«РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ В ШКОЛЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ 7
1.1. Дидактические принципы обучения и их реализация с помощью
видеоматериалов 7
1.2. Методические требования, предъявляемые к использованию
учебных видеоматериалов на современном уроке 13
1.3. Специфические возможности учебных видеоматериалов 19
ГЛАВА II. ПРОГРАММНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВИДЕОМОНТАЖА 24
2.1. Обзор средств видеомонтажа, их преимуществ и недостатков .... 24
2.2. Основные инструменты видеомонтажа на примере Sony Vegas
Pro 13 27
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКИХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ 37
3.1. Концепция виртуальной учебной видеоэкскурсии 37
3.2. Обзор приёмов видеосъёмки и видеомонтажа для создания
учебных мини-видеоэкскурсий по физике 39
3.3. Обзорная видеоэкскурсия по залам занимательной физики и
астрономии 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ 7
1.1. Дидактические принципы обучения и их реализация с помощью
видеоматериалов 7
1.2. Методические требования, предъявляемые к использованию
учебных видеоматериалов на современном уроке 13
1.3. Специфические возможности учебных видеоматериалов 19
ГЛАВА II. ПРОГРАММНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВИДЕОМОНТАЖА 24
2.1. Обзор средств видеомонтажа, их преимуществ и недостатков .... 24
2.2. Основные инструменты видеомонтажа на примере Sony Vegas
Pro 13 27
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКИХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ 37
3.1. Концепция виртуальной учебной видеоэкскурсии 37
3.2. Обзор приёмов видеосъёмки и видеомонтажа для создания
учебных мини-видеоэкскурсий по физике 39
3.3. Обзорная видеоэкскурсия по залам занимательной физики и
астрономии 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Вследствие бурного роста уровня научно-технических достижений человечества привычный для нас окружающий мир стремительно меняется, причём со всё возрастающей скоростью. Одновременно с этим процессом уходят в прошлое и многие некогда центральные способы получения человеком информации, их место занимают новые аналоги. К традиционным газетам, фильмам и наружной рекламе прибавилось множество визуальных источников, воздействующих на сознание с экранов компьютеров, планшетов, смартфонов, информационных табло, банкоматов, терминалов и прочих мультимедийных устройств. Современный человек погружён в информационную сеть, передвигается от одного канала информации к другому, считывает её с разных носителей. Визуальность играет ведущую роль в восприятии этой информационной сети, где сознание запрограммировано на постоянное схватывание, переработку и ередачу разнообразной информации.
Обозначенные перемены сказываются без исключения на всех сферах деятельности человека, в том числе и на образовании. Задача современного учителя здесь сводится не к тому, чтобы противостоять изменениям в классическом учебном процессе путём ограничения внедрения инновационных подходов с целью сделать его архаичным и единообразным, а к тому, чтобы идти в ногу со временем и постоянно совершенствовать методы передачи информации, основываясь на возможностях актуальных технических средств.
Умение добывать новые знания и использовать их в собственной деятельности свойственно не только обучающимся, но и педагогам, так как образование - процесс непрерывный, и продолжается он на протяжении всей жизни человека. Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский писал: «Учитель лишь до тех пор остаётся учителем, пока сам учится. Как только он перестаёт учиться, он перестаёт быть учителем».
Для обогащения учебного процесса, придания ему новизны, разнообразия и наглядности, педагог может воспользоваться возможностями такого средства передачи информации, как видео. Популярность этой электронной технологии формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанной на принципах телевидения, в современном мире сложно переоценить, особенно в среде подрастающего поколения. Охват всего потенциала видеороликов позволит учителю не только привлечь внимание обучающихся, «уставших» от теоретических знаний, но и значительно расширить их представление о том или ином объекте или явлении.
Особенно актуально применение учебных видеоматериалов при изучении естественных наук об окружающем мире, где визуальное наблюдение играет едва ли не решающую роль в процессе анализа, понимания и запоминания предлагаемого педагогом материала. Так, при обучении физике - науке, изучающей простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и законы движения объектов материального мира, - перед учителем возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью демонстрационных возможностей классических методов, таких как физический эксперимент, лабораторная работа или схематичное изображение того или иного процесса. Динамическое изображение, сопровождаемое звуковой дорожкой, многократно усиливает наглядную составляющую занятия, будь то обычный школьный урок, обзорная экскурсия или же любая иная форма обучения .
Дидактическую силу видеозаписи в учебном процессе отечественные педагоги раскрыли ещё в советское время. Так, в 30-е годы XX века по заказу Народного комиссариата просвещения РСФСР в нынешних Москве и Санкт- Петербурге были созданы Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм») и Ленинградская студия научнопопулярных и учебных фильмов («Леннаучифильм») (см. рис. 1).
...
Обозначенные перемены сказываются без исключения на всех сферах деятельности человека, в том числе и на образовании. Задача современного учителя здесь сводится не к тому, чтобы противостоять изменениям в классическом учебном процессе путём ограничения внедрения инновационных подходов с целью сделать его архаичным и единообразным, а к тому, чтобы идти в ногу со временем и постоянно совершенствовать методы передачи информации, основываясь на возможностях актуальных технических средств.
Умение добывать новые знания и использовать их в собственной деятельности свойственно не только обучающимся, но и педагогам, так как образование - процесс непрерывный, и продолжается он на протяжении всей жизни человека. Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский писал: «Учитель лишь до тех пор остаётся учителем, пока сам учится. Как только он перестаёт учиться, он перестаёт быть учителем».
Для обогащения учебного процесса, придания ему новизны, разнообразия и наглядности, педагог может воспользоваться возможностями такого средства передачи информации, как видео. Популярность этой электронной технологии формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанной на принципах телевидения, в современном мире сложно переоценить, особенно в среде подрастающего поколения. Охват всего потенциала видеороликов позволит учителю не только привлечь внимание обучающихся, «уставших» от теоретических знаний, но и значительно расширить их представление о том или ином объекте или явлении.
Особенно актуально применение учебных видеоматериалов при изучении естественных наук об окружающем мире, где визуальное наблюдение играет едва ли не решающую роль в процессе анализа, понимания и запоминания предлагаемого педагогом материала. Так, при обучении физике - науке, изучающей простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и законы движения объектов материального мира, - перед учителем возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью демонстрационных возможностей классических методов, таких как физический эксперимент, лабораторная работа или схематичное изображение того или иного процесса. Динамическое изображение, сопровождаемое звуковой дорожкой, многократно усиливает наглядную составляющую занятия, будь то обычный школьный урок, обзорная экскурсия или же любая иная форма обучения .
Дидактическую силу видеозаписи в учебном процессе отечественные педагоги раскрыли ещё в советское время. Так, в 30-е годы XX века по заказу Народного комиссариата просвещения РСФСР в нынешних Москве и Санкт- Петербурге были созданы Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм») и Ленинградская студия научнопопулярных и учебных фильмов («Леннаучифильм») (см. рис. 1).
...
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи, а именно:
• сделан обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
• выявлены методические особенности использования учебных видеоматериалов по физике и астрономии в школе;
• определён перечень программ для видеомонтажа, которые могут быть использованы учителем физики и астрономии в его педагогической деятельности; проведён их сравнительный анализ, выделена оптимальная для использования программа, составлена инструкция по работе с ней;
• описан алгоритм создания авторских видеоматериалов по физике и астрономии на примере видеоэкскурсий.
Популяризация науки - одна из важнейших задач педагога в образовательном процессе. Она может решаться различным образом, в том числе и посредством интернет-взаимодействия с обучающимися через мобильные устройства (смартфоны, планшеты и т п.), без которых уже трудно представить себе современное поколение школьников. Конечно, о вредном воздействии гаджетов хорошо известно, но, несомненно, будет лучше, если эти устройства будут использоваться в образовательных целях, чем на бессмысленное и даже негативное времяпрепровождение. В этом смысле образовательный видеоконтент послужит хорошей альтернативой спам-информации.
В заключение отметим, что описанные в магистерской диссертации экспонаты с присвоенными им QR-кодами выставлены в Музее занимательных наук Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Концепция видеоэкскурсии доказала свою эффективность на практике - коды регулярно привлекают внимание посетителей. Обзорная видеоэкскурсия по занимательным залам музея демонстрируется абитуриентам, подающим документы в приёмную комиссию ПГУ, для их привлечения на факультет физико-математических и естественных наук.
В процессе работы над магистерской диссертацией по материалам исследования было опубликовано две статьи в изданиях РИНЦ. Проект на тему «Интерактивные реальные и виртуальные экскурсионные маршруты как инновационная форма организации образовательной деятельности по физике и астрономии на базе «Музея занимательных наук» Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета» удостоен ректорского гранта в 2021 году.
• сделан обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
• выявлены методические особенности использования учебных видеоматериалов по физике и астрономии в школе;
• определён перечень программ для видеомонтажа, которые могут быть использованы учителем физики и астрономии в его педагогической деятельности; проведён их сравнительный анализ, выделена оптимальная для использования программа, составлена инструкция по работе с ней;
• описан алгоритм создания авторских видеоматериалов по физике и астрономии на примере видеоэкскурсий.
Популяризация науки - одна из важнейших задач педагога в образовательном процессе. Она может решаться различным образом, в том числе и посредством интернет-взаимодействия с обучающимися через мобильные устройства (смартфоны, планшеты и т п.), без которых уже трудно представить себе современное поколение школьников. Конечно, о вредном воздействии гаджетов хорошо известно, но, несомненно, будет лучше, если эти устройства будут использоваться в образовательных целях, чем на бессмысленное и даже негативное времяпрепровождение. В этом смысле образовательный видеоконтент послужит хорошей альтернативой спам-информации.
В заключение отметим, что описанные в магистерской диссертации экспонаты с присвоенными им QR-кодами выставлены в Музее занимательных наук Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. Концепция видеоэкскурсии доказала свою эффективность на практике - коды регулярно привлекают внимание посетителей. Обзорная видеоэкскурсия по занимательным залам музея демонстрируется абитуриентам, подающим документы в приёмную комиссию ПГУ, для их привлечения на факультет физико-математических и естественных наук.
В процессе работы над магистерской диссертацией по материалам исследования было опубликовано две статьи в изданиях РИНЦ. Проект на тему «Интерактивные реальные и виртуальные экскурсионные маршруты как инновационная форма организации образовательной деятельности по физике и астрономии на базе «Музея занимательных наук» Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета» удостоен ректорского гранта в 2021 году.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2022 - КОМПЛЕКС ВИДЕОРОЛИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОХОСТИНГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ОБЪЯСНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





