ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 . ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 8
1.1. Неживая природа в содержании дошкольного образования 8
1.2. Педагогические условия ознакомления детей с объектами неживой природы 13
1.1. Элементарная исследовательская деятельность детей 19
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭЛЕМЕНТАРНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 55
2.1. Констатирующий эксперимент 55
2.2. Формирующий эксперимент 29
2.1. Контрольный эксперимент 42
Выводы по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность темы. Неживая природа — это тела природы, которые не дышат, не питаются и не размножаются. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки; летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает почву и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни родились в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане — они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах — в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси — перелетные птицы).
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта и т .п .
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему объектами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Характерная особенность старшего дошкольного возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Детям старшего дошкольного этого возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и элементарное исследование является ведущим способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. в процессе познания мира.
Педагог создает условия для исследования, способствует развитию познавательной компетенции детей, самостоятельному нахождению ответов на свои вопросы «почему» и «как». Дети при этом должны владеть определенными навыками и умениями наблюдать и проводить опыты, различать и правильно использовать лабораторные приборы и инструменты. Учитывая актуальность значения элементарного исследования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования.
Проблема исследования: элементарные исследования способствуют ли эффективному формированию представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет ?
Цель исследования: выявить роль элементарного исследования в формировании представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Объект исследования: формы и методы в дошкольном образовании
Предмет исследования: элементарное исследование в процессе формирования представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование представлений об объектах неживой природы будет более эффективным, если целенаправленно проводить опыты по определению свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка и глины) как элементарное исследование, организованное совместно взрослого с детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по заявленной теме исследования.
2. Выявить первичный уровень формирования представлений об объектах неживой природы у детей 5-6 лет, включая элементы исследования.
3. Разработать и апробировать пробные занятия с элементарным исследованием по определению свойств воды, воздуха, песка, глины как элементарное исследование, направленное на формирование представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
4. Изучить влияние элементарного исследования на формирование представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет.
Основные методы: анализ использованной литературы, беседа, наблюдение, опыты, эксперимент, сравнение, литературное и статистическое обобщение.
Опытно-экспериментальная часть работы проводилась по заказу МБДОУ детский сад № 4 г.Кызыла как педагогический эксперимент в группе детей 5- 6 лет.
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии дошкольного образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы, образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования: в настоящей работе элементарное исследование в процессе формирования представлений об объектах неживой природы в группе детей 5-6 лет проводилось с целенаправленным использованием элементарного исследования свойств воды, воздуха, песка, глины, развитая у них одновременно умения и навыки проводить опыты.
Работа может быть использована студентами в период прохождения педагогической практики и при написании бакалаврской работы; будет использована педагогами дошкольного образования и гувернерами.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной году добровольца (волонтера) в России и году развития малых сел в Туве на секции «Экологическое образование: Первые шаги в науку» 21 апреля 2018 года (г. Кызыл) и также в процессе стажерской и государственной преддипломной практики.
Структура и объем работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе представлена теория элементарного исследования в процессе формирования представлений об объектах неживой природы.
Во второй главе работы проведена опытно-практическая работа по заказу детского сада №4 г.Кызыла в форме педагогического эксперимента из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В формирующем эксперименте подобрана серия опытов с объектами неживой природы, которые были использовали в интегрированных занятиях как элементарные исследования. В результате проведенных элементарных исследований отмечена динамика роста самостоятельности и интереса к опытнической деятельности детей старшего дошкольного возраста, выявлен высокий уровень формирования представлений об объектах неживой природы, который повысился в три раза в результате контрольного эксперимента, а низкий уровень не выявлен. Это свидетельствовало о позитивной роли элементарного исследования в формировании представлений о неживой природе у детей.
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме нашего исследования способствовали находить достаточное количество дидактического материала и подобрать среди них наиболее нужных для исследования свойств воды, воздуха, песка, глины как основных объектов неживой природы.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать в речи выводы опытов, активно принимать участие в обсуждении ответов на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Детям помогали схематически отразить ход и результаты опыта. В результате опытов делали выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии опытов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, продумать этапы действий и приходить к выводу.
Родителям доводили ход и результат нашей работы, иногда предлагали делать опыты вместе с детьми в домашних условиях. Родители охотно соглашались и дети высказывали сами желание экспериментировать дома вместе с родителями.
В заключении хочу отметить большой педагогический опыт и доброжелательное отношение воспитателей детского сада №4 г.Кызыла; очень благодарна за оказанную методическую помощь.
Результаты проведенной работы показали, что применение опытов оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Результаты работы показали динамику роста самостоятельности в опытнической деятельности, динамику роста интереса к опытнической деятельности. В итоге проведенных исследований высокий уровень формирования представлений об объектах неживой природы повысился в три раза, а низкий уровень не выявлен. Это свидетельствовало о роли элементарного исследования в формировании представлений о неживой природе у детей.
Цели, задачи, поставленные нами в начале исследования выполнены, гипотеза подтверждена: мы предполагаем, что формирование представлений об объектах неживой природы будет более эффективным, если целенаправленно проводить опыты по определению свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка и глины) как элементарное исследование, организованное совместно взрослого с детьми.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс]: режим доступа: http: //www. zakonrf. info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
2. ФГОС дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 [зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016).
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко, Ч. П. Лакоценин. - Воронеж, 2007.¬666с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст].- СПб., 2008.
6. Веракса Н. А. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
7. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5—7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
8. Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве [Текст]: Учебное пособие. — М., 2012.
9. Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников [Текст] Пособие для педагогов дошкольного учреждения - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 64 с.
10. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2008. — 668 с.
11. Газина О. М., Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Фокина В.
12. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: старшая группа [Текст] - М.: Мозаика - Синтез, 2014.-144 с.
11. Гончарова Г. С. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности [Текст]//Дошкольная педагогика. 2008. №7 (48).- С.27-29
14. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации. М.: Мозаика - Синтез, 2008.-128с.
15. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология [Текст]: Хрестоматия / Ред.-сост Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М., 2014.
16. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического обр<ооааиия детей [Текст]: Учебно-методическое пособие. — М., 2009.
17. Зершикова Т., Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст]: - / Зершикова Т, Ярошевич Т 2005. - № 7. С.1-9.
18. Згурская Л. П. Дошкольное образование.- Знакомим с окружающим миром [Текст] // 2004. - № 1. - С. 52-58
19. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002. -416 с.
20. Комарова Т. С, Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст]. / Комарова Т. С, Зацепина М.Б. - М.: Мозаика - Синтез, 2016.-160 с.
21. Крашенинников Е., Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст]: / Крашенинников Е., Холодова О - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 с.
22. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала [Текст]: Старшая группа,- М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 64 с.
23. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитании [Текст]: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк. /Л.П.Молодова .- М.: ООО «Современная школа», 2005.
24. Мошкин В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности [Тест] /Мошкин В.Н. //ОБЖ. - 2001. - №2. -С. 14-20.
25. Мусатова Л.Я. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей». [Текст] - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 109 с. То же [Электронный ресурс]:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271884
26. Николаева С.Н. Юный эколог [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников. / С.Н.Николаева. - М.: Мозаика-Синтез», 2002.-128с.
27. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н.Николаева.- М: Академия, 2002. - 345 с.
28. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений // С.Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.-368с.
30. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми с 4-7 лет. - М.: Мозаика Синтез,2016.-80 с.
31. Гербова В.В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: / под ред. В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 209 с. [Электронный ресурс]: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212595
32. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова - М.: Карапуз, 2001. - 432 с.
33. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст]: методическое пособие /С.Д.Сажина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.
34. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учеб, пособие для студ.высш. учеб .заведений.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 208 с.
35. Смирнова В.В., Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду [Текст]: / Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г.М. Программа и конспекты занятий. - СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 208 с.
36. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст]: Учебное пособие. — М., 2012.
37. Соколова Ю. А. Правила безопасности -М.:Эксмо, 2007. - 47 с.
38. Соломенникова, О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О.АСоломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 21-25.
39. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду.
[Текст]: программа и методические рекомендации /А.О.Соломенникова.-2-ое изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104с.
40. Соломенникова О. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада [Текст]. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- синтез, 2008. - 224 с. То же[Электронный ресурс]:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212127
41. Соломенникова О. А. Занятие по формированию элементарных экологических представлений. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 48 с.
42. Субботский Е. В. Строящееся сознание. — М., 2007.
43. Шемаханова, О. А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром [Текст] / Шемаханова, О. А. // Дошкольная педагогика, 2011.- № 4(69).-С.25-29
44. ЭЭЬКОНИН Б.Д. Дейсттие как еддиища развития // Вопросы ппихооогин. - 2004.-№ 1.