ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 6
1.2. Особенности развития мышления у старших дошкольников с ОНР 13
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты экспериментального изучения особенностей наглядно¬
образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы 32
3.2. Результаты контрольного изучения особенностей наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
В настоящее время проблема развития мышления детей старшего дошкольного возраста, в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом, приобрело особую значимость так, как этот возраст, граничит с младшим школьным возрастом. На сегодняшний день сложности, связанные с развитием мышления старших дошкольников, вызывают беспокойство и у психологов, педагогов и родителей.
Изучение развития мышления в различных условиях и исследование особенностей мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии речи является важным в связи с современной образовательной ситуацией. По данным Н.И Музалевской в среднем примерно 26% от всех детей старшего дошкольного возраста составляют дети, требующие специальных логопедических услуг по причине общего недоразвития речи.
Особенностям развития мышления детей с отклонениями в речи уделяется значительное место в специальной литературе. В работах Л.С. Выготского, А.И. Липкиной, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн и др. приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций детей с отклонениями в развитии речи.
У старших дошкольников мышление играет центральную роль, поскольку от его особенностей зависит успешность учебной деятельности. Успешность или неудачи учебной деятельности отражаются на всех сторонах личности - эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, характерологической.
На ведущее значение умственного развития дошкольников указывали многие педагоги и психологи, в том числе П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский.
Актуальность проблемы развития и исследования психических процессов у детей с ОНР очевидна, поскольку без глубокого знания психологических особенностей детей с ОНР. Без знания компенсаторных возможностей высших психических функций ребенка, трудно представить себе дальнейшее успешное развитие научных и практических основ психологии, и, в частности создание адекватных эффективных средств специального обучения и воспитания детей этой категории. Всестороннее углубленное исследование психики детей с ОНР важно для совершенствования существующих и разработки новых методов специального обучения и воспитания.
Поэтому так важно изучать закономерности аномального формирования мыслительных форм и операций у дошкольников с нарушением речи и корректировать отставания в развитии.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы исследования.
Цель работы: выявить особенности развития мышления старших дошкольников с ОНР и на основе полученных данных провести коррекционную работу.
Объект исследования: мышление старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: комплекс коррекционно-развивающих занятий для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
специальную литературу по проблеме развития мышления у старших дошкольников с ОНР.
2. Определить уровни развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Составить комплекс коррекционно-развивающих занятий для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ОНР.
5. Проанализировать результаты, полученные в ходе
констатирующего и контрольного этапов исследования.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что с помощью специально подобранного комплекса коррекционных занятий возможно повышение уровня развития мышления у старших дошкольников с ОНР.
При специально организованных коррекционно-развивающих занятиях в большей степени поддаётся коррекции наглядно-действенное и наглядно образное мышление по сравнению с словесно-логическим.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ педагогической, психологической,
логопедической литературы по данной проблеме.
2. Психолого-педагогический эксперимент в единстве структурных компонентов (констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап).
3. Количественный и качественный анализ результатов.
4. Методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста логопедических групп.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Повышение качества содержания обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в целях улучшения эффективности коррекционно-психологического воздействия является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал, что проблема развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи изучена недостаточно. Взгляды разных авторов на данную проблему спорны. Важным в этом плане является изучение у детей дошкольного возраста наглядно-образного мышления, потому что ему принадлежит первостепенная роль в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Было проведено экспериментальное изучение уровня сформированности и особенностей развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны разные затруднения при выполнении наглядно-образных мыслительных задач. Основные трудности были связаны с несформированностью взаимосвязей между образом и словом, образов-представлений о целостных предметах; о действиях и их последовательности; о целостном динамическом событии и причинно-следственных зависимостях.
Затруднения, которые возникали в процессе выполнения заданий и наглядно-образных задач, немного снижали заинтересованность и познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Можно отметить, что в целом дети значительно реже высказывались в процессе выполнения задания. Отмечающиеся лексико-грамматические затруднения, у этих дошкольников, отражались в участии речи при сопровождении выполнения задания, его фиксации и планирования. Для большинства дошкольников с общим недоразвитием речи выполнение задания становится возможным только после использования педагогической помощи.
В ходе формирующего эксперимента была составлена и частично апробирована коррекционно-развивающая программа, сделан акцент на организацию занятий с учетом познавательного развития дошкольников с общим недоразвитием речи, специальных упражнений и игр.
Программа рассчитана на 1 год, состоит из 32 занятий. Нами было проведено 10 занятий. Структура занятия включает определённые блоки:
1- й блок - организационный;
2- й блок - познавательный;
3- й блок - продуктивный;
4- й блок - релаксационный;
5- й блок - подведение итогов.
В основу программы заложены основные принципы: принцип развивающего образования, принцип научной обоснованности и практической применимости, принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Сопоставительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента исследования по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи экспериментальной группы показали незначительное улучшение результатов.
1. Акимова, М.К., Теоретические подходы к диагностике практического мышления / М.К. Акимова, В.Т Козлова, Н.А. Ференс // Вопросы психологии. - 2017. - 21 с.
2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская. - М.: Академия, 2017. - 207 с.
3. Венгер, Л.А. Задачи и функции психолога детского дошкольного учреждения / Л.А. Венгер. - М.: Академия, 2015. - 250 с.
4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Учпедгиз, 2019. - 127 с.
5. Венгер, Л.А. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Л.А. Венгер. - М.: Учпедгиз, 2017. - 140 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. - М., 1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pedlib.rU/Books/2/0049/2 0049-2.shtml
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
8. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. // Исследование мышления в советской психологии. - М. - 2017. - 123 с.
9. Гуревич, К.М. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления / К.М. Гуревич. // Психологический журнал. - 2018. - 123 с.
10. Гурова, Л.Л. Психология мышления / Л.Л. Гурова. - М.: ПЕР СЭ, 2018. - 135 с.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: Просвещение. - 2017. - 184 с.
12. Давыдов, В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н. Леонтьева / В.В. Давыдов // Проблемы развивающего обучения. - М. - 2015. - 144 с.
13. Дубравина, И.В. Готовность к школе: развивающие программы / И.В. Дубравина. - М.: Академический проект, 2018. - 96 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2016. - 320 с.
15. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Д.Н. Завалишина. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 375 с.
16. Запорожец, А.В. Психология. Учебник для дошк. пед. уч. / А.В.Запорожец. - М.: Просвещение, 2017. - 124 с.
17. Зверева, С.В. Дифференциальные психофизиологические признаки различий интеллектуальной успешности детей дошкольного возраста / С.В. Зверева, В.Г. Коменская, Н.И. Музалевская , Л.В. Томанов // Психологический журнал. - 2018. - 208 с.
18. Зейгарник, Б.В. Патология мышления / Б.В. Зейгарник. - М. Учпедизд, 2016. - 44 с.
19. Каменская, В.Е Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие / В.Е. Каменская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2018. - 288 с.
20. Куражева, Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками / Н.Ю. Куражева. - СПб.: Актис, 2015. - 96 с.
21. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Центр Академия, 2018. - 320 с.
22. Лисицына, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисицына. - СПб.: Питер, 2019. - 320 с.
23. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л.В. Лопатина. [Электронный ресурс]: - СПб. - Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K6/M2/file/3.pdf
24. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. [Электронный ресурс]: - М.: 2000. - Режим доступа:https://vk.com/wall-17100520 27205
25. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка
[Электронный ресурс]: / А.Р. Лурия. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005890792
26. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - М.: Просвещение. 2017. - 72 с.
27. Матюгин, И.В. Методы развития памяти, образного мышления, воображения / И.В. Матюгин. - Волгоград: Эйдос, 2015. - 92 с.
28. Михайлова, 3.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: РосМэН, 2016. - 144 с.
29. Немов, Р.С. Психология. Книга 2-3 / Р.С. Немов. [Электронный
ресурс]: - М., 1995. - Режим доступа:https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-
ша81/Вос/Книги%20в%20формате%20(р41)/Психология%20Немов%20Р.С.%20Психология%20образования.РВБ
30. Никитин, Б.С. Развивающие игры / Б.С. Никитин. - М.:
Просвещение, 2018. - 120 с.
31. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В. Новотворцева. - М.: Росмэн, 2018. - 192 с.
32. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 448 c.
33. Славина, Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать / Л.С. Славина. - М.: Речь, 2017. - 62 с.
34. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2015. - 400 с.
35. Соколов, А.П. Внутренняя речь и мышление / А.П. Соколов. - М.: Речь, 2015. - 8 с.
36. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога: материал для индивид.раб. с детьми / Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 44 с.
37. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К.Тихомиров. - М.: Академия, 2017. - 154 с.
38. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.С. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 173 с.
39. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольников)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2017. - 223 с.
40. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М.: Владос, 2000. - 314 с.
41. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев.
[Электронный ресурс]: - М 1996. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/2/0327/index.shtml
42. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2018. - 105 с.
43. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. - М.: Педагогика, 1983. - 64 с.