ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 . ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 8
1.1. Неживая природа в содержании дошкольного образования 8
1.2. Педагогические условия ознакомления детей с объектами неживой природы 13
1.1. Элементарная исследовательская деятельность детей 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭЛЕМЕНТАРНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 55
2.1. Констатирующий эксперимент 55
2.2. Формирующий эксперимент 29
2.1. Контрольный эксперимент 42
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Глава 1 . ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 8
1.1. Неживая природа в содержании дошкольного образования 8
1.2. Педагогические условия ознакомления детей с объектами неживой природы 13
1.1. Элементарная исследовательская деятельность детей 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭЛЕМЕНТАРНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 55
2.1. Констатирующий эксперимент 55
2.2. Формирующий эксперимент 29
2.1. Контрольный эксперимент 42
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность темы. Неживая природа — это тела природы, которые не дышат, не питаются и не размножаются. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки; летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает почву и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни родились в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане — они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах — в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси — перелетные птицы).
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта и т .п .
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему объектами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Характерная особенность старшего дошкольного возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Детям старшего дошкольного этого возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и элементарное исследование является ведущим способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. в процессе познания мира.
Педагог создает условия для исследования, способствует развитию познавательной компетенции детей, самостоятельному нахождению ответов на свои вопросы «почему» и «как». Дети при этом должны владеть определенными навыками и умениями наблюдать и проводить опыты, различать и правильно использовать лабораторные приборы и инструменты. Учитывая актуальность значения элементарного исследования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования.
Проблема исследования: элементарные исследования способствуют ли эффективному формированию представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет ?
Цель исследования: выявить роль элементарного исследования в формировании представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Объект исследования: формы и методы в дошкольном образовании
Предмет исследования: элементарное исследование в процессе формирования представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование представлений об объектах неживой природы будет более эффективным, если целенаправленно проводить опыты по определению свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка и глины) как элементарное исследование, организованное совместно взрослого с детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по заявленной теме исследования.
2. Выявить первичный уровень формирования представлений об объектах неживой природы у детей 5-6 лет, включая элементы исследования.
3. Разработать и апробировать пробные занятия с элементарным исследованием по определению свойств воды, воздуха, песка, глины как элементарное исследование, направленное на формирование представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
4. Изучить влияние элементарного исследования на формирование представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Основные методы: анализ использованной литературы, беседа, наблюдение, опыты, эксперимент, сравнение, литературное и статистическое обобщение.
Опытно-экспериментальная часть работы проводилась по заказу МБДОУ детский сад № 4 г.Кызыла как педагогический эксперимент в группе детей 5- 6 лет.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии дошкольного образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы, образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования: в настоящей работе элементарное исследование в процессе формирования представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет проводилось с целенаправленным использованием элементарного исследования свойств воды, воздуха, песка, глины, развитая у них одновременно умения и навыки проводить опыты.
Работа может быть использована студентами в период прохождения педагогической практики и при написании бакалаврской работы; будет использована педагогами дошкольного образования и гувернерами.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной году добровольца (волонтера) в России и году развития малых сел в Туве на секции «Экологическое образование: Первые шаги в науку» 21 апреля 2018 года (г. Кызыл) и также в процессе стажерской и государственной преддипломной практики.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлена теория элементарного исследования в процессе формирования представлений об объектах неживой природы.
Во второй главе работы проведена опытно-практическая работа по заказу детского сада №4 г.Кызыла в форме педагогического эксперимента из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В формирующем эксперименте подобрана серия опытов с объектами неживой природы, которые были использовали в интегрированных занятиях как элементарные исследования. В результате проведенных элементарных исследований отмечена динамика роста самостоятельности и интереса к опытнической деятельности детей старшего дошкольного возраста, выявлен высокий уровень формирования представлений об объектах неживой природы, который повысился в три раза в результате контрольного эксперимента, а низкий уровень не выявлен. Это свидетельствовало о позитивной роли элементарного исследования в формировании представлений о неживой природе у детей.
Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает почву и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни родились в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане — они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах — в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси — перелетные птицы).
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта и т .п .
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему объектами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Характерная особенность старшего дошкольного возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Детям старшего дошкольного этого возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и элементарное исследование является ведущим способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. в процессе познания мира.
Педагог создает условия для исследования, способствует развитию познавательной компетенции детей, самостоятельному нахождению ответов на свои вопросы «почему» и «как». Дети при этом должны владеть определенными навыками и умениями наблюдать и проводить опыты, различать и правильно использовать лабораторные приборы и инструменты. Учитывая актуальность значения элементарного исследования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования.
Проблема исследования: элементарные исследования способствуют ли эффективному формированию представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет ?
Цель исследования: выявить роль элементарного исследования в формировании представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Объект исследования: формы и методы в дошкольном образовании
Предмет исследования: элементарное исследование в процессе формирования представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование представлений об объектах неживой природы будет более эффективным, если целенаправленно проводить опыты по определению свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка и глины) как элементарное исследование, организованное совместно взрослого с детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по заявленной теме исследования.
2. Выявить первичный уровень формирования представлений об объектах неживой природы у детей 5-6 лет, включая элементы исследования.
3. Разработать и апробировать пробные занятия с элементарным исследованием по определению свойств воды, воздуха, песка, глины как элементарное исследование, направленное на формирование представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
4. Изучить влияние элементарного исследования на формирование представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Основные методы: анализ использованной литературы, беседа, наблюдение, опыты, эксперимент, сравнение, литературное и статистическое обобщение.
Опытно-экспериментальная часть работы проводилась по заказу МБДОУ детский сад № 4 г.Кызыла как педагогический эксперимент в группе детей 5- 6 лет.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии дошкольного образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы, образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования: в настоящей работе элементарное исследование в процессе формирования представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет проводилось с целенаправленным использованием элементарного исследования свойств воды, воздуха, песка, глины, развитая у них одновременно умения и навыки проводить опыты.
Работа может быть использована студентами в период прохождения педагогической практики и при написании бакалаврской работы; будет использована педагогами дошкольного образования и гувернерами.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной году добровольца (волонтера) в России и году развития малых сел в Туве на секции «Экологическое образование: Первые шаги в науку» 21 апреля 2018 года (г. Кызыл) и также в процессе стажерской и государственной преддипломной практики.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлена теория элементарного исследования в процессе формирования представлений об объектах неживой природы.
Во второй главе работы проведена опытно-практическая работа по заказу детского сада №4 г.Кызыла в форме педагогического эксперимента из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В формирующем эксперименте подобрана серия опытов с объектами неживой природы, которые были использовали в интегрированных занятиях как элементарные исследования. В результате проведенных элементарных исследований отмечена динамика роста самостоятельности и интереса к опытнической деятельности детей старшего дошкольного возраста, выявлен высокий уровень формирования представлений об объектах неживой природы, который повысился в три раза в результате контрольного эксперимента, а низкий уровень не выявлен. Это свидетельствовало о позитивной роли элементарного исследования в формировании представлений о неживой природе у детей.
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме нашего исследования способствовали находить достаточное количество дидактического материала и подобрать среди них наиболее нужных для исследования свойств воды, воздуха, песка, глины как основных объектов неживой природы.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать в речи выводы опытов, активно принимать участие в обсуждении ответов на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Детям помогали схематически отразить ход и результаты опыта. В результате опытов делали выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии опытов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, продумать этапы действий и приходить к выводу.
Родителям доводили ход и результат нашей работы, иногда предлагали делать опыты вместе с детьми в домашних условиях. Родители охотно соглашались и дети высказывали сами желание экспериментировать дома вместе с родителями.
В заключении хочу отметить большой педагогический опыт и доброжелательное отношение воспитателей детского сада №4 г.Кызыла; очень благодарна за оказанную методическую помощь.
Результаты проведенной работы показали, что применение опытов оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Результаты работы показали динамику роста самостоятельности в опытнической деятельности, динамику роста интереса к опытнической деятельности. В итоге проведенных исследований высокий уровень формирования представлений об объектах неживой природы повысился в три раза, а низкий уровень не выявлен. Это свидетельствовало о роли элементарного исследования в формировании представлений о неживой природе у детей.
Цели, задачи, поставленные нами в начале исследования выполнены, гипотеза подтверждена: мы предполагаем, что формирование представлений об объектах неживой природы будет более эффективным, если целенаправленно проводить опыты по определению свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка и глины) как элементарное исследование, организованное совместно взрослого с детьми.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать в речи выводы опытов, активно принимать участие в обсуждении ответов на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Детям помогали схематически отразить ход и результаты опыта. В результате опытов делали выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии опытов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, продумать этапы действий и приходить к выводу.
Родителям доводили ход и результат нашей работы, иногда предлагали делать опыты вместе с детьми в домашних условиях. Родители охотно соглашались и дети высказывали сами желание экспериментировать дома вместе с родителями.
В заключении хочу отметить большой педагогический опыт и доброжелательное отношение воспитателей детского сада №4 г.Кызыла; очень благодарна за оказанную методическую помощь.
Результаты проведенной работы показали, что применение опытов оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Результаты работы показали динамику роста самостоятельности в опытнической деятельности, динамику роста интереса к опытнической деятельности. В итоге проведенных исследований высокий уровень формирования представлений об объектах неживой природы повысился в три раза, а низкий уровень не выявлен. Это свидетельствовало о роли элементарного исследования в формировании представлений о неживой природе у детей.
Цели, задачи, поставленные нами в начале исследования выполнены, гипотеза подтверждена: мы предполагаем, что формирование представлений об объектах неживой природы будет более эффективным, если целенаправленно проводить опыты по определению свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка и глины) как элементарное исследование, организованное совместно взрослого с детьми.
Подобные работы
- Формирование у детей 6-7 лет представлений о неживой природе в процессе элементарных опытов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТОВ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - Детское экспериментирование как средство ознакомления с окружающей действительностью детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста (на примере млекопитающих)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019



