Введение 3
1 Теоретические аспекты социального страхования и его организация
в современных условиях 6
1.1 История развития социального страхования в Российской
Федерации 6
1.2 Особенности деятельности внебюджетного Фонда социального
страхования Российской Федерации 13
1.3 Управление системой обязательного социального
страхования 22
2 Направления и тенденции развития социального страхования в РФ.. 40
2.1 Роль государства в развитии системы социального страхования 40
2.2 Основные проблемы действующей системы обязательного
социального страхования 53
3 Предложения по реформированию системы страхования РФ 60
Заключение 72
Список использованных источников 78
Актуальность темы исследования. Издавна граждане стали задумываться о создании системы защиты работающих людей от различных обстоятельств по ухудшению здоровья, приближению старости, изменения физического и материального положения, о создании особенной системы защиты, которой в последствии стала система социального страхования. Социальное страхование как раз и является частью государственной системы социальной защиты работающего населения, призванное минимизировать риски потери работы, трудоспособности, координального изменения жизненных, материальных и физических обстоятельств.
Параллельно с указанными обстоятельствами, в настоящее время в условиях глобализации, гуманизации роль социального страхования и обеспечения, становления новых отношений в обществе значительно возрастает, что обусловлено необходимостью адаптации человека к принципиально изменяющимся условиям существования общества, реструктуризации функций государства в вопросах трансфертных выплат, обеспечения социальных гарантий.
На понятие социального страхования до сих пор нет однозначного ответа, различные авторы приводят разлчиные трактовки социального страхования. Социальное страхование - это система, которая обеспечивает защиту пожилых людей, инвалидов, всех, кто имеет право на пенсионное обеспечение. Также социальное страхование - это меры социальной защиты и государственной поддержки нуждающейся части жителей страны.
Как видно из приведенных выше определений термин «социальное страхование» не имеет однозначного толкования. Многие авторы сходятся во мнении, что социальное страхование - это система социальной защиты, либо социальной помощи, либо социального обеспечения. Поскольку социальное страхование выступает одним из элементов социальной защиты, приведенные выше определения либо слишком узко, либо слишком широко определяют понятие социального страхования. Учитывая выше приведенные подходы к определению социального страхования, под социальным страхованием следует понимать одну из форм социальной защиты трудоспособных граждан от социальных рисков, связанных с временной или постоянной потерей трудоспособности, дохода, наступления возраста, потери кормильца.
Вопрос развития и совершенствования системы социального страхования, организационным воплощением которой выступает Фонд социального страхования (ФСС), становится все более острым и актуальным. Рост инфляции, уровня цен либо временная нетрудоспособность человека приводит к угрозе снижения уровня жизни. Совершенствование государственной системы социального страхования, а также механизма социальной защиты населения приобретает особую актуальность. Получение гарантированных государством социальных пособий через Фонд социального страхования нередко является единственным средством существования для человека.
Понятие фонда дает Гражданский Кодекс. Согласно статье 123.17. Основные положения о фонде: «фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели» [2].
Фонд социального страхования призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Как следствие существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.
Целью дипломной работы является анализ развития системы социального страхования, как важнейшего социально-экономического института.
...
Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
2. Государство играет важнейшую роль в организации социальной
защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая
внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
3. Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
4. Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
5. Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся, если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.
Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:
1. Улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
2. Повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
3. Развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
4. Совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
5. Организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
6. Обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Социальное страхование - важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 2015 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования.
Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 2015 года № 822 «О Фонде социального
страхования РФ».
...
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Собрание
законодательства РФ.- 2014.- N 31.-Ст. 4398.
2. Гражданский Кодекс (часть 1) от 30. 11. 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1994. -N 32.- Ст. 3301.
3. Гражданский Кодекс (часть 2) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ. // Собрание законодательства РФ.- 1996. -N 5.- Ст. 410.
4. Налоговый Кодекс (часть 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2000.- N 32.- Ст. 3340.
5. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г № 165-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1999.- N 29. -Ст. 3686.
6. О государственной социальной помощи в РФ: федеральный закон от 17 июля 1999 г №178-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1999.- N 29.- Ст. 3699.
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15 декабря 2015г№ 166 - Ф3 // Собрание законодательства РФ.- 2001.- N 51.- Ст. 4831.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2003.- N 40.- Ст. 3822.
9. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон от 29 декабря 2006 г № 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2007.- N 1 (1 ч.). - Ст. 18.
10. О некоторых вопросах деятельности Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. №423 // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 23.- Ст. 2713.
11. Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы.- 2015.-№ 1 .-С. 16 - 18.
12. Афанасьев Мст. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики.- 2015.- № 11.- -С. 57 - 69.
13. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: МГТУ, 2017. - 310 с.
14. Бизонов А.Ф., Социальное страхование. М.: Эксмо, 2017. - 310 с.
15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ А. С. Нешитой. М.: Дашков и К°.- 2015.- 308 с.
... всего 35 источниов