Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Коммуникативные особенности подростков. Основные трудности в
коммуникативной деятельности 6
1.2. Понятие эмпатии и ее формирование 25
1.3. Влияние условий проживания в детском доме на формирование
личности подростка 33
Выводы по 1 главе 51
Глава 2. Эмпирическое исследование связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома
2.1. Описание процедуры и методов исследования 53
2.2. Анализ результатов диагностики эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского
дома 60
2.3. Изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома 71
Выводы 78
Заключение 81
Список используемых источников 82
Приложение 88
Забота о личности ребенка, особенно подростка, его развитии и социализации - основная задача современного общества. Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальную проблему современной психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома.
Изучению специфики развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящено большое количество исследований (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская,
Л.И. Авдеева). Изучены и показаны сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова). Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, жесткие режимные требования) описаны Г.В. Семьей, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульгой. Рассмотрены факторы, влияющие на личностное развитие воспитанников детского дома: родительская депривация (Т.Н. Счастная, Е.Т. Соколова), нарушение привязанностей (Дж. Боулби), отсутствие психологической защищенности (Г.В. Семья). Такие особенности личности детей-сирот, как замедленный темп психического развития, трудности во взаимоотношениях, поверхностность чувств, повышенная тревожность, конфликтность, эгоцентризм, трудности в усвоении учебного материала описаны в работах Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги.
Несмотря на это, анализ психологических исследований показывает, что психологические особенности личности младших подростков, воспитанников детского дома, изучены недостаточно.
В подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении, чем в другие периоды. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире. Оно оказывает огромное влияние на становление личности подростка. Общение - это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. При этом в систему отношений к другим людям включена эмпатия, как эмоциональная составляющая коммуникативных способностей. В основе развития эмпатии, усвоения нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребенка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями. В связи с этим, можно отметить, что подростки-сироты лишены этой возможности, и этот факт может сказаться на формировании их коммуникативных способностей. Следовательно, особое значение приобретает проблема исследования связи эмпатии и коммуникативных особенностей у воспитанников детского дома.
Цель исследования - изучение связи эмпатии и коммуникативных особенностей у младших подростков, воспитанников детского дома, для использования полученных данных в консультативной практике педагога- психолога по вопросам развития подростков в детских домах и школах- интернатах и для разработки модели психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Объектом исследования являются социально-психологические характеристики личности подростков, воспитанников детского дома.
Предмет исследования - связь эмпатии и коммуникативных особенностей подростков, воспитанников детского дома.
Гипотеза исследования: существует связь между некоторыми показателями эмпатии и коммуникативными особенностями подростков, воспитанников детского дома.
...
Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой актуальную проблему современной психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома. Кроме того, анализ различных исследований показывает, что у большинства детей, воспитывающихся в детском доме, имеются различные нарушения, у них проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, однако совместной деятельности, внеситуативному общению, беседе с взрослыми они предпочитают непосредственный физический контакт. Для них также характерны отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. Особое значение данные проблемы приобретают в подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится общение. Именно поэтому важно изучать данную проблему.
Полученные в исследовании данные о связи коммуникативных особенностей и эмпатии расширяют и углубляют современные представления об особенностях воспитания младших подростков. Проведенное исследование позволяет построить адекватную модель психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома. Выявленная связь эмпатии и коммуникативных особенностей младших подростков может учитываться в диагностической и психокоррекционной работе психологической службы школ, детских домов и школ-интернатов. Также результаты исследования позволяют сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и воспитателей детского дома по работе с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
...
1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Аст-Пресс, 1997. - 102 с.
2. Аналитический материал о негосударственных образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. - 1999. - № 8. - С. 25.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс,
1. - 368 с.
4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-Пресс, 1999. - 429 с.
5. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. - М.: МГУ, 1982. - 230 с.
6. Беляева Л.А., Гриднева Т.Г. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - №11 (126). - С. 192-197.
7. Бенкевич О.Н. Это горькое слово приют // Хибинский вестник 28 мая,1999.
8. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс,
1. - 420 с.
9. Битянова М.Н. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
10. Битянова М.Р. Социальная психология. - [Электронный ресурс] - http://psychlib.ru/mgppu/Bsp-2001/Bsp-576.htm
11. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная
психологическая академия, 1995. - 328 с.
12. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996. - 256 с.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 399 с.
14. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 1968. - 287 с.
15. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Издательский центр «Академия»,
2. -325 с.
... всего 67 источников