Введение 3
Глава I . Теоретические основы изучения развития коммуникативных и лидерских черт детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 7
1.1. Психологические подходы к коммуникативным характеристикам личности 7
1.2. Формирование предпосылок лидерских качеств у старших дошкольников 15
1.3 . Влияние театрально-художественной деятельности на развитие
коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста 211
Выводы по первой главе 28
Глава II. Исследование влияния театрально-художественной деятельности на развитие коммуникативных характеристик личности дошкольников 32
2.1. Исследование коммуникативных характеристик детей дошкольного
возраста с помощью методов наблюдения и тестирования 252
2.2. Формирующий и контрольный этапы исследования 42
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 56
Приложение 1. Делгелге “Тоол оранынче” (Выставка «В мир сказок») 60
Приложение 2. Эссе «Моя педагогическая философия» 61
Приложение 3. Протокол наблюдения 68
Приложение 4 . Театрализованная игра «Гуси лебеди» 70
Приложение 5. Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу» (на тувинском и русском языках) 75
Приложение 6 . Театрализованное занятие «Колобок» 855
Приложение 7 . Новогодний праздник «Случай в лесу» 899
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие личности и индивидуальности детей - важнейшая задача всех участников образовательного процесса. Особая роль в её решении отводится воспитателю, призванному создать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка!.
При этом, находясь среди сверстников и взаимодействуя с ними, дошкольник учится строить отношения с ними. В связи с этим важно формировать у детей коммуникативные характеристики, которые позволили бы им развиваться, стать личностью в обществе, в котором важны такие черты как коммуникабельность, стремление и способность вести за собой других, творческость и др. Формирование таких качеств возможно в воспитательной среде, создающей условия для развития творческих способностей детей. Одним из таких условий может быть использование театрализованных сказок, способствующих развитию коммуникативных и лидерских качеств дошкольников.
Умение эффективно взаимодействовать с другими является ценным инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой группе людей. Связующим звеном в лидерстве и одновременно ключом к успеху, является коммуникация. Независимо от сферы деятельности, лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Основы их формирования закладываются в детские годы. Сегодняшние дошкольники, которые в будущем станут управлять государством на разных уровнях, владели умением общаться и другими качествами необходимыми для успешного развития общества и государства.
Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определёнными эмоциями и чувствами. Важно научить ребёнка понимать и принимать собственные чувства, проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, а также на развитие коммуникативных характеристик личности ребёнка дошкольника через театрально-игровую деятельность представляется весьма актуальной..
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Л. Артёмовой, Т. Шишовой и др. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению коммуникативных характеристик и лидерства уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, надежных средств в их диагностике и формировании в процессе театрализованной деятельности по-прежнему недостаточно. Значение театрализованной игры и сказок в развитии личности ребёнка и оценка художественной литературы как ведущего средства формирования театрализованной игры определили обращение к данному научному исследованию и обусловило проблему исследования: выявление условий развития коммуникативных и лидерских качеств через театрализованные сказки у старших дошкольников.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Развитие коммуникативных характеристик и лидерских качеств дошкольников через театрализованные сказки».
Цель исследования состоит в изучении условий развития коммуникативных характеристик и лидерских качеств дошкольников с помощью использования театрализованных сказок.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативных характеристик и лидерских качеств детей.
Предметом исследования - театрализованные сказки как средство развития коммуникативных характеристик и лидерских качеств личности дошкольника.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, уровень формирования коммуникативных способностей и лидерских качеств у старших дошкольников можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс мероприятий, направленных на формирование коммуникативных характеристик.
Исходя из цели, объекта и предмета задачами исследования являются:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить психологические подходы, процесс развития коммуникативных характеристик и лидерских качеств.
3. Ознакомиться с вопросами формирования лидерских качеств у старших дошкольников и влияния театрально-художественной деятельности на развитие их коммуникативных качеств.
4. Провести экспериментальную работу с целью формирования коммуникативных характеристик и лидерских качеств личности
дошкольника с использованием театрализованных сказок. Методологические основы исследования составили труды таких
исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, которые внесли концептуальные разработки проблемы общения и рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Исходной базой для изучения коммуникативных характеристик и свойств личности в психологии служат также исследования проблем общения и личности Л.В Артёмова («Театрализованные игры дошкольников»), О.М. Бабич («Развитие творческих способностей у старших дошкольников»), Э.Г. Чурилова («Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»), С. Юрочко («Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста»).
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ литературы; эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, тестирование, метод качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке и внедрении в практику подготовки воспитателей, для повышения их компетентности по вопросам психологии дошкольного возраста, а также материалы исследования могут быть полезны преподавателям высшего профессионального и среднего специального образования, родителям и студентам - будущим педагогам,
База исследования: МБДОУ детский сад «Челээш» с, Саглы Овюрского кожууна, Выборку исследования составили 20 дошкольников старшего дошкольного возраста 5-6 лет (10 - контрольная группа, 10 - экспериментальная группа). Объем выборки обусловлен подгрупповой организацией занятий по театрализованной деятельности - 10 дошкольников в подгруппе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось путем обсуждения основных положений исследования, проходивших на базе детского сада «Челээш» с, Саглы Овюрского кожууна на методическом объединении (19 марта 2015г,) и на выставке «Тоол оранынче» («В мир сказок») (20 марта 2015г,). 5 марта был проведен мастер-класс (приложения 1, 2).
Структура выпускной квалификационной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных и лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, мы выявили, что коммуникативные характеристики личности рассматриваются с точки зрения различных подходов. В исследовании коммуникативных характеристик личности можно выделить три подхода: аналитический, поликомпонентный и системный.
В рамках аналитического подхода исследовались отдельные коммуникативные характеристики, чаще всего: общительность (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Кали и др.), эмпатия (Л.И. Божович, В.Ю. Завьялов, Т.П. Гаврилова, С.Н. Карпова, Ц.П. Короленко, Н.Н. Обозов, И.М.), уверенность в себе и волевые свойства личности (М.С. Говорова, М.И. Дьяченко, Т.В. Зарипова, А.Г. Ковалев).
Изучение коммуникативных способностей (Г.С. Васильев, А.Б. Добрович, Н.И. Карасева, Н.В. Кузьмин, Т.А. Пироженко, К.К. Платонов), коммуникативной компетентности (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников), коммуникативных умений и навыков общения (А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик), коммуникативных черт характера (Б.Г. Ананьев, В.Ш. Масленникова, В.П. Юдин и др.) можно отнести к поликомпонентному подходу.
Интегральными понятиями, отражающие систему свойств личности, необходимых для успешности общения в рамках системного подхода становятся: коммуникативные качества (В.А. Богданов, А.А. Бодалев, А.В. Мудрик), коммуникативный потенциал (А.А. Бодалев, В.А. Кольцова, Р.А. Максимова), коммуникативные возможности (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский), коммуникативные свойства личности (А.К. Карпова, А.А. Леонтьев, М.Е. Теплышев). Анализ литературы показал, что у психологов нет единого термина для обозначения свойств личности, необходимых при общении и недостаточно выражен системный подход.
Когда говорят о коммуникативных характеристиках личности, часто имеют в виду коммуникативные свойства, коммуникативный потенциал, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность. Коммуникативные свойства личности - это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. У субъекта общения имеется также определенный коммуникативный потенциал, который определяет его коммуникативные возможности. Коммуникативные свойства личности, коммуникативный потенциал находятся во взаимосвязи с подструктурами, составляющими компонентами структуры личности и влияют на поведение человека в сфере общения и на все компоненты личности в целом. Анализ литературных данных в отечественной и зарубежной психологии показал, что понятие «коммуникативные способности» не является общепринятым. Отечественные и зарубежные психологи чаще используют термин «коммуникативная компетентность». Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим успешность общения. Наряду с общительностью, эмпатией, и уверенностью в себе широко изучались и коммуникативные способности личности. С коммуникативными характеристиками личности тесно связаны лидерские качества, которые необходимо формировать уже в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период дети любознательны, позитивно относятся к взрослому, который выступает образцом для подражания, полны желания организовать свою деятельность.
Лидер-дошкольник - это активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой. У детей-лидеров развито стремление выполнять наиболее активные роли в играх, желание руководить деятельностью сверстников, давать указания.
При этом огромна роль воспитателя в формировании лидерских качеств у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Театрализованная деятельность важнейшим средством развития у детей коммуникативных характеристик и лидерских качеств личное™. Содержание театрализованных занятий включает в себя просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и др. Во время таких занятий дошкольник включается в системы совместной деятельности с другими. В театрализованной деятельности огромная роль отводится педагогу- воспитателю, который ставит в театрализованных занятиях познавательную, воспитательную и развивающую функции.
С этой целью во второй главе было проведено исследование на базе МБДОУ детский сад «Челээш» с. Саглы Овюрского кожууна с детьми старшего дошкольного возраста. В исследовании участвовало 20 дошкольников старшей возрастной группы (из них 10 дошкольников - контрольная группа, 10 - экспериментальная группа).
Исследование было организовано в соответствии с поставленными задачами и намеченными этапами работы - констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе был выявлен исходный уровень наличия коммуникативных и лидерских качеств, старших дошкольников. В ходе констатирующего эксперимента были использованы методы наблюдения и тестирования методика тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) В.В. Синявского, В.А. Федорошина (адаптированный) с целью выявления качественных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей дошкольников.
В результате было выявлено из 20 детей старшей подготовительной группы 10 детей необщительных с отсутствием стремлений к лидерству. По результатам теста в группе преобладает средний уровень формирования лидерских качеств - 10 человек, что составляет 50%, с высоким уровнем - 4 человека, что составляет 20%, с низким уровнем - 6, что составляет 30%.
На формирующем этапе был проведен комплекс мероприятий - на основе Программы «От рождения до школы» (авторы - Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.). Были использованы театрализованные сказки, выставки, театрализованные игры, драматизация сказки, занятия по театрализованной деятельности, театрализованные игры-занятия. Использовались такие известные сказки «Гуси-лебеди», «Кто сказал «Мяу», «Колобок», «Три поросенка», новогодний праздник «Случай в лесу» (Приложения 5-8), «Семеро козлят».
По результатам анализа можно проследить положительное влияние театрально-художественной деятельности с использованием сказок на развитие коммуникативных характеристик личности ребенка дошкольника.
Данные контрольного этапа исследования показали, что у детей экспериментальной группы произошли существенные изменения в уровне развития коммуникативных и лидерских качеств - количество детей со средним уровнем развития лидерских качеств увеличилось с 10 человек, что составляет 50%, до 12 человек, что составляет 60%; количество детей с низким уровнем развития лидерских качеств уменьшилось на 2 человека, с 6 человек, что составляет до 4 человек, что составляет 20%; количество детей с высоким уровнем развития лидерских качеств осталось прежним - 4 человека, что составляет 20%.
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что уровень формирования коммуникативных способностей и лидерских качеств у старших дошкольников можно повысить, если разработать и применить специальный комплекс мероприятий, направленных на формирование коммуникативных характеристик, подтвердилась.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Правильная организация театрализованной деятельности с использованием сказок не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создаёт полноценную среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества.
Театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия.
На основе проведенного исследования разработаны рекомендации воспитателям:
- создавать положительную эмоциональную атмосферу при постановке театрализованных сказок;
- распределять роли с учетом их индивидуальных возможностей дошкольников;
- развивать у детей самостоятельность, чтобы они сами проявляли инициативу без инициативы воспитателя;
- стремиться к тому, что старшие дошкольники учили младших детей играть в сказках;
- обращать особое внимание формированию именно нравственных качеств детей, таких как эмпатия, доброжелательность, умение вести за собой других.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: - 2005.
2. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / А. Е. Антипина. - М. : ТЦ Сфера, 2006.-126 с.
3. Артёмова, Л.В Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артёмова. - М.: Просвещение.- 1991. -136 с.
4. Бабич, О.М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников. / О.М. Бабич // Психолог в детском саду.- 2004.- № 3.- С. 33- 51.
5. Бодалёв, А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды, 2- е изд./ А.А. Бодалёв - М. : Международная педагогическая академия.- 1995.- 186 с.
6. Буре, Р. С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения и деятельности на занятиях: социальное развитие ребёнка / Спецкурс под ред. О.Л. Зверевой // Р.С. Буре - М., 1994.- 193 с.
7. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования (Соц Ис). - 1988.- №5.- С. 139-147.
8. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Изд. Просвещение, 1984.
9. Волков Б.С. Психология подростка - М.: Изд. Педагогическое общество России, 2001.
10. Гавриченко, О.В. Сказкотерапия как проективный психотерапевтический метод в диагностической и коррекционной работе с детьми 5- 6 лет./ О.В. Гавриченко // Психолог в детском саду.- 2003.- №4. - С.51- 68.
11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта.- М.: Альпина, 2005.- 301 с.
12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.
13. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности - М.: МГУ, 1979.
14. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности - М.: МГУ, 1979.
15. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного
возраста /А.В. Запорожец - М.1986,- 168 с.
16. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольников / А.В. Запорожец, Я.З. Невеоович - М. : «Просвещение», 1985. -176 с.
17. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. - СПб,: Речь, 2000.
18. Клейбеоо Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: Изд. ТЦ Сфера, 2001.
19. Клюева, Н.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность,/ Н.В. Клюева - Ярославль: Академия развития, 1997,- 115 с.
20. Кобезёва, Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребёнка,/ Ю.А. Кобезёва // Психолог в детском саду,- 2003,- №3,- С.73- 109.
21. Кови С, Семь навыков лидера, - Минск: Вега^ишь, 1996. - 448 с.
22. Кон И.С. Психология подростка, - Москва: Просвещение, 1980.
23. Коичевский Р.Л. Психология руководства и лидерства, - М.: МГУ, 1985. - 214с.
24. Коичевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы: личности и коллектива. - Ярославль, 1977.
25. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста, / О.А. Куревина - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2003,- 176 с.
26. Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. - М.: Изд. Просвещение, 1998.
27. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений, / М.Д. Маханёва - М.: ТЦ Сфера,- 2003,- 128 с.
28. Медведева, И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры,/ И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС». 2002. - 240 с.
29. Миронова, Т.Б., Павлова Н.С. Критерии выбора партнёров по общению детьми старшего дошкольного возраста./ Т.Б. Миронова // Психолог в
детском саду. - 2005 .- №3,С. 45-59.
30. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияния на людей: Пособие для учащихся.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
31. Панько, Е.А. Пралеска: программа дошкольного образования / (научн руковод. И ред. Проф. Е.А. Панько). - Минск: НИО; Аверсев. 2007.- 320 с.
32. Панько, Е.А. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько - Минск: НИО ; Аверсев.- 2007.- 304 с.
33. Парыгин Б.Д., Кузьмин Е. С. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.
34. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1992.
35. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. -М. : Изд. Просвещение, 1991.
36. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности./Л.А. Реуш - СПб. : Питер.- 2001.- 176 с.
37. Репина, Т.А.Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада /Методы социально- психологических исследований. // Т.А. Репина - М. : «Линка- Пресс»- 1998.-145 с.
38. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
39. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. // Под ред. А.Г. Рузской - М.,1989.- 117 с.
40. Савицкая, Л.В. Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства: пособие для педагогов дошкольных учреждений и музыкальных руководителей / Л.В.Савицкая - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер».- 2004. - 113 с.
41. Сбитнева В.Б. Возможности технологии социального проектирования в
развитии лидерских качеств подростков. - М.; МГУ, 2003.58
42. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.,1980.
43. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. М., - 2005.
44. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989.- 151 с.
45. Филлипов А.В. Производительная социология, психология и педагогика. - М., 1998.
46. Филосовский словарь / Под. ред. И.П. Фролова.- 7-е изд., перераб. и доп.- М., 2001.-719 с.
47. Фридман Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988.
48. Хейзинга, И. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. М: Прогресс, 1992.-464 с.
49. Чечерина, В. Приглашает детский сад! / В. Чечерина, С. Мусенко. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.- 144 с.
50. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова - М.: ТЦ Сфера. - 1990.- 97 с.
51. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар./Э. Г. Чурилова - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 160с.
52. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2 т. / С.Т. Шацкий Т. 1.- М.: Педагогика, 1990.- 370 с.
53. Шепель, И.С. Социальное становление индивида / И.С. Шепель. М.: Знание, 1997.- 137 с.
54. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Шипицина Л.М., О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.- «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.- 384 с.
55. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогика, 1992. - 128 с.
56. Юрочко, С. Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста / С. Юрочко - Минск: «Генезис».- 1996. -179 с.