Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №161780

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Современные научные представления о грамматическом строе речи
русского языка 6
1.2. Особенности грамматического строя речи у детей с речевым
недоразвитием 9
1.3. Наглядное моделирование как метод коррекции грамматического строя
речи у детей с речевой патологией 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Организация и содержание обследования грамматического строя речи
у детей с речевым недоразвитием 24
2.2. Результаты экспериментального исследования 27
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С
РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
3.1. Организация формирующего педагогического эксперимента 36
3.2. Содержание экспериментального обучения 38
3.3. Результаты контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56


Одним из основных показателей успешного обучения ребенка в школе является правильная, грамотная и хорошо развитая речь. Такая речь является одним из главных показателей всестороннего и полноценного развития детей. Богатая и правильная речь ребенка, во-первых, помогает ему выражать свои мысли. Во-вторых, повышает способность познавать окружающую действительность. В-третьих, содержательнее и полнее осуществляет процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. В -четвертых, активнее происходит его умственное развитие. Грамматический строй речи, или грамматика, по мнению К.Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает выражать мысли в словах, делает речь организованной и понятной окружающим.
По данным ученых, ребенок всей сложной системой грамматики овладевает к школьному возрасту. Однако у детей с такой речевой патологией, как общее недоразвитие речи, в формировании грамматической структуры наблюдается ряд особенностей. К началу школьного обучения оказываются несформированы языковые средства, задерживается формирование построения простых и сложных предложений (синтаксис); формирование систем склонения и спряжения, традиционных форм словоизменения (морфологии); формирование средств и способов образования слов (словообразование). В речи детей с общим недоразвитием речи встречается множество аграмматизмов, которые не подвергаются спонтанной коррекции. Дети с общим недоразвитием речи входят в «группу риска» по возникновению нарушений письменной речи.
Таким образом, проблема формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Несмотря на то, что в решении данной проблемы существует достаточное количество подходов, все равно остается открытым вопрос в поиске наиболее эффективных и увлекательных способов коррекции грамматического строя речи.
Одним из таких способов является метод наглядного моделирования. Научные исследования таких ученых, как Л.Л. Лоренс, Л.М. Хализевой и др. подтверждают, что наглядное моделирование является наиболее увлекательным и доступным для детей дошкольного возраста. Наглядные модели помогают развивать умственные способности детей, позволяют зрительно представить абстрактные понятия такие как: слово, морфема, предложение и научиться работать с ними. Учитывая, что у дошкольников в большей мере сформировано наглядно-образное мышление, то при правильно построенной работе коррекция грамматического строя речи будет проходить достаточно эффективно, поскольку наглядные модели несут в себе образный тип информации, доступный для детей дошкольного возраста.
Наглядное моделирование успешно применяется во всех сферах работы по развитию речи. Несмотря на то, что данный метод был описан во многих исследованиях, необходимо изучить его особенности и определить эффективность этого метода в логопедической работе по коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, чем обусловлена актуальность нашего исследования.
Объект исследования: грамматический строй у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: использование метода наглядного
моделирование в работе по коррекции грамматического строя речи у детей с ОНР...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Достаточный уровень сформированности грамматического строя речи всегда являлся необходимым условием коммуникации, овладения устной и письменной речи в целом. Успешное обучение ребенка в школе во многом зависит от степени развития грамматики.
Исследовав литературу по данной теме, мы обнаружили, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно полноценно происходит процесс усвоения грамматического строя речи. Своеобразие овладения грамматикой детьми с общим недоразвитием речи проявляется в расхождении развития синтаксической и морфологической систем языка, семантических и формально - языковых компонентов, в более медленном темпе усвоения, а также в искажении общей картины всего речевого развития. Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение и длительные тренировочные упражнения по усвоению различных навыков и умений, которые помогут в формировании грамматического строя речи. Чтобы этот процесс был более интересным и занимательным для ребенка нужно подобрать такие приемы, которые привлекут внимание детей и вызовут у них интерес к коррекционному процессу. Одним из таких приемов, по нашему мнению, является метод наглядного моделирования. В логопедической работе могут существовать различные формы применения наглядных моделей. Использование схем, схематических рисунков, различных чертежей, условных обозначений, пиктограмм, стилизованных изображений, все это безусловно повысит качество коррекционного процесса.
Проведя анализ результатов констатирующего эксперимента, нами было выявлено дети старшей дошкольной группы с общим недоразвитием речи чаще всего имеют средний уровень развития грамматики, а именно синтаксических умений и навыков. Чаще всего у детей данной группы нарушено построение грамотного высказывания, понимание беспредложных связей, структурирование различных синтаксических конструкций.
В ходе формирующего педагогического эксперимента мы использовали метод наглядного моделирования в форме разработанных нами пиктограмм, схем, схематических изображений, условных обозначений и составленных с их помощью игр, и упражнений. Проведя сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента, нами было выявлено, что улучшения присутствуют у каждого ребенка, как незначительные, так и до повышения уровня сформированности синтаксических умений и навыков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность метода наглядного моделирования в коррекции синтаксических умений и навыков у детей с ОНР, доказана. Метод наглядного моделирования является продуктивным способ коррекции грамматического строя речи.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
3. Булычева, С.Г. Формирование падежных конструкций [Электронный ресурс] / С.Г. Булычева // Логопед. - 2009 - №2. - Режим доступа: https://vk.com/doc84877491438367092?hash=8cd520de3b37c5179b&dl=55f53a3 8406d16f32b
4. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
5. Венгер Л.А. Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 240 с.
6. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / под. ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
7. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2007. - 224 с.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического
обследования / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
10. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование
[Электронный ресурс] / В.В. Давыдов, А.У. Варданян. - Режим доступа: http ://elib. gnpbu.ru/text/davydov-vardanyan uchebnaya-deyatelnost-i- modelirovanie 1981/go,2;fs,0/
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
13. Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям / Н.Е. Ильякова. - М.: ГНОМ и Д, 2004. - 32 с.
14. Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От прилагательных к рассказам- описаниям / Н.Е. Ильякова. - М.: ГНОМ и Д, 2004. - 26 с.
15. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше - М.: Просвещение, 1985. - 207 с...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ