Введение 3
Глава 1 Международные экономические санкции и односторонние ограничительные меры: теоретические основы 7
1.1 Понятие и общая характеристика санкций и односторонних
ограничительных мер 7
1.2 Хронология применения антироссийских санкций в новом веке 16
Глава 2 Анализ влияния международных санкций на национальную экономику и внешнеэкономическую деятельность РФ 26
2.1 Особенности влияния санкций на развитие некоторых отраслей
экономики РФ 26
2.2 Внешняя торговля РФ в условиях политических и экономических
санкций 37
Глава 3 Перспективы политического и экономического сотрудничества РФ в условиях санкций 44
3.1 Сценарии развития политических отношений РФ со странами ЕС и
США 44
3.2 Основные направления экспорта и совершенствование экспортной
политики России 52
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А 71
Приложение Б
В последние десятилетия развитие мировой и национальных экономик складывается под растущим воздействием глобальных проблем экономического и политического характера. Взаимозависимость событий, происходящих в разных странах, от мировых процессов и тенденций - это неотъемлемый тренд современности, и его нельзя игнорировать. На сегодняшний день международные экономические отношения в глобальном масштабе находятся в ситуации нестабильности, что обусловлено процессами глобализации, изменением структуры, моделей международных экономических отношений, постоянно возникающими социально-экономическими трансформациям и кризисами. В современном мире отмечается тенденция к росту масштабов применения экономических санкций, которые, в свою очередь, часто выступают инструментом внешней политики и международной дипломатии. В настоящий момент стабильное и устойчивое положение стран определяется, главным образом, уровнем развития его экономики. В связи с этим, прекращение или ограничение экономических отношений может иметь серьезные последствия для нормального функционирования государства.
В основе международных экономических санкций и односторонних ограничительных мер лежит запрет в части поддержания экономических отношений, используемый группой стран по отношению к другому участнику международных отношений. Они вводятся для того, чтобы повысить безопасность и независимость государственной экономики во внешнеторговых отношениях между странами; имеют различные корни, структуры, механизмы и цели. Их характерной особенностью является единство, одноточечная направленность.
Основными последствиями введения санкций выступают негативное влияние на привлечение внешних финансовых ресурсов, девальвация валюты, рост инфляции, снижение цен на нефть, повышение налогов, отток иностранного капитала, падения национальной валюты и др. В последние десятилетия Россия неоднократно столкнулась с практикой применения экономических санкций. Наибольшим образом это затронуло сферы финансов и промышленности.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в комплексном анализе расширяющейся практики использования международных экономических санкций и односторонних ограничительных мер США и странами Европейского союза (ЕС) против Российской Федерации (РФ). Эти меры отрицательно сказываются на эффективном развитии торгово-экономического сотрудничества России, США, стран ЕС. Изучение проблемы экономических санкций и односторонних ограничительных мер позволяет глубже понять их влияние на тенденции развития российской экономики, а также определить возможности для минимизации их негативных последствий.
Вопросы, связанные с причинами введения международных санкций и односторонних ограничительных мер, характером их влияния на экономику России, являются предметом постоянного обсуждения среди экспертов, журналистов, политиков и ученых. Несмотря на то, что данная проблематика является достаточно новой, она уже получила глубокое научное объяснение.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных исследователей по общему международному праву, прежде всего A. Н. Вылегжанина, Ф. И. Кожевникова, Ю. М. Колосова, И. И. Лукашука, Ф. Ф. Мартенса, Б. И. Нефедова, С. В. Черниченко, Н. А. Ушакова и др.
Среди авторов, занимавшихся вопросами воздействия санкций на экономику стран, можно выделить специалистов по международным отношениям К. Моргана, B. Швебах, Е. Маклин, Тэхи Ван и др.
Односторонние ограничительные меры рассматриваются в работах С. Байс, М. Г. Дораева, А. В. Калинина, Б. Картера, И. И. Лукашука, Э. Лоуэнфельда, C. Малавера, С. Моррисона, М. Мэллоя, Р. Нэфью, Г. Хуфбауэра, Дж. Шотта, М. Л. Энтина и др. Проблемам международных экономических санкций посвящены труды Д. Г. Балуева, М. Боссюи, В. А. Василенко, В. Гоуланд-Деббас, П. Доукси, Ю. Н. Жданова, Х. Кехлера, И. Н. Крючковой, М. О’Коннелл, Дж. Мюллера, М. Рейсмана, П. Саса, О. Н. Тиунова, Г. И. Тункина, Н. А. Ушакова, Дж. Фосетта и др.
Цель работы состоит в изучении особенностей и перспектив развития международных экономических санкций и односторонних ограничительных мер в отношении РФ.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- изучить общую характеристику санкций и односторонних ограничительных мер;
- рассмотреть хронологию применения антироссийских санкций в новом веке;
- раскрыть особенности влияния санкций на развитие некоторых отраслей экономики РФ;
- охарактеризовать внешнюю торговлю РФ в условиях политических и экономических санкций;
- определить сценарии развития политических отношений РФ со странами ЕС и США;
- выявить основные направления экспорта и совершенствование экспортной политики России.
Объект исследования - Российская Федерация. Предмет исследования - социально-экономическое развитие РФ и ее торгово-экономические отношения в условиях санкций и односторонних ограничительных мер.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в комплексном анализе теоретических основ международных экономических санкций и выявлении перспектив развития российской экономики в условиях санкционной политики
Санкции определяются как один из важных инструментов внешней политики государства. Они применяются по решению органов власти государства, а не Совета Безопасности ООН и могут не иметь своим основанием предшествующее противоправное поведение другого государства. Санкции чаще направлены на побуждение или принуждение другого государства к изменению его политики. Односторонние ограничительные меры по своей сущности отличны от санкций. Они не представляют собой международно-правовой институт, а являются механизмом внешней политики конкретного государства. Однако довольно часто эти понятия отождествляются.
Во многих исследованиях существуют различные классификации и виды санкций, однако на сегодняшний день наиболее распространенными являются экономические санкции. Они являются серьезным инструментом внешней политики государства и обладают наибольшей эффективностью, так как в условиях глобализации «выключение» стран - объектов санкций из международного разделения труда наносит наиболее существенный удар по внутренней политике и экономике.
Санкции являются распространённым инструментом внешней политики в международных отношениях, они являются альтернативой применения силы и активно применяются как средство принуждения стран к выполнению каких-либо требований. Санкции меняются в соответствии с политической обстановкой. Проблема в том, что связь между санкциями и политикой нелинейна. Если механизм санкций уже запущен, то к их наращиванию может привести даже относительно локальное событие. Тогда как улучшение политических отношений не обязательно приведет к отмене или снижению уровня санкций.
Так, после присоединения Россией Крыма, в 2014 г. США и ЕС, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций против РФ. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран,
наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.
За последние 5 лет международные санкции против РФ стали одним из факторов, значительно влияющих на политический и экономический климат в мире. Их продление происходит ежегодно, а список постепенно, но неуклонно расширяется. В 2019 г. Запад продолжил санкционное давление на Россию и ввёл целый ряд новых антироссийских мер, причинами этого стало, так называемое, «дело Скрипалей» и строительство Северного потока - 2.
Следует подчеркнуть, что отмена санкций практически невозможно на данном этапе, так как главным условием частичной их отмены может стать полное исполнение «Минских соглашений», а условием полной - возвращение Крыма под украинскую юрисдикцию. Позиция российской стороны прямо противоположная: возвращение Крыма обсуждению не подлежит, Россия не участвует в украинском конфликте, а вина за неисполнение Минских соглашений лежит на Киеве.
Влияние международных санкций на экономику РФ значительно. Они затронули различные отрасли российской экономики, среди которых: нефтегазовый комплекс, банковский сектор, авиакосмическая промышленность, военно-промышленный комплекс, атомная энергетика и др. При этом, санкции с разным уровнем масштаба отразились на этих отраслях экономики.
В первые годы наблюдался значительный спад по всех сферах производства, особенно негативно санкции повлияли на развитие розничной торговли. Но, к 2018 г. показатели во всех перечисленных отраслях заметно повысились, однако не везде удалось достичь показателей 2014 г. На производство продукции сельского хозяйства, строительство и сферу услуг международные санкции сильного влияния не оказали. В данных отраслях наблюдался лишь небольшой спад. Они оказали негативное влияние на развитие внешней торговли РФ, последствия которых до сих пор в полной мере не были преодолены.
Введение экономических санкций против России значительно увеличило актуальность развития ранее не успешно развивающихся отраслей экономики, в том числе несырьевые товары В долгосрочной перспективе разработка таких направлений позволит не только изменить структуру российского производства, но и уменьшить зависимость от западных стран, как по поставкам, так и по вопросам финансового обеспечения.
Эксперты прогнозируют три сценария развития политических отношений РФ со странами ЕС и США: оптимистичный - «функциональные отношения», реалистичный - «разделенный альянс» и негативный - «санкционная война». Присутствует мнение о том, что санкции против РФ могу быть облегчены или сняты полностью к 2022 г., так как вопрос перестанет иметь связь с украинским кризисом, и вопрос возвращения Крыма Украине перестанет быть актуальным для стран Запада.
В современных условиях Правительство РФ активно реализует программу импортозамещения по различным видам экономической деятельности. Министерство экономического развития РФ разработало проект «Основные направления развития экспорта на период до 2030 года», созданный для обеспечения формирования эффективной практической реализации ресурсно-инновационной модели экспортной специализации России.
Таким образом, международные экономические санкции и односторонние ограничительные меры США и ЕС введенные в отношении РФ оказали неоднозначное влияние на экономику нашей страны. Основной их целью было снижение влияния России на мировую экономическую и политическую систему. Но, несмотря на весь нанесенный стране ущерб, она смогла восстановить свои возможность, хоть и не в полной мере, однако, Россия обладает значительным потенциалом и реальными возможностями для стабильного развития экономики в будущем.
1 Устав ООН // Официальный сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/do- cuments/ch arterl (дата обращ ения: 11.04.2020).
2 Версальский догов ор / Архив докум ентов. - 1919. - 28 июня. (утратил силу). - URL: http://www.documentarchiv.de/wr/vv.html(дата обращения: 20.04 .2020).
3 Ануфриева, Н. Амери канск ие компании расск азали о влиян ии санкций на
бизнес в России / Н. Ануфриева // Взгляд. - 2018. - 24 мая. - URL:
https://vz.ru/news/2018/5/24/924286.html(дата обращения: 05.05.2020).
4 Атурин, В. В. Антироссийские экономические санкции и проблемы импортозамещения в условиях современной международной конкуренции / В. В. Атурин // Вестник Евразийской науки. - 2019. - Т.11, № 2. - С. 5-13.
5 Басов, В. Большая игра: в России разработали четыре возможных сценария развития взаимоотношений с США / В. Басов. - 2017. - 25 января. - URL: https://tjournal.ru/flood/40234-bolshaya-igra-v-rossii-razrabotali-chetyre-vozmozhnyh- scenariya-razvitiya-vzaimootnosheniy-s-ssha(дата обращения: 05.05.2020).
6 Бочарников, И. В. Антироссийские санкц ии США - «перегрузка» отношений с Россией / И. В. Бочарников // Научно-исследовательский центр национальной безопасности. - 2016. - 20 сентября. - URL: https://nic-pnb.ru/ana- lytics/peregruzka-otnoshenij-s-rossiej/(дата обращения: 20.04.2020).
7 Братерский, М. В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования / М. В. Братерский // Высшая школа экономики. - 2009. - URL: https://publications.hse.ru/articles/72243654(дата обращения: 20.04.2020).
8 Булатова, А. И. Влияние санкций на экономику России / А. И. Булатова, Н. Р. Абелгузин // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 - С. 26¬37.
9 Варвус, С. А. Особенности влияния санкций на отраслевое развитие экономики России / С. А. Варвус // Экономика и управление. - 2018. - № 4. - С. 44¬53.
10 Винникова, П. Г. Зарубежные санкции в отношении оборонно-промышленного комплекса России / П. Г. Винникова // Экономика, бизнес, инновации: сб. ст. IV междунар. научно-практ. конф - 2018. - С. 121-124.
11 Внешняя торговля России в 2015 году. - URL: https://russian- trade.com/reports-and-reviews/2016-05/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2015-godu/(дата обращения: 22.04.2020).
12 Внешняя торговля России в 2019 году. - URL: https://russian- trade.com/repo rts-and-re views /2020-02/v neshnyaya- torgovlya- rossi i-v-2 019-g odu/ (дата обращения: 22.04.2020).
13 Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная таможенная служб а. - URL: http://customs.ru/st atist ic/vn eshn- torg (дата обращения: 15.04.2020).
14 Гавриленко, А. Е. Влияние санкций на отдельные отрасли российской экономики / А. Е. Гавриленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2796-2800.
15 Данилина, М. В. Анализ последствий введения санкций в отношении России / М. В. Данилина // Компетентность. - 2015. - № 2 (123). - С. 24-30.
16 Динамик а промышленного производства в Росси и: опережающий рост добывающего сектора // Аналитический центр при правительстве РФ. - Июль 2019. - URL: https ://ac .gov.ru/fi les/public ation/a/23451.p df (дата обращения: 12.04.2020).
17 Добыча нефти в Росси и / Добыч а газа в России. - URL: http://global- finances.ru(дата обращения: 17.04.2020).
18 Дубровский, В. Санкции против РФ в 2020 году / В. Дубровский // Экономика и финансы. - URL: https://efin2020.com/predict/sankts ii-protiv- rf-2020/ (датаобращения: 12.04.2020).
19 Егоян, Ф. Г. События, определявшие отношения России и США в период с 2016-2019 гг. / Ф. Г. Егоян // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 2 (36). - С. 72-74.
20 Еремина, А. Е. Экономические санкции: понятие, типология,
особе нност и / А. Е. Еремина // Постсоветский материк. - 2019. - № 4. - С.78-93.
21 Ефремова, Е. И. Анализ внешней торговли России в условиях международных санкций / Е. И. Ефремова, Е. Б. Олещенко // Современная экономика:актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XXVI междунар. научн-практ. конф. - 2019. - С. 92-96.
22 Жданова, С. Т. Импортозамещение как экономическая мера в условиях антироссийских санкций / С. Т. Жданова // ГосРег. - 2016. - № 1 (15). - С. 14-17.
23 Зюкин, Д. А. Об изменениях структуры внешней торговли России под влиянием политических и экономических факторов / Д. А. Зюкин, В. В. Жилин,
А. А. Алехина, О. Г. Кретова, С. Д. Майкова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - T. 9, № 1 (30). - С. 132-136.
24 Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств / Федеральная служба государственной статистики. - 2020. - 31 января. - URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/tab-sel3.htm(дата обращения: 12.04.2020).
25 Исакова, Т. В. Научные подходы к определению понятия международно-правовая санкция / Т. В. Исакова, А. Н. Селина // Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. - 2016. - С. 248-253.
26 Итоги внешней торговли со всеми странами // Федеральная таможенная служба. - URL: http://customs.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries(дата обращения: 15.04.2020).
27 Кешнер, М. В. Экономические санкции в современном международном праве / М. В. Кешнер. - М. : Проспект. - 2015. - 181 с.
28 Клевакина, Д. О. «Санкционная война» как инструмент международных отношений в XXI веке / Д. О. Клевакина. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstre- am/uspu/9289/2/Klevakina.pdf(дата обращения: 05.05.2020).
29 Клинова, М. В. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом / М. В. Клинова, Е. А. Сидорова // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - С. 67-79.
30 Кортунов, А. Отношения России и Евросоюза в 2020 г.: возможности, ограничения, вероятные тренды / А. Кортунов // РСМД. - 2019. - 29 ноября.
- URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/otnosheniya-rossii-i- evrosoyuza-v-2020-g-vozmozhnosti-ogranicheniya-veroyatnye-trendy/(дата обращения: 05.05.2020).
31 Косенкова, Ю. Ю. Российская промышленность под влиянием
международных санкций. - URL: https://www.elibrary.ru/down-
load/elibrary_42526484_19152657.pdf (дата обращения: 02.05.2020).
32 Краснова, К. А. Экономические санкции в отношении оборонно-промышленного комплекса России: содержание и пути преодоления издержек / К. А. Краснова. - Ульяновск. : Ульяновский Государственный университет. - 2019. - 71 с.
33 Критский, К. В. Термины «международные санкции» и «односторонние ограничительные меры» / К. В. Критский // Московский журнал международного права - 2016. - № 2. - С 204-213.
34 Кучер, Е. За что вводили санкции против России в 2020 году / Е. Кучер //
Царьград. - 2020. - 5 января. - URL: https://yandex.ru/turbo?text=https-
%3A%2F%2Ftsargrad.tv%2Farticles%2Fza-chto-vvodili-sankcii-protiv-rossii-v-2019- godu_232175 (дата обращения: 12.04.2020).
35 Липатников, В. С. Оценка влияния неблагоприятной экономической и геополитической ситуации на стоимость российских нефтегазовых компаний /
B. С. Липатников, К. А. Кирсанова // Управленческие науки. - 2018. - Т. 8, № 2. -
C. 30-43.
36 Литвинова, А. В. Сравнительный анализ предпосылок и приоритетов импортозамещения на различных этапах развития экономики России /
A. В. Литвинова, Н. С. Талалаева, М. В. Парфенова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2019. - Т. 81, №1 (79). - С. 366-372.
37 Мальчикова, В. Санкционная политика в отношении России /
B. Мальчикова // РСМД. - 2017. - 9 июня. - URL: https://russiancouncil.ru/blogs/vero- nika-malchikova/33681/?sphrase_id=33667183(дата обращения: 20.04.2020).
38 Манафов, С. А. Экономические санкции: сущность, виды и их влияние на финансовую устойчивость российских предприятий / С. А. Манафов, О. В. Юдина // Вестник Тульского филиала финуниверситета. - 2019. - № 1-2. - С. 167-168.
39 Металлургия в России. - 2018. - 24 декабря. - URL: https://www.urm- company.ru/about-us/blog/151-metallurgiya-rossii/(дата обращения: 25.04.2020).
40 Министерство промышленности и торговли РФ. - URL: http://minpromtorg.gov.ru/(дата обращения: 25.04.2020).
41 Министерство финансов Российской Федерации. - URL: http://www.minfin.ru/ru/(дата обращения: 25.04.2020).
42 Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: http://economy.gov.ru(дата обращения: 25.04.2020).
43 Муратшина, К. Г. Российско-китайские отнош ения в конце XX - начале XXI в.: учеб. пособие / К. Г. Муратшина. - Екатеринбург. : Уральский Федеральный университет, 2016. - 126 с.
44 Мусаткина, А. А. Признаки финансово-правовых санкций / А. А. Мусаткина // Финансовое право. - 2004. - № 1. - С. 25-28.
45 Наджафова, М. Н. К вопросам развития внешней торговли РФ в условиях санкций / М. Н. Наджафова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9, № 1 (30). - С. 236-239.
46 Наджафова, М. Н. К вопросу развития промышленности Российской Федерации в условиях санкций / М. Н. Наджафова // Региональный вестник. - 2019.
- № 24 (39). - С. 71-73.
47 Наджафова, М. Н. О развитии внешней торговли Российской Федерации в условиях санкций / М. Н. Наджафова // Региональный вестник. - 2020. - № 1 (40). - С. 69-71.
48 Назначение международных санкций // Журнал о бизнесе и экономике. - 2014. - 24 апреля. - URL: http://21biz.ru/naznachenie-mezhdunarodnyx-sankcij/(дата обращения: 20.04.2020).
49 Никифоров, П. Рынок недвижимости: реакция на санкции / П. Никифоров // Коммерсант. - 2014. - 28 августа. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2554070(дата обращения: 12.04.2020).
50 Николаева, Е. Строительная отрасль не сможет полностью избавиться от импорта / Е. Николаева // Общественный контроль. - 2014. - 13 декабря. - URL: https://ok-inform.ru/tribuna/27930-elena-nikolaeva-stroitelnaya-otrasl-ne-smozhet- polnostyu-izbavitsya-ot-importa.html(дата обращения: 12.04.2020).
51 Основные направления российского экспорта до 2030 года (проект) //
экономического развития РФ. - 2015. - 5 февраля. - URL: http://old.econo-
my.gov.ru/minec/about/structure/depSvod/2015020513(дата обращения: 05.05.2020).
52 Пономарев, С. В. Санкционная война России против США и Украины /
С. В. Пономарев, С. В. Назаренко, А. С. Петрова // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. - 2019 - № 15. - С. 52-55.
53 Проект «Национальной экспортной стратегии России на период до 2030 года» // Министерство экономического развития РФ. - 2013. - 24 декабря. - URL: www.economy.gov.ru/(дата обращения: 20.04.2020).
54 Розничная торговля, услуги населению, туризм // Федеральная служба государственной статистики. - 2020. - 31 января. - URL: https://wvw.gks.ru/fol- der/23457?print=1(дата обращения: 12.04.2020).
55 Санкции в связи с украинскими событиями 2014 г. - 2019. - 17 марта. - URL: https://1prime.ru/News/20190317/829808469.html(дата обращения: 20.04.2020).
56 Санкции против России в 2015 году. - URL: http://www.garagebiz.ru(дата обращения: 12.04.2020).
57 Санкции против России. Промежуточные итоги санкционной войны. - 2014. - 12 сентября. - URL: http://24smi.org/article/18575-sankcionnaya-vojna-zapad- protiv-rossii.html(дата обращения: 12.04.2020).
58 Сергеева, Я. В. Экономические санкции: причины и последствия / Я. В. Сергеева, О. К. Кашина, Л. М. Вотчель // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: сб. ст. междунар. научно-практ. конф. - Казань. : «Аэтерна» - 2016. - С. 109-112.
59 Сироткина, К. А. Эффективность применения экономических санкций в целях политического давления / К. А. Сироткина // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сб. ст. XIV междунар. научно-практ. конф. - 2020 - С. 293-297.
60 Словарь банко вских терминов. - URL: http://www.banki.ru/wiki- bank/ekonomicheskie_sanktsii/ (дата обращения: 20.04.2020).
61 Смеетс, C. Несовместимые цели: экономические санкции и ВТО. - 2014. - 3 сентября. - URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Nesovmestimye-tceli-ekono- micheskie-sanktcii-i-VTO-16928 (дата обращения: 20.04.2020).
62 Смирнова, Е. А. Внешняя торговля в 2015 году / Е. А. Смирнова, Д. В. Весельская // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - T. 2, № 12. - C. 897-900.
63 Совет ЕС продлил санкции против РФ до 31 июля 2020 года. - 2019. - 19 декабря. - URL: https://www.kOTnmersant.ru/doc/4199173(дата обращения: 12.04.2020).
64 Строительство // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://www.gks.ru/folder/14458(дата обращения: 12.04.2020).
65 Тимофеев, И. Н. Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия / И. Н. Тимофеев // Доклад Российского совета по международным делам. - 2018. - № 37. - 32 с.
66 Товарная структура импорта Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/iss- www.exe/stg/d02/27-11.htm(дата обращения: 22.04.2020).
67 Тункин, Г. И. Теория международного права / Г. И. Тункин. - М. : Зерцало. - 2000. - 397 с.
68 Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах. - 2020. - 2 марта. - URL: https://ria.ru/20151125/1328470681.html(дата обращения: 20.04.2020).
69 Хронология введения санкций против российских граждан и компаний. - 2020. - 2 марта. - URL: https://ria.ru/20150216/1046144422.html(дата обращения: 20.04.2020).
70 Шалимова, М. А. Комплаенс: глобальные экономические санкции / М. А. Шалимов. - 2010. - 21 декабря. - URL: http://wwv.reglament.net/bank/con- trol/2010_4_article_7.htm. (дата обращения: 20.04.2020).
71 C ounte ring America’s Adver sarie s Through Sanct ions Act On August 2, 2017 / U.S. DEPARTMENT OF THE TREAS URY. - URL: https://www.treasury.gov/resource- center/sanctions/Programs/Pages/caatsa.aspx(дата обращения: 20.04.2020).
72 Iss uance of Russi a-Rel ated Directive Pursu ant to Executive Order 13883 of August 1, 2019 / Federal Register. - URL: https://www.federalregister.gov/docu- ments/2019/09/16/2019-19890/issuance-of-russia-related-directive-pursuant-to-executive- order-13883-of-august-1-2019(дата обращения: 20.04.2020).