Введение 4
Глава.1. Теоретическое исследование проблемы ценностно¬
мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей
1.1. Проблема мотивации в психологии 6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 18
1.3. Неблагополучная семья в психолого-педагогической
литературе 25
1.4. Типичные ошибки в стиле семейного воспитания, характерные для
неблагополучных семей 29
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностно-мотивационной сферы подростков 36
2.1. Описание выборки и методик исследования 36
2.2. Анализ полученных данных 41
2.3. Рекомендации по организации работы с подростками из неблагополучных семей 60
Выводы к главе 2 64
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложение
В настоящее время среди исследований наблюдается интерес к проблемам неблагополучных семей. В данный момент таких семей очень много. В неблагополучных семьях растут дети, которые по большому счёту становятся на неверный жизненный путь.
Проблема неблагополучных семей - это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Пристальный интерес к семье вызван и рядом других обстоятельств: ухудшение демографической ситуации в стране, усложнении воспитательных задач и ростом числа детей с отклоняющимся поведением. Дети из неблагополучных семей очень рано становятся самостоятельными, а это ведёт к ранней наркомании, токсикомании, к ранним сексуальным связям. Понятно, что эти дети живут совсем другими потребностями, у них образуются свои ценности, совершенно не похожие на ценности и мотивы детей из обычных семей.
Проблема мотивов и ценностей всегда была актуальной, т.к. ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент сферы личности потому, что определяют ее поведение и отношение к окружающему миру. Ценности выступают как мотив деятельности и поведения, или ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру. Поэтому ценности определяют цель деятельности и поведения человека. Они помогают найти в реальной жизни и привлекающие и отталкивающие стороны и строить свою целенаправленную деятельность с учетом познанного и ожидаемого. А в неблагополучных семьях дети предоставлены сами себе, родители не обращают внимание на деятельность и поведение своего ребенка. Таким образом, при изучении ценностно-мотивационной сферы таких подростков можно скорректировать и изменить их поведение, образ жизни.
Эта проблема глубоко изучена у подростков, менее же изученной является проблема мотивов и ценностей у подростков из неблагоприятных семей. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии.
Проблемы ценностных ориентаций подростков были предметом исследования целого ряда ученых: К.А. Абульхановой - Славской, Л.И. Анцыферовой, И.В. Бестужева - Лады, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.Е. Семенова, Д.И. Фельдштейна, В.И. Чупрова, Е.В. Шороховой, В.Н. Ядова и других.
Цель: изучение ценностно-мотивационной сферы старших подростков из неблагополучных семей для разработки рекомендаций по организации воспитательной работы с ними.
Объект: ценностно-мотивационная сфера подростков.
Предмет: особенности ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза: у подростков из неблагополучных семей в отличие от подростков из благополучных семей будут преобладать ценности, связанные с материальным благополучием и социальным престижем.
Задачи:
1. Изучить психологическую литературу по проблемам воспитания и влияния неблагополучной семьи на развитие ребёнка.
2. Теоретически проанализировать проблему влияния стиля семейного воспитания на образование ценностей и мотивов подростков.
3. Уточнить понятие «неблагополучная семья», выделить ошибки в стиле воспитания, характерных для неблагополучных семей.
4. Изучить особенности ценностей и мотивов подростков из неблагополучных семей.
5. Разработать рекомендации по организации воспитательной работы.
Методы:
• теоретический анализ психологической литературы;
• наблюдение;
• тестирование;
• методы математико-статистической обработки данных, к ним относится: критерий ф* - угловое преобразование Фишера и коэффициент ранговой корреляции r Спирмена.
В процессе нашего исследования были использованы следующие методики:
• Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.
• Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
• Методика «МАС» М. Кубышкиной на выявление мотивации человека к достижению цели, к соперничеству и к социальному престижу.
Организационная база: для проверки выдвинутой гипотезы исследования и выявления ценностей и мотивов подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, были выбраны две группы: 1 группа - старшие подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, 2 группа - старшие подростки, воспитывающиеся в благополучных семьях.
Методологическая основа: концепция развития человека Э. Эриксона, психосоциальная теория развития Р. Хевигрерста, общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, диспозиционная концепция регуляции социального поведения В. Ядова, психосексуальная концепция развития З. Фрейда, концепция отношений Б.Г. Ананьева.
Данное исследование посвящено изучению актуальности, сложной проблемы ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей. Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем в психологии.
Нами были рассмотрены и изучены особенности подросткового возраста, где можно выделить доминирующие мотивы и ценности. Также были рассмотрены типичные ошибки в стиле воспитания, которые искажают личность ребенка. Также нами были разработаны рекомендации по организации работы с подростками из неблагополучных семей, которые ориентированны на родителей или близких для ребенка людей.
В ходе данного исследования были изучены основные особенности ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей.
1. По методике М. Рокича получились следующие результаты, что для подростков из неблагополучных семей наиболее важными терминальными ценностями в отличие от подростков из благополучных семей являются материально обеспеченная жизнь и здоровье. Среди инструментальных ценностей для подростков из неблагополучных семей наиболее важной ценностью в отличие от подростков из благополучных семей является непримиримость по отношению к себе и к другим. Таким образом, при сравнительном анализе терминальных и инструментальных ценностей были выявлены различия в ценностно-мотивационной сфере подростков из неблагополучных семей и благополучных семей.
2. По методике мотивации человека к социальному престижу, к достижению цели, к соперничеству М.Кубышкиной видно, мотив стремления к достижению цели является наиболее значимым для подростков из неблагополучных семей. Для подростков из благополучных семей мотив стремления к достижению цели является тоже важным, хотя по результатам видно, что для детей из неблагополучных семей этот мотив важнее. На второй план уходят мотивы стремления к социальному престижу к соперничеству. Мотив «Стремление к соперничеству» для подростков из благополучных семей этот мотив будет более важным, чем для подростков из неблагополучных семей. Таким образом, при сравнительном анализе ценностно-мотивационной сферы подростков из неблагополучных семей и благополучных семей были выявлены различия в ценностях и мотивах.
3. По опроснику терминальных ценностей И.Г. Сенина в результате нашего исследования получены следующие результаты для подростков из неблагополучных семей наиболее значимыми в профессиональной жизни, в обучении и образовании, в общественной жизни и сфере увлечения являются мотивы собственного престижа и высокое материальное положение. В то время как для подростков из благополучных семей наиболее значимыми являются мотивы развитие себя, креативность, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности, активные социальные контакты. Эта методика также подтвердила наши доводы о том, что существуют различия в ценностях и мотивах подростков из неблагополучных семей и благополучных семей.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что подростки из неблагополучных семей в отличие от подростков из благополучных семей имеют следующие особенности ценностно-мотивационной сферы: стремление к достижению цели, стремление к материальной обеспеченности, стремление собственного и социального престижа, здоровье, непримиримость по отношению к себе и другим.
1. Алексеева М.И. Мотивация изучения студентов и удовлетворенность выбором вузов. Сб.: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - Москва, Одесса, 2006.
2. Бетинский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушко В.А. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 2009.
3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1978
4. Бжалова И.Г. Установка и поведение. - М., 2009.
5. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984. - стр. 144.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1976 - 356 с.
7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988 - 207 с.
8. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. Вестник МГУ. Психология, сер. 14. - 1998.
9. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. - М., 2001.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н /Дону, 1998
11. Ильин И.А. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.
12. И. Кон. Психология ранней юности. - М., 1989.
13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2003
14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуализация характера у подростков. II издание. - Медицина, 2005.
15. Маркова А.К., Орлов А.Б. Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1989.
16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2004, С. 356.
17. Немов Ф.С. Психология, 1991.
18. Обухова Л.. Возрастная психология. Учебное пособие. - 2000, С. 338.
19. Психологические тесты под ред. Карелина, т.1. - М., 2003, С.25 - 30.
20. Реан А., Коломинский. Социально-педагогическая психология. - М., 2008.
21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб-2010.
22. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2008.
23. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. - М.-В., 2008.
24. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. Детский психолог. - 1995 г. №7.
25. Шамонов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в юношеском и подростковом возрасте. - СПб., 1997.
26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1989.
27. Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. Социс. 1997, №3, С.48-52.
28. Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.
29. Якунин В.А. Педагогическая психология. - С.Пб, 2008.