ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Мотивационные основы занятий физической культурой 5
1.1 Анализ проблемы воспитания интереса к занятиям физической культурой 5
1.2 Понятие мотива и особенности его воспитания 11
1.3 Психологический аспект удовлетворенности на уроках физической культуры 16
ГЛАВА 2. Технология воспитания положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями средствами аэробики 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Характеристика видов и средств аэробики 22
2.3 Педагогические условия реализации модели воспитания мотивации к занятиям физическими упражнениями средствами оздоровительной аэробики 35
2.4 Методика построения занятий оздоровительной аэробикой 45
2.5 Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технологии воспитания мотивации к занятиям физическими упражнениями 53
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1. Мотивационные основы занятий физической культурой 5
1.1 Анализ проблемы воспитания интереса к занятиям физической культурой 5
1.2 Понятие мотива и особенности его воспитания 11
1.3 Психологический аспект удовлетворенности на уроках физической культуры 16
ГЛАВА 2. Технология воспитания положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями средствами аэробики 22
2.1 Методы исследования 22
2.2 Характеристика видов и средств аэробики 22
2.3 Педагогические условия реализации модели воспитания мотивации к занятиям физическими упражнениями средствами оздоровительной аэробики 35
2.4 Методика построения занятий оздоровительной аэробикой 45
2.5 Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технологии воспитания мотивации к занятиям физическими упражнениями 53
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем современного российского общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечно-сосудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний, а также современный уровень урбанизации, научно - технического прогресса, комфорта является причиной хронического «двигательного голода».
Современная физическая культура - это образ жизни, рассчитанный на длительную систематическую работу над своим телом. И, кроме того - это психологическая готовность принять эту работу и научиться получать от нее удовольствие. Проблема в том, как физические упражнения могут стать неотъемлемой частью жизни современного человека. Традиционные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в силу ряда причин не приносят ощутимого результата, более того — теряют свою популярность. Это связано с несовершенством преподавания физической культуры, ориентированного, прежде всего на обучение специальным двигательным умениям и навыкам. На наш взгляд, этого явно недостаточно для раскрытия и развития тех способностей школьников, которые позволяли бы им в случае необходимости обеспечивать восстановление своей психофизиологической работоспособности, улучшать саморегуляцию, совершенствовать творческую самореализацию и эмоционально-волевую устойчивость. Кроме того, физкультурно-спортивная деятельность школьников, мотивированная лишь выполнением некоторой, даже биологически обоснованной нормой физической активности, не вызывает у них особого интереса.
Одним из решений является применение в учебном процессе различные аэробические программы, основу которых составляют: базовая аэробика, танцевальная и силовая. Эти увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической культурой способны увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения.
Задача преподавателя - обеспечить мотивированность занятий, провести психолого-педагогическую работу с использованием средств оздоровительной аэробики, направленных на формирование мотивированного поведения в области физической культуры. Обычный человек в отличие от спортсмена (у которого конечная цель - достижение высоких результатов) плохо понимает, что именно он хочет получить от занятий физической культурой. А в первую очередь, это здоровье, настроение, желание совершенствоваться, быть сильным и выносливым, это возможность дышать полной грудью и радоваться жизни. Это является важной целью любых занятий физическими упражнениями.
Объект исследования - воспитание мотивации к занятиям физической культурой.
Предмет исследования - оздоровительная аэробика как средство воспитания мотивации к занятиям физической культуры.
Цель исследования - изучить психолого-педагогические механизмы использования оздоровительной аэробики как средства воспитания мотивации к занятиям физической культурой.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические особенности воспитания мотивации к занятиям физической культурой;
- определить механизмы воздействия оздоровительной аэробики на развитие мотивации к занятиям физической культуры;
- разработать практические рекомендации по воспитанию мотивации к занятиям физической культурой средствами оздоровительной аэробики.
Современная физическая культура - это образ жизни, рассчитанный на длительную систематическую работу над своим телом. И, кроме того - это психологическая готовность принять эту работу и научиться получать от нее удовольствие. Проблема в том, как физические упражнения могут стать неотъемлемой частью жизни современного человека. Традиционные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в силу ряда причин не приносят ощутимого результата, более того — теряют свою популярность. Это связано с несовершенством преподавания физической культуры, ориентированного, прежде всего на обучение специальным двигательным умениям и навыкам. На наш взгляд, этого явно недостаточно для раскрытия и развития тех способностей школьников, которые позволяли бы им в случае необходимости обеспечивать восстановление своей психофизиологической работоспособности, улучшать саморегуляцию, совершенствовать творческую самореализацию и эмоционально-волевую устойчивость. Кроме того, физкультурно-спортивная деятельность школьников, мотивированная лишь выполнением некоторой, даже биологически обоснованной нормой физической активности, не вызывает у них особого интереса.
Одним из решений является применение в учебном процессе различные аэробические программы, основу которых составляют: базовая аэробика, танцевальная и силовая. Эти увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической культурой способны увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения.
Задача преподавателя - обеспечить мотивированность занятий, провести психолого-педагогическую работу с использованием средств оздоровительной аэробики, направленных на формирование мотивированного поведения в области физической культуры. Обычный человек в отличие от спортсмена (у которого конечная цель - достижение высоких результатов) плохо понимает, что именно он хочет получить от занятий физической культурой. А в первую очередь, это здоровье, настроение, желание совершенствоваться, быть сильным и выносливым, это возможность дышать полной грудью и радоваться жизни. Это является важной целью любых занятий физическими упражнениями.
Объект исследования - воспитание мотивации к занятиям физической культурой.
Предмет исследования - оздоровительная аэробика как средство воспитания мотивации к занятиям физической культуры.
Цель исследования - изучить психолого-педагогические механизмы использования оздоровительной аэробики как средства воспитания мотивации к занятиям физической культурой.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические особенности воспитания мотивации к занятиям физической культурой;
- определить механизмы воздействия оздоровительной аэробики на развитие мотивации к занятиям физической культуры;
- разработать практические рекомендации по воспитанию мотивации к занятиям физической культурой средствами оздоровительной аэробики.
1. Ориентация учащихся на освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно - спортивной деятельности.
Воспитание мотивации и интереса к систематическим занятиям физической культурой - актуальная проблема современности.
2. В ходе проведенных исследований получены результаты, которые позволили обозначить причины низкой эффективности физического воспитания в школах и наметить пути повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом. Сюда относят: недостаточность времени, отводимого на уроки физической культуры в процессе занятий; программа по физической культуре для школ не в полной мере отвечает требованиям настоящего времени; низкая мотивация к занятиям (снижение интереса).
Таким образом, обозначены ключевые причины снижения роли физической культуры в жизни учащихся. Вследствие этого особого внимания заслуживает факт снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности.
Уроки физической культуры проводятся, в основном, в направлении «механического» освоения двигательных умений и навыков, не создают предпосылки к непрерывному физическому совершенствованию, не формируют гуманистического направления, опыта сотрудничества и общения.
Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями. Педагогу важно не только установить наличие или отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть, на чем базируется у них удовлетворенность или неудовлетворенность.
Для воспитания положительной мотивации занятий физическими упражнениями необходимо обеспечивать занимающихся видимыми результатами. Учитывая разнообразное содержание средств и видов аэробики решать эту задачу с занимающимися различных возрастов, подготовленности, состояния здоровья и пола вполне возможно.
3. Занятия аэробикой обладают рядом важных мотивирующих факторов: аэробика и ее виды является модным направлением занятий физической культурой; аэробика обладает большим арсеналом средств, дающих право выбора занимающимся; занятия аэробикой предполагают наличие современной красивой формы и условий занятий, значимость которых достаточно разрекламирована.
В связи с этим, воспитание мотивации осуществляется через: изменение внешних условий физкультурной деятельности (психологический механизм «снизу вверх»); усвоение занимающимся предъявляемых ему в «готовом виде» целей, идеалов, установок, ценностей, отношений, задач, необходимых волевых усилий, мотивов (психологический механизм «сверху вниз»).
Важным недостатком использования средств аэробики для воспитания положительной мотивации к занятиям физической культурой является ее яркая гендерная выраженность: в большинстве своей аэробикой занимаются только женщины и девушки. Следует отметить, что еще одним мотивирующим фактором является стремление девушек похудеть, занимаясь аэробикой, причем уровень их знаний о влияние физических упражнений ограничивается как правило выбором аэробных тренажеров (беговой дорожки и др.). К силовой нагрузке девушке тоже относятся отрицательно, поскольку среди них бытует место о значительно увеличении мышечной массы в процессе занятий.
Таким образом, занятия аэробикой обладает значительным потенциалом в формировании положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, но это эффективно в отношении девушек, а вот в отношении юношей требует разработки серьезного психолого-педагогического подхода.
Воспитание мотивации и интереса к систематическим занятиям физической культурой - актуальная проблема современности.
2. В ходе проведенных исследований получены результаты, которые позволили обозначить причины низкой эффективности физического воспитания в школах и наметить пути повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом. Сюда относят: недостаточность времени, отводимого на уроки физической культуры в процессе занятий; программа по физической культуре для школ не в полной мере отвечает требованиям настоящего времени; низкая мотивация к занятиям (снижение интереса).
Таким образом, обозначены ключевые причины снижения роли физической культуры в жизни учащихся. Вследствие этого особого внимания заслуживает факт снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности.
Уроки физической культуры проводятся, в основном, в направлении «механического» освоения двигательных умений и навыков, не создают предпосылки к непрерывному физическому совершенствованию, не формируют гуманистического направления, опыта сотрудничества и общения.
Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями. Педагогу важно не только установить наличие или отсутствие у учащихся удовлетворенности, но и вскрыть, на чем базируется у них удовлетворенность или неудовлетворенность.
Для воспитания положительной мотивации занятий физическими упражнениями необходимо обеспечивать занимающихся видимыми результатами. Учитывая разнообразное содержание средств и видов аэробики решать эту задачу с занимающимися различных возрастов, подготовленности, состояния здоровья и пола вполне возможно.
3. Занятия аэробикой обладают рядом важных мотивирующих факторов: аэробика и ее виды является модным направлением занятий физической культурой; аэробика обладает большим арсеналом средств, дающих право выбора занимающимся; занятия аэробикой предполагают наличие современной красивой формы и условий занятий, значимость которых достаточно разрекламирована.
В связи с этим, воспитание мотивации осуществляется через: изменение внешних условий физкультурной деятельности (психологический механизм «снизу вверх»); усвоение занимающимся предъявляемых ему в «готовом виде» целей, идеалов, установок, ценностей, отношений, задач, необходимых волевых усилий, мотивов (психологический механизм «сверху вниз»).
Важным недостатком использования средств аэробики для воспитания положительной мотивации к занятиям физической культурой является ее яркая гендерная выраженность: в большинстве своей аэробикой занимаются только женщины и девушки. Следует отметить, что еще одним мотивирующим фактором является стремление девушек похудеть, занимаясь аэробикой, причем уровень их знаний о влияние физических упражнений ограничивается как правило выбором аэробных тренажеров (беговой дорожки и др.). К силовой нагрузке девушке тоже относятся отрицательно, поскольку среди них бытует место о значительно увеличении мышечной массы в процессе занятий.
Таким образом, занятия аэробикой обладает значительным потенциалом в формировании положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, но это эффективно в отношении девушек, а вот в отношении юношей требует разработки серьезного психолого-педагогического подхода.
Подобные работы
- ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕРЛИДИНГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Формирование потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет (Тюменский колледж производственных и социальных технологий)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Влияние оздоровительной аэробики на физическую подготовленность школьниц 12-14 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Развитие гибкости обучающихся младшего школьного возраста средствами фитнеса на уроках по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Оздоровительная аэробика как средство повышения физической подготовленности школьниц
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здорового образа жизни у женщин, занимающихся физической культурой в тренажерном зале
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016





