Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ
БИЗНЕСА 6
1.1 Сущность, формы и принципы диверсификации бизнеса 6
1.2 Виды и методы проведение диверсификации бизнеса 11
1.3 Основные элементы системы управления диверсификацией бизнеса 16
2 АНАЛИЗ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ И
ВНЕШНЕОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ДИВЕРСИФИКАЦИИ В ООО «РУСПРОД» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2 Оценка внутриорганизационных возможностей диверсификации
бизнеса ООО «РУСПРОД» 31
2.3 Анализ влияние факторов внешней среды организации на развитие
диверсификации бизнеса 39
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДИВЕРСИФИКАЦИИ БИЗНЕСА
ООО «РУСПРОД» 52
3.1 Технико-технологические основы диверсификации деятельности
предприятия 52
3.2 Рыночные основы диверсификации бизнеса 59
3.3 Организационно-управленческие основы диверсификации бизнеса.... 65
3.4 Экономическое обоснование диверсификации бизнеса 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность темы обусловлена тем, что современные рыночные отношения находятся в постоянной динамике, поэтому предприятиям крайне сложно поддерживать высокую конкурентоспособность на занятом сегменте рынка. Кроме того границы занимаемого сегмента рынка, а также уровень конкуренции не позволяют обеспечить развитие предприятия. Завоевания новых рынков сбыта становится приоритетом для многих компаний. В этих условиях грамотно спланированный и организованный процесс диверсификации способствует повышению продуктивности работы компании и каждого его подразделения.
Многообразие аспектов диверсификации бизнеса в современных кризисных условиях приобрело особенно широкое распространение. Прибегая к стратегии диверсификации, организации расширяют по вертикали или горизонтали сферу своей деятельности, пытаются усилить существующие позиции на рынке, увеличивают свою стоимость, приобретают новые организационные компетенции и совершенствуют свои производственные системы.
Именно диверсификация, поиск новых направлений эффективной деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества.
В России уже имеется положительный опыт по диверсификации производств, как гражданского, так и военного назначения, но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешает выработке единой концепции. Поэтому теоретическая основа этой стратегии весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что в свою очередь затрудняет её применение на практике. Задачами диверсификации производства является снижение рыночных рисков, повышение устойчивости предприятия и улучшения показателей эффективности. Для этого необходим выход на новые, ранее не представленные рынки сбыта, увеличение ассортимента выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью, повышение ее рентабельности.
Однако, рассредоточение капитала по разным отраслям снижает возможности его эффективного использования, затрудняет организацию производства, тормозит внедрение новейших технологий, машин, оборудования. В этом заключается опасность диверсификации для предприятий.
Для снижения рисков связанных с осуществлением диверсификации бизнеса необходимо проведение теоретических, методических и прикладных исследований по экономическому обоснованию диверсификации производства, в том числе выбору новых рынков сбыта, разработке ассортимента продукции, необходимости увеличения производственных мощностей. Неотъемлемой частью этого процесса является разработка критериев экономической эффективности и методических положений по оценке показателей финансовой устойчивости компании для проведения диверсификации.
Целью бакалаврской работы является совершенствование управления бизнесом на основе диверсификации деятельности организации.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
• изучить теоретические основы управления диверсификацией бизнеса;
• провести оценку финансово-хозяйственной деятельности
предприятия;
• определить перспективное направление диверсификации бизнеса;
• разработать систему управления диверсифицированного
направления бизнеса;
• дать экономическое обоснование диверсификации бизнеса.
Объектом исследования выступает ООО «РУСПРОД».
При проведении исследования были использованы следующие приемы и методы:
—абстрактно-логический (приемы сопоставления системного анализа); монографический (приемы анализа и сравнения, обобщения результатов);
—экономико-статистический (приемы графического, табличного,
коэффициентного анализа).
Теоретической основой для выполнения бакалаврской работы стали труды отечественных и зарубежных авторов в области управления диверсификацией бизнеса.
Информационная база сформирована на основе официальных данных первичного и сводного учета ООО «РУСПРОД», нормативно-справочного материала, а также материалов, опубликованных в научной литературе и периодической печати, данных сети Интернет.
Исследования различных теоретических подходов показали, что диверсификация бизнеса не является способом выживания или способом вложения свободных ресурсов, а является целенаправленным долгосрочным действием компании, направленным на увеличение доли продукции на рынках, ростом ассортимента продукции, увеличение прибыли, укрепление его рыночных позиций, повышение капитализации и устойчивости компании.
В результате проведенного исследования было установлено, что ООО «РУСПРОД» осуществляет оптовую продажу продуктов питания. На предприятии наблюдается ежегодное снижение дохода с 71040 тыс. руб. в 2019 году до 20777 тыс. руб. в 2021 году или в 3,5 раза. Структура доходов организации не претерпела существенных изменений. Основным доходом ООО «РУСПРОД» является выручка от реализации продукции. Однако необходимо отметить, что доля прочих доходов выросла практически в 2,5 раза с 0,7% в 2019 году до 1,99% в 2021 году.
На предприятии наблюдается динамика снижения выручки от реализации продукции с 70546 тыс. руб. в 2019 году до 20364 тыс. руб. в 2021 году или на 50182 тыс. руб. Также произошло снижение прочих доходов организации с 494 тыс. руб. в 2019 году до 413 тыс. руб. в 2021 году. По всем видам реализуемой продукции наблюдается падение объема продаж. Наибольшее падение объема продаж наблюдается по мясу и мясным продуктам, а именно на 25986 тыс. руб. Объем продаж фруктов и овощей сократился на 8400 тыс. руб., а молочных продуктов на 7651 тыс. руб. Меньше всего сократился объем продаж кондитерских изделий, а именно на 2271 тыс. руб. Организация все больше специализируется на оптовой реализации мяса и мясных продуктов.
Все показатели прибыли в организации колеблются по годам. Так, если в период с 2019 год по 2020 год наблюдалось снижение показателей прибыли, то к 2021 году произошел их рост. В то же время следует отметить, что показатели прибыли в 2021 году оказались ниже уровня 2019 года. Таким образом, можно говорить о снижении результативности деятельности организации.
При снижении доходов и показателей прибыли наблюдается рост показателей рентабельности. Данная тенденция обусловлена более устойчивыми показателями прибыли по сравнению с получаемыми доходами и расходами организации. Наибольшее изменение наблюдается по рентабельности основной деятельности, размер которой вырос с 11,05% в 2019 году до 34,33% в 2021 году.
Проведенные исследования показали, что финансовая составляющая внутренней среды организации способствует диверсификации деятельности.
В организации наблюдается рост эффективности организации логистического процесса: снижается длительность обработки одного заказа, а также среднего времени транспортировки одной транспортной партии, сокращается частота аварийных ситуаций, растет точность выполнения логистических операций. Все это способствует развитию диверсификации деятельности организации.
Необходимо отметить, что, так как организация осуществляет оптовую торговлю продуктами питания, требующих определенных условий хранения, то оно располагает необходимым холодильным оборудованием. Это создает возможность диверсификации в сторону производства продуктов питания.
Анализ маркетинговой составляющей внутренней среды свидетельствует о необходимости диверсификации в рамках существующего рынка.
Анализ влияния факторов внешней среды свидетельствует о возможностях осуществления диверсификации в отношении нового продукта, но на освоенном рынке. В этой связи наиболее перспективным направлением диверсификации является производство колбасных изделий.
Предполагается производство варено-копченой колбасы категории А. Выбор данной категории обусловлен тем, что предполагаемей продукт будет нацелен на высокий ценовой сегмент. Так как на низком ценовом сегменте работают крупные мясоперерабатывающие предприятия и обеспечить конкуренцию организации в данном сегменте будет практически невозможно.
Предприятие будет укомплектовано качественным отечественным оборудованием, которое обеспечивает высококачественное производство продукции в соответствии с требованиями ГОСТ.
Проведенный анализ показал, что целевым сегментом рынка является городской житель в возрасте 25-45 лет, приобретающий колбасные изделия в супермаркете не реже чем 1 раз в месяц и выбирающий продукт высокого качества при соответствующем уровне цен.
С целью эффективного функционирования структурного подразделения по производству колбасных изделий была разработана организационная структура управления. Для обеспечения
высококачественного производства предполагается нанять
высококвалифицированных специалистов. Общая численность сотрудников цеха составит 11 человека.
Совокупные инвестиционные затраты по проекту составят 2111,8 тыс. руб. В результате проведенного исследования было установлено, что размер нераспределенной прибыли организации составил в 2021 году 5603 тыс. руб., который покрывает необходимые инвестиционные затраты. Таким образом, проект диверсификации бизнеса может быть реализован за счет собственных средств предприятия.
На полную мощность предполагается выйти на третий год реализации проекта, а именно к 2024 году. Предполагается ежегодное увеличение выручки от реализации продукции с 4218,38 тыс. руб. в 2022 году до 13673,25 тыс. руб. или в 3,5 раза. Первоначальные расчеты показали, что, если в 2022 году от реализации проекта будет получен убыток в размере 660,78 тыс. руб., то, начиная с 2023 года, направление деятельности будет прибыльным. В результате к 2025 году от проекта предполагается получение чистой прибыли в размере 5114,21 тыс. руб.
Затраты на организацию производства колбасных изделий окупаются через 31 месяц после начала реализации. Средняя норма рентабельности составляет 52,40 %. Разность дисконтированных поступлений и
дисконтированных выплат, которые производятся в течение реализации проекта, составляют 4539 тыс. руб. Дисконтированные поступления превышают дисконтированные выплаты в 1,21 раз, что подтверждает выгодность реализации представленного проекта.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2022. - 416 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.:
ООО «ВИТРЭМ», 2020. - 407 с.
3. Аккофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2021. - 246 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2019. - 536 с.
5. Аронов A.M. Диверсификация производства: теория и стратегия развития. - СПб.: Лениздат 2020. - 128 с.
6. Большаков А.С. Менеджмент. - Спб.: Питер, 2012. - 634 с.
7. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 486 с.
8. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. - М.: Машиностроение, 2019. - 318 с.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. - М.: Триада ЛТД, 2020. - 384 с.
10. Жаринов А.И. Основы современных технологий переработки мяса - М.: Колос, 2021. - 261 с.
11. Рогов И.А. Общая технология мяса и мясопродуктов. - М.: Колос, 2020 - 367 с.
12. Технология мяса и мясопродуктов: учебник / Под редакцией И.А. Соколова. - М.: Агропромиздат, 2019 - 576 с.
13. Томсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 670 с.
14. Томсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 418 с.
15. Алексеев С.В. Методические основы подготовки и принятия управленческих решений о диверсификации бизнеса // Экономические науки. - 2020. - № 67. - С. 71-75....38