования: методика обучения пониманию особенностей художественного языка в процессе работы над батиком на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования: приёмы обучения пониманию особенностей художественного языка в процессе работы над батиком на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования
2) Провести экспериментальное исследование по выбранной теме
3) Выполнить творческий проект
4) Разработать методические рекомендации по обучению пониманию особенностей художественного языка в процессе работы над батиком на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследований: разработать дидактические пособия, чтобы способствовали обучению понимания художественного языка.
Методы исследования:
- анализ искусствоведческой, психолого-педагогической и методи-ческой литературы,
- наблюдение художественной деятельности учащихся,
- анализ творческих работ учащихся,
- педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования явились труды ведущих отечественных педагогов, психологов и методистов: Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Л.С. Омаровой, Н.Н. , Шпикаловой Т. Я.
Практическая значимость данной работы является выявление дидактических способностей и методических рекомендаций для студентов- практикантов.
База исследования: МБОУ СОШ №20 г. Пензы.
Структура работы: рукопись включает введение, две главы,
заключение, список литературы и приложения. Составной частью выпускной квалификационной работы является творческая работа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было обобщить и систематизировать теоретический материал, определить методы и приемы обучения школьников пониманию особенностей художественного языка декоративно-прикладного искусства в процессе работы над батиком.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством формирования художественного языка школьников. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоций, которые постепенно переходят в чувства понимания прекрасного, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Опираясь на знания основ композиции и следуя методическим рекомендациям данного открываются новые возможности для решения художественных задач, для развития творческого мышления и воображения учащихся в изобразительной деятельности.
В данной курсовой работе мы показали, что изучение техники холодного батика на сегодняшний день является одним из средств формирования художественного языка учащихся, эстетического воспитания, развития изобразительных навыков.
Изобразительная деятельность школьников учит их преодолевать трудности, проявлять творческие способности, овладевать изобразительными навыками. У учащихся возникает интерес к изобразительной деятельности, постепенно появляются мотивы творчества - желание получить высокий результат, создать выразительный художественный образ, художественное произведение.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии произведений искусства, включает различные составляющие элементы: чувство гармонии и цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для формирования художественного языка учащихся и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в собственных работах.
Нами была предложена методическая последовательность работы с учащимися среднего школьного возраста и система творческих заданий по обучению школьников работе в технике батика.
Исследование современных школьных программ по изобразительному искусству выявило, что наиболее разработана тема в программе Б.М. Неменского. По программе созданы учебники, предлагающие прекрасный иллюстративный материал и пояснительный текст.
В ходе выпускной квалификационной работы был проведён констатирующий эксперимент, все задания которого были построены с учётом знаний пятиклассников, полученных в начальной школе. Для обучения учащихся технике холодного батика были разработаны методические рекомендации, технологическая карта урока и выполнен творческий проект «Жар-Птица». Таким образом, сделанные выводы позволяют считать, что цель исследования достигнута, задач решены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический
проект: АльмаМатер, 2005. - 672 с.
2. Арнхейм, Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 327 с.
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60 с.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С.5-9.
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех
специальностей пед. вузов / под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. - (Образование XXI века)
6. Давыдов С.Г. Батик. Техника, Приемы. Изделия. - М.: АСТ-Пресс книга, 2006. - 184 с.
7. Дворкина И.А. Горячий, холодный, узелковый батик. - М.: Радуга, 2008. - 240 с.
8. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.
9. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: «Владос», 2006. - 349 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
11. История русского искусства / Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова. - М.: Изобразительное искусство, 1987 - 400 с
12. Кант И. Сочинения по эстетике: критика способности суждения / Под общ. Ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойдермана. - М.: Эксмо. 2010. - 512 с.
13. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др.; под ред. В.В. Керова. - М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 846 с.
14. Кузин B.C. -Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 3-е изд. - М.1998.-334 с
15. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов пединститутов. - М: Просвещение, 1997. - 124 с.
...
41 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ