Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ ТУВИНСКОЙ И
РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
1.1. Толерантность: понятие и сущностная характеристика
1.2. Структурно-содержательная характеристика межэтнической толерантности в психологии
Особенности межэтнической толерантности в молодежной среде
ВЫВОДЫ по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ РУССКОЙ И
ТУВИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
2.1. Организация и методы проведения исследования
2.2. Анализ результатов исследования межэтнической толерантности у молодежи русской и тувинской национальности
2.3. Рекомендации для развития межэтнической толерантности у молодых людей (для специалистов, работающих с молодежью)
ВЫВОДЫ по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что студенческий возраст характеризуется увеличением межэтнических контактов. Одной из важнейших характеристик межэтнических отношений является этническая толерантность. Изучение содержания этнической толерантности и ее структурных компонентов позволяет определению их составляющих, которых необходимо учитывать при формировании данного качества.
Проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования: межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных: конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической толерантности.
В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания; богатого многообразия культур, форм самовыражения; и способов проявления человеческой индивидуальности.
В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что все люди разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Государство и общество чрезвычайно заинтересовано в развитии межэтнической толерантности, согласии, взаимодействии и сотрудничестве между разными национальностями. Особое значение придается воспитанию межэтнической толерантности в молодежной среде. Этническую толерантность понимают как высший уровень развития национального самосознания личности. Человек, знающий и уважающий свою культуру, будет принимать, и понимать другие народы [30].
Анализ литературы показал, что в современной науке присутствует достаточно большой объем исследований, посвященных рассмотрению сущности и особенностей межэтнической толерантности в полиэтническом российском государстве. Причем, многие работы находятся на стыке дисциплин: социологии, истории, психологии, педагогики, политологии и др. Межэтническая толерантность, с учетом новых социальных условий, изучается не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизации, но и внутри последних, особенно в России находящейся в стадии трансформации. Особое место в современной научной сфере отводится изучению межэтнической толерантности в молодёжной среде. Например, представляют интерес работы таких ученых как Е.Ю.Клепцовой, Т.П. Скрипкиной, Т.Г. Стефаненко, и др.
Важно помнить и то, в Республике Тува живут представители многих национальностей. В настоящее время в республике проблема межнациональных отношений не так остра, как в годы перестройки. Вероятно, это связано с этнической толерантностью тувинского народа, которая ориентирована на традиционные восточные ценности. Это уважение к старшим, гостеприимство, любовь к своей природе, культуре, терпимость, религиозные установки.
Тем не менее, анализ литературы и состояние практики показал, что проблема межэтнической толерантности в молодежной среде исследована недостаточно. Особенно это касается молодежи русской и тувинской национальности. Это определило выбор темы нашего исследования: «Особенности межэтнической толерантности молодежи русской и тувинской национальности».
Объект исследования: межэтническая толерантность.
Предмет исследования: особенности межэтнической толерантности у молодежи русской и тувинской национальности.
Цель работы: выявить особенности межэтнической толерантности у молодежи русской и тувинской национальности.
В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: что особенности межэтнической толерантности молодежи русской и тувинской национальности, проживающих на территории Тувы, не имеют существенных различий, но возможны незначительные различия, связанные с особенностями межэтнической толерантности отдельных лиц, принадлежащих к той или иной национальности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущностную характеристику «толерантности».
2. Определить структурно-содержательную характеристику межэтнической
толерантности молодежи.
3. Описать особенности межэтнической толерантности в молодежной среде.
4. На основе эмпирического исследования определить особенности
межэтнической толерантности в молодежной среде.
5. Разработать рекомендации для развития межэтнической толерантности у
молодых людей (для специалистов, работающих с молодежью).
Теоретико-методологической основой исследования: выступают исследования по проблемам формирования толерантности как качества личности А.Г. Асмолова; определение этнической толерантности как «отсутствия негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличия позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей», сформулированный Н.М. Лебедевой.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические: опрос (методика диагностики межкультурной толерантности. «Шкала социальной дистанции» (Э. Богаруса); опрос (экспресс - опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова); опрос «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова); математико-статистические методы обработки данных (критерий Манна- Уитни).
База исследования. ГБОУ СПО «Тувинский агропромышленный техникум» с.Балгазын Тандынского кожууна.
Выборка. В исследовании принимали участие 30 человек, из них 15 молодых людей тувинской национальности и 15 - русской национальности. Средний возраст респондентов - 17 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве научно-обоснованных и практически значимых рекомендаций для молодежи, студентам и преподавателям, работающим по проблеме развития межэтнической толерантности в молодежной среде.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Апробация. Полученные результаты исследования нашли отражение в выступлении на школьном научно-методологическом семинаре «Научно-экспериментальная работа педагогов МБОУ СОШ с.Бай-Даг Эрзинского кожууна (20 апреля 2016 г.)
Потребность в формировании толерантной личности является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мультикультурализм, плюрализм идеологий. Тыва - многонациональная республика и, поэтому очень актуально изучение толерантности. Народы Республики Тыва принадлежат к различным религиозным и культурным традициям - христианским и буддистским. Здесь проживают более 200 разных народов и национальностей.
Под толерантностью понимается, прежде всего, уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
А под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является отказом от собственной культуры, а представляет собой характеристику межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре
Среди молодежи межнациональное общение ведет к взаимодействию различных традиций, языков и нравов. Культура межнационального общения предполагает доброжелательность, готовность прийти на помощь человеку другой национальности, обособленности и эгоизма, проявлять интерес к национальным ценностям того народа, с представителями которого в данный момент общаешься.
В итоге была создана теоретическая база, позволившая перейти к организации и проведению эмпирической части исследования. Эмпирическая часть включала следующие этапы: подготовительный диагностический, сравнительный и итоговый.
На подготовительном этапе была подобрана база, выборка и методы исследования. Диагностический этап был направлен на изучение особенностей межэтнической толерантности у испытуемых исследуемых групп. Далее, на сравнительном этапе было проведено сопоставление особенностей межэтнической толерантности у студентов русской и тувинской национальности, сделаны выводы. На итоговом этапе представили разработанный комплекс рекомендаций, направленных на развитие межэтнической толерантности в молодежной среде.
Таким образом, в ходе исследования были решены все поставленные задачи и доказана правомерность гипотезы по критерию Манна - Уитни, что межэтническая толерантность у молодежи русской и тувинской национальности не имеет значительных различий, но возможны незначительные различия, связанные с особенностями межэтнической толерантности отдельных лиц, принадлежащих к той или иной национальности